Существуют два способа укладки железнодорожного пути: раздельный и звеньевой. При раздельном способе на место укладки доставляют шпалы, рельсы и скрепления и эти элементы пути последовательно укладывают и собирают. Процесс укладки пути таким способом состоит из многих операций и поэтому трудно поддается механизации.
Звеньевая укладка пути предусматривает его монтаж из готовых звеньев, собираемых на специально оборудованных полигонах при более высокой степени механизации, чем это делается непосредственно на трассе дороги.
Строительно-ремонтный поезд СРП-2. Он состоит из энергосилового агрегата, путеукладчика и нескольких (трех-четырех) специально оборудованных платформ.
Энергосиловой агрегат является основным механизмом поезда, базой которого является мотовоз МД-54. На нем установлены электрогенератор мощностью 25 кВт, лебедка ЦЛ-3, преобразователь частоты тока ПСЧ-5 и щит управления с контрольно-измерительными и защитными приборами. Генератор за счет части мощности дизеля вырабатывает электроэнергию, которая расходуется на питание двигателей лебедки, механизмов путеукладчика и электрифицированных инструментов (через преобразователь частоты), которыми снабжается поезд СРП-2.
Трехбарабанная лебедка предназначена для валки деревьев на дорожной полосе, перемещения пачки звеньев с платформ, находящихся вне досягаемости путеукладчика, на платформу последнего, уборки древесины с трассы дороги и выполнения по-грузочно-разгрузочных работ.
Основные данные энергосилового агрегата: сцепной вес мотовоза с оборудованием 12 т, все четыре оси — ведущие, скорость движения от 3,5 до 21,8 км/ч.
Путеу кладчик стройпоезда смонтирован на четырехосной платформе и состоит из фермы, грузовой тележки, звеноза-хвата, грузоподъемного механизма, механизма передвижения тележки, натяжного приспособления концевых блоков, роликов, ограничителя, концевого выключателя, каната грузовой тележки.
Ферма путеукладчика образована двумя порталами и четырьмя парами подкосов, связанных поперечинами, на которые опирается кран-балка с двумя неодинаковыми консолями. Более длинная предназначена для укладки восьмиметровых звеньев или рельсов, другой, короткий, конец консоли используется для погрузки на смежную платформу двух-трех рядов шпал без перемещения вручную. Для подъема и перемещения груза по кран-балке служит электроталь ТЭ-2. Механизм подъема электротали отделен от механизма перемещения, оба механизма установлены на кран-балке.
Грузовая тележка (рис. 100,а) предназначена для передвижения груза по кран-балке. Ее колеса перекатываются по нижним полкам швеллеров кран-балки путеукладчика. Щеки тележки 1 соединены стяжками 2, в которых закреплены оси 3 колес 4. На этих же осях установлены блоки 5 грузоподъемного каната, на котором подвешен подвижной грузовой блок. К обойме последнего крепится звенозахват и грузовой крюк. При раздельной укладке или разборке к грузовому крюку подвешивается рельсозахват, стропы или другие приспособления для подъема груза.
На конце меньшей консоли кран-балки установлен блок с натяжным устройством, конструкция которого показана на рис. 100, е. Его назначение выбирать слабину каната передвижения грузовой тележки. На противоположном конце кран-балки поставлено два блока на одной оси — для грузоподъемного каната и каната движения грузовой тележки. Механизмы, приводящие в действие эти канаты, установлены в средней части кран-балки.
Грузоподъемный механизм имеет корпус с барабаном, электродвигатель, редуктор и электромагнитный тормоз. На барабан намотан канат диаметром 11 мм, один конец которого закреплен на барабане, а другой на конце короткой консоли. Для предупреждения аварии на кран-балке установлен концевой выключатель, а на канате в соответствующем месте закреплена бобышка.
Электродвигатель с редуктором служит для вращения барабана грузоподъемного механизма. Короткоходовой электромагнитный тормоз, укрепленный на редукторе, удерживает на весу поднятый груз. Замыкание тормоза производится пружиной, а размыкание электромагнитами, включенными параллельно с электродвигателем. Благодаря этому размыкается и замыкается тормоз автоматически при включении или выключении тока в цепи электродвигателя.
Рис. 100. Узлы путеукладчика (размеры, мм):
а — грузовая тележка: 1 — корпус; 2 — стяжные болты; 3 — ось тележки; 4 — колесо; 5 — блок; б — ролик: 1 — опора; 2 — ось; 3 —ролик; 4 — деталь крепления оси; в — натяжное устройство каната грузовой тележки; 1 — направляющая; 2 — ось блока; 3 — блок;, 4 — крышка блока; 5 и 6 — натяжной болт с гайкой; 7 — ось; 3 – тяга; 9 — поперечина
Механизм передвижения грузовой тележки по кран-балке представляет собой небольшую лебедку с двумя одинаковыми барабанами, на которых закрепляют концы канатов диаметром 6,2 мм. Другие концы этих канатов закрепляют за крайние стяжки 2 (см. рис. 100,а), предварительно обогнув концевые блоки 3 (см. рис. 100,6). Когда барабаны механизма передвижения вращаются, наматываемая ветвь каната перемещает грузовую тележку по кран-балке в ту или иную сторону. Натяжное устройство каната грузовой тележки показано на рис. 100,0.
Магнитные пускатели электродвигателей механизмов подъема груза и перемещения тележки, соединительная муфта для подключения силового кабеля, идущего от энергосилового агрегата, и кнопочный пост управления механизмами путеукладчика расположены в одном месте, возле портала путеукладчика.
Специально оборудованные платформы являются основной частью строительно-ремонтного поезда. Дополнительное оборудование этих платформ составляют ролики (см. рис. 100,6), установленные на настиле платформ по четыре пары на каждой, и винтовые зажимы. Ролики предназначены для передвижения по ним пачки звеньев на платформу путеукладчика, которая имеет такие же ролики. При погрузке звеньев нижнее из них укладываются вверх шпалами и рельсами ложится на ролики. В неподвижном состоянии это звено и вся пачка удерживаются винтовыми зажимами.
На каждой платформе и на путеукладчике размещается по шесть-девять звеньев, в зависимости от марки рельсов и типа шпал. Пакет звеньев перемещается с платформ на путеукладчик (при укладке пути) или с путеукладчика на платформы (при разборке пути) с помощью лебедки энергосилового агрегата. При переходе пакета с одной платформы на другую возможны значительные наклоны их в продольном направлении и снятие поднятого конца платформы со шкворня. Во избежание этого на концах шкворней просверлены отверстия и в них вставлены шплинты.
Строительно-ремонтный поезд СРП-2 кроме основного оборудования оснащается путерасшивателем, мотопилами, сучко-резками, электрифицированным путевым инструментом, кабелями, канатами, блоками, чокерами и другим рабочим оборудованием.
Путерасшиватель служит для отделения рельсов от шпал с выдергиванием костылей при разборке рельсового пути раздельным способом. При расшивке пути ролики заводятся под подошвы рельсов и при движении прицепленного к-платформе или тягачу путерасшивателя ролики приподнимают рельсы, благодаря чему костыли выдергиваются.
Наличие на стройпоезде различных механизмов позволяет ему выполнять механизированным путем ряд основных и вспомогательных работ. Укладывает путь звеньевым способом бригада из четырех рабочих, выполняя следующие операции: перемещение поезда на одно звено, захват и подачу рельсового звена на место укладки, сбалчивание стыков, разгонку шпал, добавку недостающих шпал, рихтовку звена и перестановку тормозного башмака.
Позвенно перемещается строительный поезд СРП-2 во время укладки или разборки пути энергосиловым агрегатом (мотовозом). КирНИИЛП разработал и внедрил дистанционное управление энергосиловым агрегатом с пульта крана путиукладчика.
Дистанционное управление осуществляется при помощи дополнительного привода, в состав которого входят: электродвигатель номинальной мощностью 13,5 кВт, червячный редуктор с передаточным числом 12,3, цепная передача и механизм включения. При включении кнопки «вперед» или «назад» срабатывает электропневматический узел, автоматически ослабляются тормоза и включается электродвигатель дополнительного привода. При выключении указанных кнопок пульта управления электродвигатель отключается, поезд останавливается за счет самотормозящейся червячной пары редуктора. В этот же момент срабатывает электропневматический узел и автоматически затормаживается пневматический тормоз.
Остановка стройпоезда под воздействием двух факторов — самоторможения и пневматического тормоза вызывает толчки и большие инерционные усилия в деталях привода. Поэтому включение в его состав червячного редуктора недостаточно обосновано.
Кинематическая схема энергосилового агрегата с дистанционным управлением приведена на рис. 101.
При укладке или разборке пути раздельным способом, т. е. поэлементно, грузоподъемные и грузопереместительные операции выполняются соответствующими механизмами путеукладчика и лебедкой энергосилового агрегата. В последнем случае рекомендуется работать по замкнутой схеме, обеспечивающей возвратно-поступательное движение канатов. С этой целью концы канатов одного и другого барабанов соединяются, будучи пропущенными через необходимое число направляющих блоков. При этом один барабан лебедки предназначается для движения каната вперед, другой — назад. Элементы пути и растаскиваемые деревья, бревна и пр. при помощи чокеров присоединяются к соответствующему канату и перемещаются им в нужном направлении.
Рис. 101. Кинематическая схема энергосилового агрегата поезда СРП-2 с дистанционным управлением:
1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3, 4 и 5 — цепные передачи; 6~ генератор; 7-— электрощит; 8 и 18 — упругие муфты; 9 — реверс-редуктор;( 10 — паразитный вал; 11 и 20 — полумуфты; 12 и 14 — звездочки; 13— цепь; 15 — вал; 16 — ограждение; 17 — червячный редуктор; 19 — электродвигатель; 21 — рычаг; 22 — гайка; 23, 24, 25, 26 и 27 — узлы силовой передачи; 28 — силовой кабель; 29 — магнитный пускатель; 30 — электропневматический узел; 31 ~ воздухопровод; 32 — тормозной цилиндр; 33 — ресивер; 34 — пульт управления
Путеукладчик на базе узкоколейного крана укладывает путь звеньями, пакеты которых доставляются к месту укладки на сцепах из двух легких тележек. Последние после израсходования звеньев краном снимаются с пути, а на их место подтягивается очередной сцеп и т. д. После укладки звеньев с последнего сцепа тележки вновь ставятся на путь, сцепляются между собой и в составе поезда направляются за новой партией звеньев.
(Крановые установки на тракторах общего назначения и трелевочных также могут использоваться для звеньевой укладки пути. При этом в зависимости от конструкции и вылета стрелы рассматриваемая работа выполняется двояко: с передвижением крана по оси укладываемого пути (в этом случае платформы, на которых доставляются звенья, должны быть оборудованы роликами по типу, описанному выше); с передвижением крана сбоку укладываемого пути, при этом платформы могут не иметь роликов.
Трелевочные тракторы могут укладывать звенья «со щита», на который звенья грузятся и удерживаются индивидуальными чокерами. Укладка начинается с нижнего звена, который предварительно отцепляется от пачки и задним концом прибалчивается к звену, уже уложенному в путь. При этом трактор движется по оси пути, постепенно наращивая последний.
Для звеньевой укладки пути могут применяться и другие-средства, например портальные укладчики с тракторной тягой и т. д. Не следует забывать, что основным агрегатом для этой цели остается стройпоезд СРП-2.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для укладки верхнего строения пути"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы