По мановению флажка стартера вы превращаетесь совсем в других людей! До начала соревнований вы можете нервничать и проявлять нетерпение, но, оказавшись на трассе, знайте: ваша единственная цель — при наименьшем напряжении достигнуть максимального результата, и этому должно быть подчинено все.
Если вы еще раз прочтете главу о езде на большой скорости, то поймете, что я подразумеваю под хорошей ездой на соревнованиях. Нетрудно, до предела использовав максимальную скорость и разгон, первым приехать на контрольный пункт. Такая «победа» на одном участке или этапе, конечно, не значит, что экипаж автомобиля, который смог обогнать всех стартовавших перед ним конкурентов, лучше их. Наоборот, это доказательство того, что в автомобиле сидит неважный водитель-спортсмен, до сих пор не уяснивший себе, что соревнования — совсем не скоростные гонки.
На гонках вы, конечно, тоже бережете машину, но поскольку трасса сравнительно коротка и решающим фактором является скорость, вы должны максимально использовать возможности автомобиля. На соревнованиях гораздо большее значение придается надежности всех механизмов и точности их работы. Каждая поломка — это потеря времени, которое навёрстывается большим напряжением сил экипажа и машины. Поэтому ваша цель — не допустить поломки, причем не только из-за чрезмерной перегрузки «организма» автомобиля, но и из-за слишком «лихой» и неосторожной езды. А стиль езды по большей части зависит от подготовки и характера экипажа в целом.
Если экипаж знает дорогу, он отчетливо представляет себе наиболее трудные и легкие места и использует это преимущество. На более легких участках трассы — повышает скорость, чтобы не пришлось двигаться с риском на трудных участках, нагоняя упущенное или даже только выдерживая заданную среднюю скорость. В принципе пусть будет вашим правилом: нагнать на каждом участке между двумя временными контрольными пунктами минут 10 — 15 и иметь их про запас (свыше установленного среднего времени) на всякий случай, чтобы небольшой ремонт, смена колеса или заправка бензином не кончились опозданием к ближайшему контрольному пункту. Многое зависит от напарника, который четко проверяет водителя и направляет его. Если сразу же за стартом будет участок хорошей дороги или если трасса между двумя временными контрольными пунктами одинакова по всей длине, следует нагнать этот резерв сразу же после старта. Напарник контролирует время проезда через отдельные населенные пункты, занесенные в дневник, и как только установит, что есть запас времени, предупреждает водителя, который тотчас снизит скорость и дальше поедет спокойно и уверенно на скорости, не меньше установленной средней. Если на конце этапа будет особенно трудный участок, следует увеличить резерв на легком участке настолько, чтобы при быстром преодолении трудного пути не пришлось рисковать автомобилем.
Важная задача напарника — ориентировка. На карте и в дневнике он должен смотреть за дорогой впереди так, чтобы уже заранее информировать водителя об изменениях направления, перекрестках и населенных пунктах. Читать карту, одновременно следя за таблицами, дорожными знаками и деревенскими площадями, — задача не из простых. Нужно следить не только за названиями населенных пунктов, расположенных непосредственно на трассе, но и близлежащих, х. е. следить за названиями, которые могут быть на перекрестках. Если автомобиль подъедет к перекрестку или развилке, где указано только одно направление, напарник должен уже знать, лежит ли этот населенный пункт на трассе, и соответственно этому решать о верном направлении движения. Учнавая дорогу у местных жителей, в деревне вы спрашиваете с ближайшем месте на карте, по направлению вашего пути, в городе — о ближайшем городе, расположенном на трассе (небольшой населенный пункт не имеет значения для определения направления из большого города). Напарник должен внимательно следить за такими ориентирами в окрестностях дороги, как реки, железные дороги, развалины, чтобы всегда точно определить на карте место, по которому проезжает автомобиль.
Выучить всю, часто очень длинную, трассу невозможно. Если же вы едете по чужой стране или по незнакомой местности, следует так организовать подготовку, чтобы иметь возможность посмотреть первый или последний этап, или, по крайней мере, часть его. Первый и последний этапы особенно важны. Если с самого начала все идет гладко, экипаж приобретает необходимое спокойствие и уверенность в себе, которые будут лучшими его проводниками. Постараюсь убедить вас на примере состязания «Ралли Монте-Карло», как из-за маленькой ошибки нам чуть не пришлось закончить хорошо подготовленное соревнование уже на первых 20 км.
Поскольку через 30 км после старта начинаются Приморские Альпы, где примерно 120 км приходится ехать в ночных условиях, при сильном зимнем ветре и несколько раз подниматься на высоту 1700 м, мы еще по пути на старт трассы соревнований хорошо осмотрели этот участок. Но я упустил из виду, что через Ниццу, расположенную от старта всего в 20 км, придется ехать ночью: днем проезд через нее не казался нам сложным. После старта я быстро поехал по хорошей дороге протяженностью 20 км, чтобы запастись резервом времени. Перед самой Ниццей догнал автомобиль с французским знаком и следом за ним проехал город. Через несколько километров, я знал, должны были появиться первые серпантины, но дорога была ровная, без поворотов и подъемов. Спустя четверть часа очень быстрой езды напарник заметил, что мы скоро прибудем в Грасс, где находится контрольный пункт. Вдруг автомобиль перед нами резко тормозит, останавливается; мы — тоже. С ужасом читаем надпись: «Грасс 47 км». Думаю, следующих 40 км ни один из нас не забудет. Дорожный знак вывел автомобили на узкую, покрытую льдом горную дорогу, где один за другим следовали повороты и серпантины. Никаких знаков на развилках, нигде ни души, и, естественно, мы терзались мыслью: «Во что бы то ни стало наверстать потерянное время!» Только огромным усилием и очень рискованной ездой мне удалось это сделать. Знай, я, что представляли собой ущелья, вдоль которых мы ехали и которые впоследствии увидел днем, я бы никогда не смог ехать так быстро.
Небольшая ошибка в подготовке явилась причиной излишнего риска, который лишь случайно кончился благополучно. И эта ошибка была не единственной. Если бы я хоть на секунду задумался в решительный момент, то, конечно, вернулся бы по прямому и хорошему шоссе на место, где мы свернули с трассы и откуда было гораздо проще наверстать упущенное на знакомом участке и лучшей дороге.
Как видите, не стоит бездумно устремляться за автомобилями, даже когда кажется, что его водитель знает трассу и едет правильно. Такая езда делает вас невнимательными, чего не бывает, когда вы полагаетесь только на себя.
Об уходе за автомобилем, контроле и мелком ремонте договоритесь с напарником заранее, до соревнований, и разделите обязанности так, чтобы, в случае надобности, делать все быстро, без лишних разговоров и пререканий, при которых один вырывает инструмент из рук другого, и драгоценные минуты безвозвратно уходят. Так, например, при проколе шины один член экипажа отвинчивает гайки и приготавливает запасное колесо, а другой в это время поднимает домкратом автомобиль. Такое разделение труда необходимо и при осмотре автомобиля, если остается время до прибытия на контрольный пункт. Один проверяет шины, другой — двигатель, уровень масла и воды. Привыкнув к такому порядку осмотра, план которого вы определите и проверите заранее, вы в зародыше предотвратите многие неисправности, которые могли бы постичь вас на самом трудном участке, где потерю времени вы наверстывали бы напряжением и большим риском.
Пополняйте запасы бензина точно в тех местах, которые вы себе заранее наметили согласно программе и потребностям автомобиля. Это особенно важно, если речь идет о ночном этапе или если местность, по которой проходит трасса, малонаселенная. Помню, как однажды во время состязания в Альпах я чуть не остался без бензина, потому что мой напарник предложил заправить автомобиль «где-нибудь, где будет поменьше людей», — мы сэкономим время! На трассе были сплошь небольшие деревеньки без бензоколонок. После долгого разговора на «языке жестов» у первой бензоколонки я, наконец, уразумел, что весь бензин продан; на другой была только нефть. Дело дошло до «железного НЗ», который мы понемножку цедили из жестянки. Будучи уже на краю отчаяния, мы нашли колонку, где очень медленно (там был ручной насос) накачали бензина, и к контрольному пункту я подъехал буквально в последнюю секунду срока, после рискованной, бешеной гонки, когда я не щадил ни двигателя, ни тормозов, о пониженной эффективности которых впоследствии горько жалел.
Я уже говорил, что соблюдение свода правил езды — метода — цель каждого настоящего водителя. Они обеспечивают максимальное использование автомобиля при минимальной нагрузке на отдельные его органы и являются порукой безопасности не только экипажа, но и других автомобилей и вообще всех находящихся на шоссе, с чем приходится считаться на соревнованиях. Шоссе не закрыто для остального транспорта, поэтому приходится соблюдать правила обычного движения, даже когда едешь на пределе и отчаянно спешишь. В этом и заключается мастерство признанных водителей-спортсменов. Они действительно умеют проехать трудный участок, в случае надобности наверстать упущенное и всегда едут, не подвергая опасности ни себя, ни других! Они знают, что могут себе позволить, и никогда не рискуют больше, чем это необходимо, прежде всего всегда памятуя золотое правило — достичь финиша.
В особенно сложных условиях — на бездорожье, на разбитой или горной дороге, на снегу или в гололедицу — они всегда безошибочно определяют границу, за которой безопасная и надежная езда уже невозможна. Лучше приехать на минуту позже, чем провалиться в глубокий сугроб, из которого вас не вытащит и легендарный сенбернар.
На состязаниях ориентировка иногда облегчается зеваками, которые обрамляют дорогу (главным образом в населенных пунктах). Но будьте осмотрительны! Повышенный интерес к вам одновременно увеличивает и опасность: дорогу перебегают дети, легко можно ранить кого-нибудь из зрителей при юзе, так как внимание людей, наблюдающих за автомобилем, идущим впереди вас, отвлечено. Поэтому предупреждайте о проезде специальным знаком (лучше всего сделать дополнительный сигнал на щитке перед напарником) и прибегайте к «помощи» добровольных распорядителей только в крайнем случае.
Идеально проехать трассу очень сложных соревнований — значит проехать ее без максимальной перегрузки автомобиля, всегда имея резерв и при преодолении наиболее трудных препятствий. Иногда соблюсти все это не удается, ведь мы не можем совершенно исключить риск, но стремимся ограничить его до предела.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"На соревнованиях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы