Основания из грунтов, укрепленных органическими вяжущими, применяют в тех районах, где отсутствуют крупнозернистые минеральные материалы.
По сравнению с цементогрунтовыми, битумогрунтовые конструктивные слои обладают значительно меньшей жесткостью, большей пластичностью, которая увеличивается с повышением температуры.
Технология приготовления смеси также имеет свои особенности. Так, например, после введения в грунт цемента сроки смешения, увлажнения и уплотнения смеси строго ограничиваются. При укреплении же грунтов битумом (дегтем) время приготовления смеси регулируется только сменным заданием и зависит главным образом от совершенства и производительности механизмов, а формирование готового слоя протекает только при теплой и ясной погоде с температурой воздуха более 10 °С.
Для укрепления грунтов применяют медленно- и среднегустеющие жидкие битумы, дегти каменноугольные Д-3, Д-4 и сланцевые С-3, С-4, С-5, вяжущие битумы в виде эмульсий. Такие вяжущие легко перемешиваются с частицами грунта, обладают необходимым сцеплением для создания хорошей связи зерен и агрегатов между собой.
Наилучшим является вяжущее, которое будет достаточно жидким при смешивании, а после уплотнения смеси быстро набирает вяжущие свойства. Таким условиям лучше всего удовлетворяют медленно распадающиеся эмульсии и жидкие битумы, густеющие со средней скоростью.
Битумные эмульсии пригодны лишь для укрепления несвязных супесчаных и легкосуглинистых грунтов. Наиболее широкое применение находят битумные эмульсии для укрепления легких и пылеватых песчаных грунтов.
В СНГ используют в основном анионоактивные эмульсии. Для ускорения формирования структуры грунта и обеспечения его водостойкости в грунт вводят известь (2—3% по массе).
Катионоактивные эмульсии более распространены за рубежом. Они обеспечивают высокую адгезию битумной пленки, а слабая гидратация адсорбированного слоя способствует быстрому формированию смеси, упрочнению грунта независимо от погодных условий.
Физико-механические свойства грунтов, укрепленных органическими вяжущими, могут колебаться в широких пределах в зависимости от назначения конструктивного слоя, рода грунта, марки вяжущего и способа производства работ.
При использовании органических вяжущих применяют два основных способа приготовления смеси: смешивание на дороге и в установке. Эти способы различаются не только по типу применяемых механизмов для приготовления смеси, но и по марке вяжущего, рабочей температуре подогрева вяжущего и грунта.
Способ смешения на дороге широко применяют в дорожном строительстве. Он не сложен и позволяет использовать для смешения фрезы, однопроходные грунтосмесительные машины, автогрейдеры.
При устройстве оснований из грунтов, укрепленных органическими вяжущими, преимущество следует отдать способу смешения на дороге как наиболее простому и производительному. При этом только в особых случаях, когда требуется повышенная прочность основания под капитальные типы покрытия, следует применить способ смешения в установке.
Однако независимо от способа производства работ в основе технологического процесса укрепления фунтов органическими вяжущими материалами лежат общие принципиальные положения, имеющие целью получить смеси с заданными свойствами и обеспечить нормальную работу конструктивного слоя в условиях эксплуатации дороги:
1. Применение более совершенных механизмов для измельчения грунта, перемешивания его с вяжущим и уплотнения обеспечивает получение более высоких качественных показателей смеси.
2. Связные грунты перед введением вяжущего должны тщательно измельчаться. Чем выше степень измельчения грунта (чем меньше останется мелких грунтовых комочков размером более 5 мм), тем эффективней и Равномерней будут протекать процессы взаимодействия частиц грунта с вяжущим с образованием поглотительных соединений, определяющих структуру смеси.
3. Чем больше содержит грунт глинисто-коллоидных частиц, тем выше Должна быть степень его измельчения, тщательнее процесс перемешивания.
4. Чем совершеннее качество уплотнения смеси, тем глубже происходит пропитка агрегатов грунта вяжущим и эффективнее проявляются клеящие свойства последнего, способствуя образованию устойчивой коагуля-ционной структуры. В этом отношении наиболее совершенным является виброуплотнение с последующей прикаткой тяжелыми катками на пневматических шинах. При таком способе уплотнения смесь будет обладать наименьшей пористостью и минимальным размером пор, что значительно повысит ее водоустойчивость.
5. Чем более вязким будет вяжущее, применяемое для укрепления грунта, тем более устойчивой будет битумо- или дегтегрунтовая смесь.
6. Укрепленный грунт следует укладывать на поверхность, отвечающую в отношении ровности и плотности требованиям, предъявляемым к основаниям усовершенствованных покрытий.
Самым важным и принципиальным фактором, обеспечивающим эффективность технологического процесса и качество готовой смеси, является наличие в грунте оптимальной влажности перед укреплением его органическим вяжущим. Влажность грунта перед его смешением с органическим вяжущим должна быть в пределах между максимальной гигроскопичностью и максимальной молекулярной влагоемкостью грунта. По своему состоянию это физически связанная вода, адсорбированная поверхностью грунтовых частиц. Она способствует адсорбционному понижению прочности структурных агрегатов фунта, облегчает его разрыхление и измельчение, способствует более равномерному распределению вяжущего в смеси, создает благоприятные условия для максимального уплотнения смеси при минимальных затратах механической энергии.
Испарение влаги из слоя битумо- или дегтегрунта приводит к образованию усадочных трещин И увеличению пористости. При последующем увлажнении это может привести к накоплению влаги в количестве, превышающем оптимальное, и к резкому снижению прочности конструктивного слоя. Поэтому для сохранения свойств конструктивного слоя необходима защита от высыхания и увлажнения, что достигается устройством поверхностной обработки по слою укрепленного фунта.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизация строительства оснований из грунтов, укрепленных органическими вяжущими"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы