На башенных кранах серии КБ применены унифицированные механизмы передвижения, которые крепятся либо на металлоконструкции ходовой рамы (тип I), как у крана КБ-16, либо на отдельной ходовой тележке (тип II), как у кранов КБ-60, типа КБ-100 и КБ-160.
В качестве привода механизмов передвижения использован агрегат МТРГУ-120 (мотор—тормоз—редуктор с межосевым расстоянием 120 мм). Агрегат (рис. 30) состоит из фланцевого электродвигателя, тормоза, охватывающего шкив соединительной втулочно-пальцевой муфты, и глобоидного редуктора. Все узлы смонтированы в виде одного блока и представляют жесткую монолитную конструкцию, не нуждающуюся в раме.
Рис. 30. Общий вид приводного агрегата МТРГУ-120:
1 — электродвигатель; 2 — тормоз; 3 — редуктор
Рис. 31. Редуктор РГУ-120:
а — вид сбоку, б — поперечный разрез; 1 — корпус; 2 — шарикоподшипники; 3 — глобоидный червяк; 4 — фонарь; 5, 13 — прокладки; 6, 11, 14 и 15 — крышки; 7 — ступица глобоидного червячного колеса; 8 — уплотнение вала; 9 — роликоподшипники; 10 — бронзовый венец колеса; 12 — глухая крышка
В нижние отверстия установлены крышки, во внутренних выточках которых расположены наружные обоймы конических роликоподшипников. Внутренние обоймы подшипников напрессованы на шейки ступицы глобоидного червячного колеса. Осевое перемещение колеса и регулировка осевого зазора подшипников осуществляется с помощью металлических прокладок.
Надежная работа редуктора обеспечивается ,точным монтажом червячной пары на заводе-изготовителе. Поэтому вскрывать редуктор в процессе эксплуатации не следует. Исключение составляет лишь глухая крышка.
Механизм передвижения крана КБ-16 (рис. 32) относится к I типу. Он состоит из редуктора, установленного посредине поперечной балки ходовой рамы, двух трансмиссионных валов, опирающихся на подшипники, шестерен открытой передачи и зубчатых венцов, привернутых к ходовым колесам. Один из валов трансмиссии соединен с редуктором посредством зубчатой муфты, служащей для компенсации несоосности валов при движении крана по прямолинейным участкам пути и для отсоединения ведущего колеса, движущегося по внутреннему рельсу при движении крана по закруглениям.
Тормоз механизма — электромагнитный. От попадания осадков он защищен металлическим кожухом.
Агрегат МТРГУ имеет трехопорное крепление. Двумя опорами является трансмиссионный вал, третьей—специальный кронштейн, соединяющий электродвигатель 9 агрегата с рамой крана.
Механизм передвижения кранов КБ-60, типа КБ-100 и КБ-160.2. Механизм передвижения этих кранов относится ко II типу и представляет собой ходовую тележку, которая бывает ведущей или ведомой.
Рис. 32. Механизм передвижения крана КБ-16:
а — общий вид, б — план; 1 — редуктор; 2 — валы; 3 — подшипники; 4 — шестерня открытой передачи; 5 — зубчатый венец колеса; 6 — колесо ходовое;
7 — зубчатая муфта; 8 — тормоз; 9 — электродвигатель
Ведущие тележки отличаются от ведомых тем, что имеют приводной агрегат МТРГУ-120, промежуточный вал и шестерни открытой передачи. Ведущие тележки кранов типа КБ-16&2 отличаются от тележек кранов КБ-60 и КБ-100 передаточным числом редуктора агрегата МТРГУ. В остальном тележки одинаковы.
Ведущая тележка (рис. 34) состоит из рамы коробчатого сечения, сваренной из листовой стали, шарнирно прикрепленного к ней шкворня, двух ходовых колес, приводного агрегата, закрепленного на промежуточном вале, шестерен открытой передачи, противоугонного захвата, сбрасывающих плужков и кожухов.
Рис. 33. Кинематические схемы механизмов передвижения:
а — крана КБ-16; б — червячного редактора КБ-16 первого выпуска; в — кранов КБ-60 типа КБ-100, КБ-100.1, КБ-160.2; цифры в скобках относятся к кранам КБ-160.2 и КБ-160.4
Ходовые колеса напрессованы на оси, опирающиеся на сферические роликоподшипники(рис. 35). Подшипники расположены в буксах, прикрепленных болтами к раме тележки. Конструкцией предусмотрена возможность выкатывания колес в сборе с осью и буксами при незначительном подъеме корпуса тележки.
На консольный конец оси колеса надета ведомая шестерня открытой передачи.
Рис. 34. Ведущая ходовая тележка
1 — рама; 2 — шкворень; 3 — кожух тормоза; 4 — приводной агрегат; 5 — колесо открытой передачи; 8 — противоугонный захват;
Вращение от приводного агрегата передается через промежуточный вал, который вращается в шарикоподшипниках, установленных в гильзе, вваренной в корпус тележки.
Агрегат МТРГУ надет на длинный консольный конец промежуточного вала и закреплен от смещения торцевыми болтами. На другой конец вала надета ведущая шестерня открытой передачи (см. кинематическую схему на рис. 33, в).
В ранее выпускавшихся кранах смазка подшипников промежуточного вала осуществлялась консистентной смазкой, закладываемой во внутрь гильзы при сборке тележки. В настоящее время в крышках предусмотрена масленка, а с внутренней стороны подшипника надето маслоотражательное кольцо. На разрезе Б—Б рис. 35, б левая подшипниковая опора вала показана по старому варианту, правая — по новому.
Шкворень служит для соединения ходовой тележки с флюгером ходовой рамы крана.
Вращение шкворня во флюгере дает возможность крану двигаться по криволинейным путям, а также переводить кран на перпендикулярные пути и сводить тележки в транспортное положение для уменьшения габаритов поезда. В цилиндрической части шкворня имеется кольцевая выточка, предназначенная для стопорного пальца флюгера, который можно установить в одно из двух положений: верхнее — для транспортировки крана, нижнее — для работы. При работе шкворень имеет возможность вертикально перемещаться во флюгере на величину 50— 60 мм, что позволяет тележке «следить» за неровностями подкранового пути.
В нижней части рамы тележки между колесами находятся клещевые противоугонные захваты, опирающиеся на заплечикц рамы.
Захват (рис. 36) состоит из литого стального корпуса, в пазу которого перемещается губка. Перемещение губки относительно корпуса осуществляется винтом при вращении его в гайке. Гайка имеет четыре грани и вставлена в прямоугольное гнездо корпуса. Винтовая пара закрыта кожухом, прикрепленным к губке шпильками.
На боковых поверхностях корпуса захвата и на кожухе имеются горизонтальные выступы, которыми захват опирается на за-плечики рамы тележки и передает вертикальные нагрузки при отрыве тележки от рельса.
Клещевые захваты рассчитаны на работу с губками, постоянно подведенными под голову рельса. Это повышает безопасность работы крана, так как полностью предотвращает возможность схода тележек с рельсов при неточной их укладке и опрокидывание крана при угоне его ветром.
Зазор между губками захвата и головкой рельса, необходимый для работы крана, обеспечивается при отвертывании винта до упора корпуса клещей в ограничительную шайбу.
С 1968 г. вместо ограничительной шайбы завод стал применять ограничительный болт.
Для работы крана с такими захватами вместо обычных железнодорожных рельсовых стыковых накладок должны применяться специальные накладки, позволяющие свободный проход захватов на стыках. Для этого накладки крепятся за подошву рельс и стягиваются тремя или четырьмя шпильками. Для предотвращения угона рельс, соседние отверстия двух рельсов соединяются скобой, приваренной к одной из накладок, или двумя тонкими планками с пальцами, пропущенными сквозь отверстия в планках и рельсах.
Рис. 35. Ведущая ходовая тележка кранов:
а — сечение по оси ходового колеса, б — сечение по оси промежуточного вала; 1-ю — см. рис. 34; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник; 13 — маслоотражатель; 14 — крышка; 15 — корпус буксы; 16-— подшипник; 17 — 0сь колеса; 18 — масленки; 19 — крышка буксы; 20 — ведущая шестерня
Рис. 36. Клещевой противоугонный захват:
1 — корпус; 7 — специальная рельсовая стыковая накладка; 8 — шпилька; 9 10 — ограничительная шайба; 11 — ограничительный болт губка; 3 — винт; 4 — гайка; 5 — шпилька; 6 — кожух;
Ведомая ходовая тележка (рис. 37) аналогична по конструкции ведущей, но не имеет привода. Эта тележка применяется для кранов КБ-60, а также для всех модификаций КБ-100 и КБ-160.
Рис. 37. Ведомая ходовая тележка
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы передвижения кранов КБ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы