Машина для строжки деревянных полов СО-97 (ТУ 22-2993—74) предназначена для механизированной строжки деревянных полов вдоль волокон с максимальной глубиной строгания до 3 мм.
Питание машины для строжки полов осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц с глухо заземленной нейтралью через штепсельное соединение ИЭ-9901А-12 с защитным заземляющим контактом.
Рис. 1. Машина для строжки деревянных полов СО-97
1 — передний ролик; 2 — ножевой барабан; 3 — нож с креплением; 4 — корпус;) 5 —рым-болт; 6 — сухарь; 7 — свободное пространство; 8 — винт; 9 — нож; 10 — ползун с винтом; 11 — болт регулировки натяжения ремней; 12 — ремни клиноременной передачи; 13 — электродвигатель; 14 — блок подключения электродвигателя; 15 — рукоятка винтового механизма; 16 — кнопочный пост управления; 17 — гайка регулирования глубины строгания; 18 — рукоятка; 19 — стойка; 20 — токоподводящий кабель; 21 — штепсельное соединение; 22 — тяга; 23 — пружина; 24 — гайка; 25 — заднее колесо; 26 — траверса
Работа с использованием машины для строжки полов разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного защитного заземления машины.
Устройство машины (рис. 1). Машина для строжки полов состоит из корпуса, ножевого барабана, электродвигателя, ограждения, узла управления, ходовых колес и токоподводящего кабеля со штепсельным соединением.
Корпус машины представляет собой деталь коробчатой формы со специальной полостью для установки, ножевого барабана и отверстием в задней части для выброса стружки.
Ножевой барабан выполнен в виде цилиндра с пазами типа «ласточкин хвост», в котором с помощью винтов и сухарей трапецеидальной формы крепятся ножи. Ножевой барабан укреплен со сдвигом вправо и позволяет производить обработку пола на близком расстоянии от стены. На левом конце оси ножевого барабана установлен вентилятор для выброса стружки.
Асинхронный трехфазный электродвигатель с короткозамкнутым ротором в отдельном корпусе размещен в верхней части машины и вращается в двух шарикоподшипниках.
Клиноременная передача состоит из двух шкивов, насаженных на валы электродвигателя и ножевого барабана, и двух клиновидных ремней. Клиноременная передача закрыта кожухом. Подвижное болтовое соединение корпуса электродвигателя с корпусом машины позволяет производить регулировку натяжения клиноременной передачи.
Узел управления имеет стойку с двумя рукоятками для перемещения машины, устройство для регулирования глубины строгания и быстрого вывода барабана из зоны резания.
Глубина строгания регулируется поднятием и опусканием задних колес, установленных на траверсе. Траверса перемещается тягой с помощью закрепленной на ней в верхней части стойки с гайкой. Тяга опирается на пружину, расположенную внутри стойки. Сила натяжения пружины регулируется гайкой, расположенной в нижней части тяги.
При вращении верхней гайки и сжатии пружины траверса вместе с задними колесами поднимается, а зазор между ножевым барабаном и полом сокращается, увеличивая глубину резания. И, наоборот, при ослаблении пружины опускаются задние колеса, а ножевой барабан поднимается выше по отношению к полу.
Быстрый вывод ножевого барабана из зоны резания осуществляется рукояткой винтового механизма, связанного с тягой. Рукоятка винтового механизма помещается в верхней части стойки.
Пуск и остановка электродвигателя производятся магнитным пускателем с помощью кнопочного поста управления, закрепленного в верхней части стойки.
Принцип работы машины. Включением электродвигателя в сеть крутящий момент через клиноремен-ную передачу передается ножевому барабану. Поступательное движение машины и вращение ножевого барабана с укрепленными на нем ножами производят продольное строгание полосы пола шириной 275—310 мм методом срезания дерева на глубину до 3 мм и выброс стружки за счет вихревого потока воздуха, создаваемого лопастями вентилятора.
В комплект поставки кроме машины в сборе входят: ножи — 3 шт., ремни —2 шт., ключ специальный, линейка для установки ножей, паспорт.
Проверка исправности и подготовка машины к работе. После протирки поверхностей машины устанавливают ножи режущей кромкой наружу, а затем проверяют ее исправность. При подготовке машины к работе проверяют:
— наличие консистентной смазки в подшипниках, винтовом соединении механизма подъема и осей траверс, целость уплотняющих элементов подшипников;
— надежность крепления деталей и затяжки резьбовых соединений;
— исправность изоляции токоведущего кабеля и штепсельного соединения;
— соответствие напряжения и частоты тока в сети паспортным данным машины;
четкость работы кнопок поста управления работой электродвигателя холостым пуском при поднятом ножевом барабане;
— наличие посторонних стуков и шумов во время холостого опробования машины;
работу механизма подъема и опускания ножевого барабана;
натяжение ремня клиноременной передачи.
Перед началом работы необходимо проверить надежность и правильность установки ножей. Для этого машину опрокидывают для обеспечения свободного доступа к ножам, устанавливают внутрь паза сухарь, затем отвинчивают три упорных винта и опускают ползун для подъема ножей в гнезде. Отвернув винты, вставляют ножи режущей кромкой в сторону переднего ролика и слегка поднимают нож сухарем с помощью упорных винтов. Возвышение режущей кромки ножей над барабаном не должно превышать 3 мм. После выверки ножи крепят наглухо. На надежность крепления ножей следует обращать особое внимание, так как слабое крепление ножей может привести к аварии и поломке машины.
Хорошая работа машины зависит и от правильной регулировки положения ножевого барабана. Для этого рукоятку винтового механизма ставят в рабочее положение и переводят гайку натяжения пружины тяги в крайнее нижнее положение. К середине переднего ролика и поочередно к задним роликам прикладывают линейку. Вращая верхнюю гайку на стойке управления, добиваются, чтобы передний и задний ролики и режущая кромка ножа касались линейки. После перевода рукоятки винтового механизма в транспортное положение нижней гайкой регулирования следует поджать пружину до 80— 82 мм.
Если неисправностей не обнаружено, а обнаруженные устранены и выполнены необходимые регулировочные работы, можно приступать к работе.
Приемы и порядок выполнения работ, Перед выполнением работ надевают перчатки и защитные галоши. Машину для строжки полов через штепсельное соединение подключают к сети трехфазного переменного тока. Перед включением электродвигателя проверяют положение рукоятки винтового механизма: она должна быть в крайнем левом положении. Машину устанавливают перед собой так, чтобы она заняла устойчивое положение, при этом левую руку кладут на левую рукоятку, а правой нажимают на кнопку — Вкл.».
Приведя во вращение ножевой барабан, машину ставят в исходное положение для строгания и правой рукой поворачивают рукоятку винтового механизма по часовой стрелке до упора, при этом ножевой барабан опустится вниз, а затем той же рукой, поворачивая верхнюю гайку, устанавливают нужную глубину строгания.
Взявшись двумя руками за ручки управления, машину плавно продвигают вперед по поверхности, подлежащей обработке.
Обработку пола производят прямыми полосами, перекрывая каждый раз предыдущую полосу на 50—100 мм. Для предотвращения выкрашивания древесины дощатый пол строгают вдоль волокон.
Обратное продвижение машины для нового захода осуществляют при поднятом ножевом барабане. Для быстрого отвода ножевого барабана от обрабатываемой поверхности в верхнее положение без нарушения установленной глубины строгания необходимо рукоятку винтового механизма отвести в крайнее левое положение.
При правильной установке ножей и регулировке ножевого барабана получается гладкая, ровная поверхность пола с едва заметными желобками поперек полосы строгания. Чем медленнее продвигается машина при строжке пола, тем желобки будут меньше и малозаметнее.
Во время выполнения работ нельзя касаться руками одновременно металлических предметов (трубопроводов, радиаторов и т. п.) и самой машины.
При необходимости работы машиной на другом этаже ее переносят вчетвером, держа ее за рукоятки и железный пруток, продетый через рым-болт.
После окончания работ машину отключают от сети штепсельным соединением, очищают от стружки и пыли, токоподводящии кабель протирают ветошью и аккуратно сматывают, весь комплект сдают на хранение.
На рабочем месте также наводят порядок: стружки и мусор убирают в установленное для этого место.
Меры безопасности при выполнении работ. Наличие в машине для строжки полов вращающегося оборудования и использование для работы переменного трехфазного электрического тока напряжением 380 В требуют строгого соблюдения требований безопасности труда.
Работать с машиной без диэлектрических перчаток и галош и без надежного защитного заземления машины запрещается.
Подключать машину к питающей сети можно только с помощью штепсельного соединения, имеющего защитный заземляющий контакт.
Для защиты от коротких замыканий необходимо применять предохранители, номинальный ток плавкой вставки которых не более 15 Л.
Для обеспечения безопасности труда перед началом работ следует проверить:
- исправность цепи зануления машины;
- отсутствие замыкания на корпус;
- исправность заземляющего устройства;
- исправность изоляции токоведущего кабеля;
- целостность диэлектрических перчаток и галош;
- правильность подключения нулевого защитного провода токоведущего кабеля к нулю питающего пункта;
- свободный ход толкателей кнопок поста управления;
- затяжку резьбовых соединений;
- надежность крепления ножей.
Во время работы с машиной не допускаются:
- скручивание, перегибы, натяжение кабеля;
- попадание кабеля под колеса и в рабочий орган машины;
- попадание пыли и влаги в штепсельное соединение;
- скопление пыли и грязи на кнопочных пускателях и в полости между резиновым протектором и пластмассовым корпусом поста управления машины.
При перерывах в работе, ремонте, прекращении подачи электроэнергии машину следует отключить от сети, для чего необходимо нажать кнопку «Стоп» кнопочного поста управления машины, а затем отключить вилку то-коподводящего кабеля от источника электроэнергии.
В процессе выполнения работ запрещается:
- устранять неисправности во время работы машины;
- работать на машине при снятом защитном кожухе;
- строжка загрязненных полов, а также полов, имеющих гвозди и другие металлические включения.
Так как уровень шумовой характеристики машины превышает установленные гигиенические нормы, длительность работы на ней допускается не более 4 ч в смену.
Техническое обслуживание и смазывание машины проводится с целью поддержания машины для строжки полов в технической исправности и готовности к работе.
Технические обслуживания бывают: ежесменное и периодические.
Ежесменное техническое обслуживание проводится ежедневно и включает:
- очистку машины от стружек, грязи и пыли;
- подтяжку крепежных деталей;
- проверку натяжения клиновых ремней;
- осмотр крепления ножей;
- проверку надежности крепления контактов заземления;
- проверку целостности резиновой оболочки токоподво-дящего кабеля;
- проведение внешнего осмотра машины и выявление внешне определимых неисправностей.
Периодические технические обслуживания проводятся через каждые 200 ч работы машины.
Они включают:
- проведение работ по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверку надежности уплотнения подшипников ножевого барабана и роликов;
осмотр всех контактных систем и электрических соединений между всеми контактными зажимами магнитного пускателя и кнопочного поста управления;
- устранение отдельных неисправностей в узлах магнитного пускателя и кнопочного поста управления, препятствующих их нормальной эксплуатации или снижающих ее эффективность;
- надежную затяжку всех винтовых соединений магнитного пускателя и кнопочного поста управления;
- замену смазки в подшипниках и узлах.
Смазывание основных узлов и подшипников производят в соответствии с картой смазки:
- подшипники вала ножевого барабана, переднего и заднего роликов, корпуса выключателя — смазкой УТ-1 (консталин) через 200 ч работы машины;
- подшипники электродвигателей — той же смазкой через 500 ч работы;
- резьбу винтового соединения механизма подъема — смазкой пресс-солидол С через 100 ч работы машины.
Разборочно-сборочные работы и замену изношенных или вышедших из строя сборочных единиц осуществляются в ремонтной мастерской квалифицированными специалистами.
После проведения разборочно-сборочных работ машину испытывают по специальной программе, в которую входят проверка правильности сборки, испытания электрической прочности изоляции, исправности изоляции, замеряют шумовые и вибрационные характеристики машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машина для строжки деревянных полов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы