Каждый водитель, участвующий в работе по техническому обслуживанию или ремонту автомобиля, должен пройти инструктаж по мерам безопасности. Требования техники безопасности при обслуживании и ремонте состоят главным образом в правильной организации рабочего места, оснащении его необходимыми приспособлениями и инструментом, обеспечивающими безопасную работу.
Постановку автомобиля на пост обслуживания необходимо производить на малой скорости. Поставленную на пост машину следует затормозить стояночным тормозом и включить низшую передачу. Перед съездом с поста надо убедиться, что под машиной нет людей, оставшихся неубранными инструментов или других предметов, препятствующих движению.
Поднимая машину домкратом или талью, нельзя работать под вывешенной машиной без прочных специальных подставок. Работая под машиной, нельзя складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих.
Переносные лампы должны питаться напряжением не выше 24В.
Необходимо строго соблюдать правила пользования монтажным инструментом. Не допускается применение сильно изношенных или несоответствующего размера ключей, а также другого инструмента с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, сломанными либо плохо насаженными ручками.
При пользовании сжатым воздухом для обдува деталей струю воздуха надо направлять от себя; накачивая воздух в шины, снятые с машины, помещать колеса в специальный защитный кожух.
Запрещается проводить операции технического обслуживания машин при работающем двигателе, кроме случаев регулировки двигателя и проверки гидроусилителя рулевого управления и тормозов.
При обслуживании машины на подъемнике необходимо укреплять на механизме управления подъемником табличку с надписью: «Не трогать — под машиной работают люди».
Если снятие отдельных агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением или другими трудностями, то должны применяться приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность этой работы.
При работе с основным технологическим оборудованием необходимо соблюдать следующие правила.
К работе на установках, имеющих электродвигатели с питанием от электросетей, допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж но технике электробезопасности. Перед началом работы в первую очередь необходимо проверить надежность и исправность защитного заземления. Запрещаются ремонтные работы и касание токоведущих частей при включенном электродвигателе. Весь электрифицированный инструмент должен быть обязательно заземлен.
Запрещается разбирать узлы и агрегаты при наличии сжатого воздуха в резервуарах, пускать в работу оборудование без ограждения вращающихся частей, находиться под снятым агрегатом, применять удлинители на рукоятке плунжерного насоса гидропресса, работать неисправным слесарным инструментом. После слесарных работ пыль и стружку с рабочих мест сметать только щеткой. Запрещается сдувать стружку сжатым воздухом или убирать ее голыми руками.
При монтаже и демонтаже шин возможны случаи срыва запорного кольца и разрыва шины. Поэтому, прежде чем демонтировать шину и снимать запорное кольцо, обязательно следует выпустить из нее воздух. Накачивать шину нужно с использованием устройств, предохраняющих от выскакивания запорного кольца или под защитой ограждения. При накачивании надо следить за показаниями манометра, не допускать превышения давления воздуха в шине выше установленной нормы. Накачивая шину, следует убедиться, что запорное кольцо полностью и равномерно вошло в углубление обода. При накачивании шины ее надо класть запорным кольцом вниз.
Запрещается разборка пружинных энергоаккумуляторов без специального приспособления.
При работе с аккумуляторными батареями необходимо соблюдать следующие правила.
Эксплуатация, заряд и ремонт батарей должны производиться в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. В помещении, где заряжают аккумуляторные батареи, запрещается пользоваться открытым огнем, выполнять работы, вызывающие появление электрической искры, курить. При постановке аккумуляторной батареи на зарядку необходимо надежно закреплять провода на зажимах, чтобы исключить появление электрической искры. При эксплуатации аккумуляторных батарей следует периодически прочищать вентиляционные отверстия в пробках, чтобы исключить разрушение элементов батареи от избыточного давления, созданного накопившимися газами.
Для изготовления электролита серную кислоту необходимо вливать тонкой струей в воду. Нельзя лить воду в кислоту, так как при этом происходит бурная реакция с разбрызгиванием кислоты. Для приготовления электролита используется только кислотоупорная посуда, изготовленная из стекла, эбонита или свинца; необходимо обязательно пользоваться резиновыми фартуком и перчатками, а также защитными очками. В случае попадания электролита на кожу его следует быстро нейтрализовать 10-процентным раствором питьевой соды или смыть струей воды. После работ с аккумуляторными батареями необходимо тщательно вымыть руки и лицо для удаления электролита, который мог попасть на кожу.
Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и вытаскивании застрявшей машины
Погрузочно-разгрузочные работы разрешается выполнять только на автомобиле, надежно заторможенном стояночным тормозом с включением низшей передачи. До выполнения работ открывать или закрывать борта автомобиля или прицепа должны одновременно не менее двух человек, находящихся сбоку от бортов. Перед открыванием бортов следует убедиться в безопасности расположения груза.
При погрузке грузов из бункера с помощью транспортера автомобиль устанавливают так, чтобы центр кузова находился под центром отверстия бункера или иод концом стрелы транспортера. Подъемными кранами и экскаваторами груз надо подносить сбоку или сзади автомобиля (подавать груз через кабину не разрешается). При погрузке сыпучих грузов вручную грузчики должны находиться сбоку автомобиля; подача автомобиля к месту погрузки задним ходом и погрузка через задний борт не разрешаются. Штучные грузы, возвышающиеся над бортом, нужно увязывать канатами или веревками, но не проволокой или стальным тросом.
Для вытаскивания застрявшего автомобиля необходимо его колеса вывесить с помощью домкрата или рычага и положить под них доску, камни или другие подручные материалы. Во время буксования колес нельзя заталкивать руками или ногой подручные материалы под буксующие колеса. Автомобиль, оборудованный лебедкой, можно вытащить, используя упор, которым может служить дерево или вкопанное в грунт бревно. В случае отсутствия лебедки тросы крепятся к упору и к дискам ведущих колес.
Рис. 10.3. Схема точек смазки и заправки автомобиля КамАЗ-4310
Рис. 10.4. Схема точен смазк» и заправки автомобиля КамАЗ-5320:
Рис. 10.5. Схема точек смазки и заправки автомобиля Урал-4320:
Рис. 10.6. Заглушка:
1 — уплотнительная прокладка; 2 — корпус заглушки; 3 — горловина; 4 — крышка; 5 — гнездо; 6 — вентиль
Методика проверки герметичности впускного тракта двигателя автомобилей КамАЗ
Для проведения проверки необходимо иметь ручной шинный насос и заглушку (рис. 10.6).
К нижней части корпуса заглушки приварить горловину, плотно закрывающуюся крышкой с гнездом, и вентиль для подвода воздуха. С другой стороны к фланцу корпуса приклеить уплотнительную прокладку.
Проверку выполнять в следующем порядке:
– установить заглушку в корпус воздушного фильтра на место фильтрующего элемента и закрепить ее гайкой с плоской шайбой и уплотни-тельной прокладкой из резины или поролона;
– в гнездо крышки горловины заложить промасленную ветошь и поджечь ее. С началом интенсивного дымообразования вставить крышку в горловину и плотно закрыть;
– закачать в систему воздух ручным шинным насосом.
Для того чтобы убедиться в том, что дым заполнил систему, разгерметизировать тракт, вывернув, например, индикатор засоренности воздушного фильтра из штуцера крепления. Через некоторое время (20…30 с) дым должен появиться из отверстия штуцера.
После этого индикатор необходимо поставить на место и, подкачивая воздух насосом, определить места неплотностей по выходящему дыму.
Негерметичность воздушного тракта устранить:
– при нарушении герметичности в соединениях тракта надежно затяните хомуты. Допускается при установке резиновых патрубков, прокладок, шлангов использовать герметизирующие составы типа уплотнительной пасты, белил и г. п.;
– резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и разрывами заменить;
– негерметичность трубопроводов по сварным швам устранить пайкой твердым припоем;
– некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах устранить правкой, на литых патрубках — зачисткой.
После устранения неисправностей провести контрольную проверку герметичности тракта, как указано выше.
Необходимо помнить, что разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Меры безопасности при технических обслуживаниях и ремонте автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы