Современные двигатели для автомобилей и тракторов выполняют многоцилиндровыми. Объясняется такая тенденция тем, что с увеличением числа цилиндров равномерно вращается коленчатый вал, ибо в одноцилиндровом четырехтактном двигателе рабочий ход совершается только в продолжении половины оборота коленчатого вала, а остальные полтора оборота цикла он должен двигаться за счет энергии, полученной при рабочем ходе. Несколько лучше в этом отношении обстоит дело у двухтактного двигателя. Но и у него 50% времени цилиндр не работает на поршень.
Равномерное вращение коленчатого вала в многоцилиндровом двигателе достигается тем, что в нем рабочие ходы в цилиндрах выполняются не в одно время, а в определенной очередности. Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы двигателя.
Порядок работы двигателей зависит от числа цилиндров и характера их расположения — в один ряд (рядные) или в два ряда (V-образные).
Для четырехтактных рядов двигателей возможны порядки работы: двухцилиндрового 1—2, трехцилиндрового 1—3—2, четырехцилиндрового 1—2—4—3 или 1—3—4 — 2, шестицилиндрового 1—5—3 — 6 — 2 — 4 или 1—4—2—6—3—5. Для четырехтактных двигателей двухрядных V-образных: шестицилиндрового 1 л (левого блока) —1п (правого блока)—2л—2п—Зл—Зп или 1л —Зл—2л —2п—1п—Зп, восьмицилиндрового 1л—Зл—Зп—2л — — 2п— 1п—4л—4п и т. д.
Рабочий цикл в этих двигателях происходит в каждом цилиндре отдельно независимо от числа цилиндров.
Одноцилиндровые двигатели, несмотря на простоту конструкции, малые размеры и невысокую стоимость, для работы на автомобилях в настоящее время не применяются, так как им свойственны следующие недостатки:
— неравномерная работа ввиду редкого чередования тактов расширения;
— при одинаковой мощности размеры и масса цилиндра и движущихся частей получаются большими, чем в многоцилиндровых двигателях вследствие более высоких инерционных нагрузок, затруднительности повышения мощности двигателя увеличением частоты вращения и большей склонности двигателя к детонации;
— неблагоприятные условия смесеобразования и наполнения; плохая приемистость двигателя; большая удельная масса, т. е. масса, приходящаяся на единицу развиваемой двигателем мощности.
Стремление устранить недостатки одноцилиндрового двигателя привело к созданию многоцилиндрового двигателя.
На современных автомобилях применяют четырех-, шести-, восьми- и 12-цилиндровые двигатели. Наиболее распространенные схемы компоновок цилиндров двигателей представлены на рис. . При однорядных схемах компоновки оси цилиндра занимают строго вертикальное положение (это двигатели автомобилей ВАЗ-2106 «Жигули», ГАЗ-24-10 и -3102 «Волга» и др.) или расположены под некоторым углом а к вертикали, находящихся в пределах 15—20° (это двигатель автомобиля «Москвич-2140»), что позволяет уменьшить высоту двигателя и удобнее располагать его приборы и оборудование.
На большинстве грузовых автомобилей применяют двухрядную V-образную компоновку цилиндров (это двигатели автомобилей ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, MA3-5335, «Урал-4320» и ГАЗ-53-12. Наряду с этим применяется также и двухрядная компоновка (рис. 1.5, г) под углом 180° с противолежащими цилиндрами. Двигатели с таким расположением цилиндров иногда называют оппозитными, они удобно располагаются под полом кузова, например в автобусах.
Рис. 1. Продольный разрез рядного двигателя ВАЗ-2121: 1—поддон картера; 2—коленчатый вал; 3—блок цилиндров; 4—вентилятор; 5—цепной привод; 6— воздушный фильтр; 7— крышка головки цилиндров; 8— распределительный вал; 9— головка цилиндров; 10— поршень; 11— шатун; 12— маховик
Многоцилиндровые двигатели (рис. 1 и 2) состоят как бы из нескольких одноцилиндровых двигателей, конструктивно объединенных в одно целое и имеющих один общий коленчатый вал. В таком двигателе за два оборота коленчатого вала рабочих ходов будет столько, сколько у него цилиндров (а так как два оборота коленчатого вала соответствуют 720°, то такты рабочего хода будут чередоваться через равные угловые интервалы 0 в зависимости от числа цилиндров г, следовательно, 9 = 720/г.
Рис. 2. Поперечный разрез V-образного дизеля ЗИЛ-645:
1 — маслозаливная пробка; 2 —форсунка; 3 — топливопровод высокого давления; 4 — впускной газопровод; 5 — штанга коромысла; 6 — крышка клапана; 7 — впускной клапан; 8 — головка цилиндров; 9 — выпускной газопровод; 10 — поршень; 11 — компрессионное кольцо; 12 — блок цилиндров; 13 — малосъемное кольцо; 14 — резиновое уплотнение; 15 — шатун; 16 — картер; 17— коленчатый вал; 18 — фильтр тонкой очистки масла; 19 — гильза цилиндра; 20— пружина клапана; 21— выпускной клапан; 22— коромысло
Например, в четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателях рабочие ходы происходят соответственно через 180, 120 и 90° поворота коленчатого вала. В каждом цилиндре указанных двигателей происходит один и тот же рабочий процесс, но одноименные такты происходят в разные моменты времени, при этом чередование тактов в цилиндрах двигателей выбирают так, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки на подшипники коленчатого вала и плавную работу двигателя. Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах двигателя в течение его рабочего цикла называется порядком работы двигателя. Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию тактов рабочего хода, начиная с первого цилиндра.
Порядок работы двигателя во многом зависит от типа двигателя и числа цилиндров. Так, у коленчатого вала рядного четырехцилиндрового двигателя кривошипы расположены попарно под углом 180°, два крайних — под углом 180° к двум средним. Соответственно поршни цилиндров 1 и 4 при работе двигателя перемещаются одновременно в одном направлении, а поршни цилиндров 2 и 3 — в противоположном. Порядок работы четырехцилиндровых двигателей может быть 1—3—4—2 (это у двигателей автомобилей семейств ВАЗ, «Москвич» и др.) или 1—2—4—3 (это у двигателей автомобилей ГАЗ-24-10 «Волга», УАЗ-3151-01 и их модификаций).
Рис. 3. Схемы кривошипно-шатунного механизма рядных двигателей: а—четырехцилиндрового; б — шестицилиндрового; 1—6— цилиндры; I—VI—кривошипы коленчатого вала соответственно цилиндров 1—6
Четырехцилиндровый двигатель может иметь и другой порядок работы при том же расположении кривошипов коленчатого вала, но при другом порядке открытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения.
В шестицилиндровом рядном двигателе шатунные шейки коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях. Такты во всех цилиндрах двигателя в соответствии с расположением кривошипов начинаются и кончаются не одновременно, как в четырехцилиндровом двигателе, а смещаются в одной паре цилиндров относительно другой на угол 120 и, следовательно, рабочие ходы перекрываются на 1/3 хода поршня, обеспечивая тем самым более равномерное вращение коленчатого вала.
Наиболее распространенным порядком работы карбюраторного шестицилиндрового рядного двигателя является 1—5—3—6—2—4 (это у двигателей автомобилей ЗИЛ-157КД, ГАЗ-52-04). Возможны и другие порядки работы карбюраторного шестицилиндрового двигателя.
Для шестицилиндровых дизелей наиболее совершенным является V-образный вариант двигателя с развалом цилиндров под углом 90° (рис. 4, а) и с порядком работы 1—4—2—5—3—6 (это двигатель ЯМЗ-236). Широкое распространение дизелей и карбюраторных двигателей с V-образным расположением цилиндров является следствием преимуществ компоновочных схем этого типа по сравнению с компоновочными схемами рядных двигателей.
К преимуществам таких двигателей следует отнести их меньшую высоту и габаритную длину, что дает возможность улучшить компоновку автомобиля в целом.
Недостатками V-образных двигателей являются более сложная отливка блока и увеличение габаритной ширины его по сравнению с рядным двигателем.
На грузовых автомобилях ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, КамАЭ-5320 и др. установлены восьмицилиндровые V-образные двигатели, цилиндры которых расположены в два ряда по ходу автомобиля. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90°. Один ряд цилиндров несколько смещен относительно другого ряда, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шейку коленчатого вала. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна, которые связаны с поршнями правого и левого рядов цилиндров.
Рис. 5. Схемы кривошипного механизма V-образных двигателей: о— шестицилиндрового; б — восьмицилиндрового; 1—8— цилиндры; I—VIII— кривошипы коленчатого вала соответственно цилиндров 1—8
—
В одноцилиндровом четырехтактном двигателе один рабочий ход совершается за два оборота коленчатого вала, поэтому коленчатый вал вращается неравномерно, несмотря на наличие маховика.
Современные автомобильные двигатели выполняют четырех-, шести- и восьмицилиндровыми и реже десяти- и двенадцатицилиндровыми (БелАЗ). Расположение цилиндров может быть однорядным и двухрядным V-образным.
При том же литраже V-образное расположение цилиндров позволяет уменьшить габариты двигателя по сравнению с рядным расположением цилиндров, а следовательно, более удобно расположить место водителя и органы управления.
В многоцилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала (720°) рабочих ходов будет столько, сколько цилиндров имеет двигатель.
Таким образом, в четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателях рабочие ходы должны происходить соответственно через 180,120 и 90° поворота коленчатого вала.
Мощность, развиваемую газами внутри цилиндров двигателя, называют индикаторной, а мощность, получаемую на коленчатом валу двигателя, — эффективной.
Эффективная мощность меньше индикаторной на величину мощности, затрачиваемой на трение в двигателе и приведение в действие газораспределительного механизма, вентилятора, водяного, масляного и топливного насосов, генератора тока и других вспомогательных механизмов.
Величины крутящего момента и эффективной мощности тем больше, чем больше литраж двигателя (диаметр и число цилиндров, длина хода поршня), наполнение цилиндров горючей смесью и степень сжатия. У дизелей эффективная мощность зависит от момента впрыска топлива, качества распыливания и продолжительности подачи топлива.
Механическим коэффициентом полезного действия (к. п. д.) двигателя называют отношение эффективной мощности к индикаторной. Он тем больше, чем меньше потери на трение в двигателе и приведение в действие вспомогательных механизмов двигателя. Величина механического к. п. д. автомобильного двигателя составляет 0,70—0,85.
Эффективным к. п. д. двигателя называют отношение теплоты, превращенной в полезную работу, к теплоте, которая могла бы выделиться при полном сгорании топлива. Величина эффективного к. п. д. карбюраторных двигателей составляет 0,21—0,28, а дизелей — 0,29—0,42.
—
В одноцилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала (720°) совершается только один рабочий ход. Поэтому, несмотря на имеющийся маховик, коленчатый вал вращается неравномерно: ускоренно во время рабочего хода и замедленно, когда совершаются другие три такта. Чтобы устранить этот и некоторые другие недостатки одноцилиндрового двигателя, на тракторах и автомобилях устанавливают двигатели, имеющие от двух до двенадцати цилиндров. Цилиндры могут быть расположены в один ряд вертикально или в два ряда под углом один к другому (V-образно). Двухрядное расположение цилиндров позволяет уменьшить длину и массу двигателя.
Кривошипы коленчатого вала двух- и четырехцилиндровых двигателей расположены в одной плоскости, т. е. под углом 180°, у восьмицилиндровых — под 90° (рис. 9, г), а у шести- и двенадцатицилиндровых — под углом 120°.
Поршни четырехцилиндрового двигателя движутся попарно. Например, когда в первом и четвертом цилиндрах они опускаются, а в первом цилиндре совершается рабочий ход, а в четвертом — впуск), то во втором и третьем поршни поднимаются (во втором — выпуск, а в третьем — сжатие).
Чередование тактов рабочего хода в цилиндрах двигателя называется порядком работы цилиндров. Для изучаемых четырехцилиндровых двигателей принят порядок работы 1—3—4—2.
С увеличением числа цилиндров возрастает и число рабочих ходов, приходящихся на каждый оборот коленчатого вала, и он вращается равномернее. Так, например, у четырехцилиндрового двигателя при любом положении колен вала совершается рабочий ход в одном цилиндре, у восьмицилиндрового — одновременно в двух, а у двенадцатицилиндрового — в трех цилиндрах.
—
В тракторах, используемых в сельском хозяйстве, установлены двигатели с различным числом цилиндров. Чем больше цилиндров, тем равномернее работает двигатель и уравновешеннее силы инерции.
Силы инерции в многоцилиндровых двигателях (с четным числом цилиндров) почти полностью уравновешиваются благодаря тому, что в любой момент силы инерции поршней, поршневых пальцев и шатунов, движущихся вниз, по величине примерно равны, а по направлению противоположны силам инерции поршней, поршневых пальцев и шатунов, которые перемещаются вверх.
В одноцилиндровом двигателе Д-20 силы инерции уравновешивает специальный уравновешивающий механизм, который создает суммарную силу, равную по величине и противоположную по направлению силам инерции движущихся деталей кривошипно-шатунного механизма.
Рис. 10. Схема работы четырехтактного четырехцилиндрового двигателя с порядком работы 1—3—4—2:
а — впуск в первом цилиндре (первый полуоборот коленчатого вала); б — впуск в третьем цилиндре (второй полуоборот); в — впуск в четвертом цилиндре (третий полуоборот); г —впуск во втором цилиндре (четвертый полуоборот); 1, 2, 3 а 4 — кривошипы коленчатого вала.
На рис. 10 показана схема работы четырехтактного четырехцилиндрового двигателя. Кривошипы его коленчатого вала направлены в одну сторону, а кривошипы в другую под углом 180° к первым двум. Поэтому, когда поршни первого и четвертого цилиндров движутся вверх, поршни второго и третьего цилиндров перемещаются вниз.
При таком устройстве при каждом полуобороте коленчатого вала двигателя в одном из цилиндров происходит рабочий ход.
Последовательность, в которой совершаются одноименные процессы в разных цилиндрах, называется порядком работы двигателя. У четырехцилиндровых тракторных двигателей порядок работы принят 1—3—4—2, т.е. впуск происходит вначале в первом цилиндре, затем в третьем, четвертом и, наконец, во втором.
У шестицилиндровых и восьмицилиндровых двигателей — рядок работы цилиндров соответственно 1—5—3—6—2—4 >и 1—5—4—2—6—3—7—8.
—
Рассмотренные выше рабочие процессы одноцилиндровых поршневых двигателей показывают, что коленчатый вал в течение цикла вращается неравномерно: во время рабочего такта — ускоренно, в течение остальных тактов — замедленно. Поэтому на автомобилях, тракторах и тягачах устанавливаются многоцилиндровые двигатели с чередованием рабочих ходов в цилиндрах. Чем больше цилиндров в двигателе, тем равномернее вращается коленчатый вал, что в конечном итоге повышает долговечность двигателя.
По расположению цилиндров автотракторные многоцилиндро-вые двигатели бывают однорядными и двухрядными. У однорядных цилиндры расположены вертикально, наклонно или горизонтально,, у двухрядных — под некоторым углом (менее 180°) друг к другу (V-образные двигатели). На тракторах устанавливаются, как правило, четырехцилиндровые двигатели; на автомобилях наибольшее распространение получили четырех-, шести- и восьмицилиндровые двигатели.
Последовательность чередования, одноименных тактов в различных цилиндрах двигателя называется порядком работы двигателя, Например, если порядок работы четырехтактного четырехцилиндрового двигателя обозначается 1—3—4—2, то за первый полуоборот коленчатого вала рабочий ход происходит в первом цилиндре, за второй — в третьем, за третий — в четвертом и за четвертый — во втором цилиндре (рис. 8, а). Четырехтактные четырехцилиндровые двигатели могут также работать и по другому порядку 1—2—4—3.
В шбстицилиндровых четырехтактных двигателях кривошипы коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях под углом 120° (рис. 8, в). Порядок работы отечественных шестицилиндровых двигателей принят 1—5—3—6—2—4. Это означает, что такты рабочего процесса начинаются и оканчиваются не одновременно, а смещены относительно каждой пары цилиндров на 60°. При этом коленчатый вал вращается более равномерно, чем в четырехцилиндровых двигателях.
Восьмицилиндровые четырехтактные V-образные двигатели (ЗИЛ-130, ГАЗ-53) имеют порядок работы 1—5—4—2—6—3—7—8, дающий еще большую равномерность вращения коленчатого вала. Порядок работы двухтактного четырехцилиндрового Двигателя (1—3—4—2) можно уяснить по рис. 11, г.
Рис. 11. Схемы коленчатых валов и порядок работы двигателей
—
В одноцилиндровом двигателе такт рабочего хода или расширения совершается один раз за два оборота коленчатого вала. Вследствие этого вал вращается неравномерно — то быстрее при рабочем ходе, то медленнее при остальных тактах. Для более равномерного вращения коленчатого вала на нем приходится укреплять большой и тяжелый маховик. Кроме того, одноцилиндровый двигатель не может развивать большой мощности.
Рис. 12. Работа четырехцилиндрового четырехтактного двигателя (порядок работы 1—3—4—2) а, б, в, г
Чтобы устранить эти недостатки, на тракторах устанавливаются многоцилиндровые двигатели с числом цилиндров от Двух до двенадцати, с однорядным или двухрядным (у шести и «олее цилиндровых двигателей) расположением цилиндров. На Рис. 12 изображена схема работы четырехцилиндрового двигателя, который представляет собой соединенные вместе четыре одноцилиндровых двигателя с одним общим коленчатым валом. лена коленчатого вала расположены у первого и четвертого
цилиндров под углом 180° по отношению к коленам (кривошипам) второго и третьего цилиндров. При таком расположении кривошипов коленчатого вала поршни в первом и четвертом цилиндрах попарно опускаются, а во втором и третьем цилиндрах поднимаются или наоборот. Клапаны каждого цилиндра открываются так, что такт — рабочий ход чередуется в цилиндрах в определенной последовательности, называемой порядком работы двигателя. На данной схеме порядок работы 1—3—4—2, то есть такт; рабочий ход при первом полуобороте коленчатого вала будет в первом цилиндре, при втором полуобороте — в третьем цилиндре, затем — в четвертом и втором цилиндрах. Такой порядок работы имеют двигатели Д-130, Д-240, СМД-14, АМ-41, Д-65Н, Д-37Е.
У шестицилиндрового двигателя СМД-60 порядок работы 1—4—2—5—3—6, а у двигателя ЯМЗ-240Б трактора К-701 — 1—12—5—8—3— 10—6—7—2— 11 —4—9.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Многоцилиндровые двигатели"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы