Для передачи вращения от ведущего вала к ведомому в автомобильных кранах чаще всего применяются зубчатые и червячные передачи. Для привода генератора на кранах с электрическим приводом используется клиноременная передача. Цепные передачи применяются как исключение.
Зубчатые передачи
Передачи делятся на цилиндрические и конические, состоящие из ведущего и ведомого колес. Цилиндрические передачи позволяют передавать нагрузки между параллельно расположенными валами, конические — между перекрещивающимися валами. Цилиндрические передачи выполняются с прямыми и косыми зубьями, конические — с прямыми, косыми и криволинейными зубьями.
Зубчатые передачи могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми. Каждая ступень состоит из пары зубчатых колес.
Основными величинами, характеризующими колесо цилиндрической зубчатой передачи, является модуль и число зубьев. Произведение mz равно диаметру начальной окружности колеса, произведение определяет величину шага зацепления. В зацеплении не могут находиться зубчатые колеса, имеющие различные модули.
Конические зубчатые передачи характеризуются средним модулем зацепления тср, который определяет размер среднего диаметра конического зубчатого колеса и соответствующую ему величину шага зацепления.
Когда число зубьев ведомого колеса больше числа зубьев ведущего колеса (шестерни), ведомое колесо вращается медленнее ведущего; такую передачу называют понижающей или замедляющей. В автомобильных кранах применяются замедляющие зубчатые передачи.
В тихоходных зубчатых передачах применяются конические и цилиндрические зубчатые колеса с прямыми зубьями. В среднескоростных и быстроходных передачах (редукторах) зубчатые колеса выполняются с косыми и криволинейными зубьями.
Рис. 1. Схемы зубчатых передач:
а — с цилиндрическими шестернями; б — с коническими; 1 — ведущее колесо; 2 — ведомое
Зубчатые колеса для грузоподъемных кранов в большинстве случаев изготовляются из термически обработанных сталей различных марок. Наиболее часто шестерню (малое зубчатое колесо в паре) делают кованой или штампованной из углеродистой или легированной стали 40, 45, 50, 40Х, 40ХН и других марок, а зубчатое колесо (большое в паре) —литым или кованным из углеродистой или легированной стали 35, 45, 35Л, 55Л и др.
Материал шестерни и зубчатого колеса в паре, а также режим их термической обработки подбирают так, чтобы поверхностная твердость зубьев шестерни была выше твердости зубьев колеса на 15+5%, что приводит к более равномерному износу зубьев в зубчатой паре.
Червячные передачи Червячные передачи применяются при значительных передаточных числах и перпендикулярно перекрещивающихся валах. На рис. 2 показана червячная передача, состоящая из червяка и червячного колеса, установленного на валу. Червячная передача отличается компактностью конструкции и бесшумностью при работе на сравнительно больших числах оборотов ведущего вала (червяка).
Основными величинами, характеризующими червячную передачу, является модуль ms, определяющий величину шага зацепления в плоскости оси червяка и торцового сечения червячного колеса, угол подъема винтовой линии Я на начальном цилиндре червяка и число зубьев z2 червячного колеса. Передаточное число червячной пары определяется отношением числа зубьев червячного колеса к числу заходов червяка.
Рис. 2. Схема червячной передачи:
1 — червяк; 2 — червячное колесо
При передаче движения червячной парой происходит значительное трение в зацеплении, поэтому при углах подъема винтовой линии червяка менее 4°30’ усилия могут передаваться только в одном направлении — от червяка к колесу; такая червячная передача называется самотормозящейся. При угле подъема винтовой линии червяка более 4°30’ передача усилий возможна в двух направлениях — от червяка к колесу и от колеса к червяку; такая червячная передача называется несамотормозящейся.
Червячные передачи широко применяются в автомобильных кранах. Самотормозящиеся передачи обычно используются в механизмах вращения поворотной части крана, несамотормозящиеся — в механизмах привода грузовых, грейферных и стреловых лебедок.
В червячной передаче автомобильных кранов с механическим приводом червяк выполняют за одно целое с ведущим валом и изготовляют поковкой или штамповкой из стали 45. Червячное колесо делают составным. Зубчатый обод (венец) выполняют из антифрикционного чугуна СЧ 21-40 и соединяют болтами с барабаном лебедки.
У червячных передач коэффициент полезного действия обычно бывает невысоким и сравнительно быстро изнашиваются зубья червячного колеса.
Редукторы
Зубчатые передачи применяются как в закрытом, так и в открытом исполнении, а червячные передачи — только в закрытом исполнении. Закрывая зубчатая передача, когда вал с зубчатыми колесами помещен в жесткий корпус, закрытый крышкой, называется редуктором. При наличии в таких редукторах масляной ванны создаются хорошие условия для жидкостной смазки.
Открытые зубчатые передачи обычно бывают тихоходные; устанавливаются они с валами на отдельных самостоятельных подшипниковых опорах. Такой тип передачи не имеет масляной ванны и защищен кожухом, предохраняющим их от загрязнения и повреждений. Зубья передачи смазываются густой (консистентной) смазкой.
Клиноременная передача
Клиноременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, насаженных на соответствующие валы. Шкивы имеют канавки— желобки трапецеидальной формы и соединены между собой ремнями такого же профиля. Благодаря клиновой форме сцепление ремня со шкивом довольно значительно. Количество ремней, соединяющих шкивы передачи, зависит от передаваемой мощности и может быть один или несколько.
Клиновые ремни изготовляются преимущественно бесконечными по ГОСТам 1284—57 и 5813—64.
Клиноременные передачи применяют для привода генератора при электрическом силовом приводе крана.
Для получения необходимого натяжения ремни подтягивают в процессе эксплуатации, передвигая генератор на салазках или поворотной плите. Когда положение валов передачи должно быть постоянным, для натяжения ремней устанавливают натяжной ролик. Применять натяжной ролик необходимо в исключительных случаях, так как последний снижает долговечность ремней.
Цепь, как и ремень в ременной передаче, является своеобразной гибкой связью, но передает усилие не под действием сил трения, а в результате зацепления, не допускающего проскальзывания. В такой цепной передаче сочетаются некоторые свойства зубчатой и ременной передач. Приводные цепи изготовляют по ГОСТу 2599—50.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механические передачи автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы