Во время гонок спортсмен может следить только за ближайшими соперниками впереди и позади себя, но об общем ходе гонок имеет весьма смутное представление. Он легко забывает, сколько соперников обогнал и сколько обогнали его, в большинстве случаев не знает, кто выбыл и какое место занимает он сам в данный момент. Может быть, что автомобиль, который он считал идущим впереди, уже сошел в прошлом круге, а он в это время быстрой ездой напрасно рискует механизмами своей машины. Или, усыпленный сознанием того, что ведет гонку, он снижает скорость, не понимая, что водитель позади круг за кругом неотступно приближается, чтобы обогнать его перед финишем. Если бы гонщик был предоставлен на гонках самому себе и не получал информации, его положение было бы очень тяжелым. Поэтому важная задача службы движения — условной сигнализацией давать знать водителю о наиболее важных событиях и соответствующими знаками направлять его действия.
Организация сигнализации и прочей помощи, которую необходимо оказать водителю в ходе гонок, — существенная составная часть общей подготовки. Если в гонках участвуют равноценные соперники и автомобили одинаковой мощности, успех зависит, главным образом, от работы персонала технической помощи. Несколько секунд, потерянных при заправке бензином, быстрый ремонт автомобиля или смена колес могут решить вопрос о победе или поражении.
Главная информация, которая интересует гонщиков в ходе соревнования, по большей части следующая: место спортсмена в данный момент гонок; количество кругов, остающихся до конца гонок; разрыв с предыдущим или последующим водителем; знак увеличения или снижения скорости; имена гонщиков, обгоняющих или отставших; если во время гонок нужно заправляться — знак, чтобы на следующем круге гонщик остановился у депо технической помощи. В свою очередь, гонщик должен уметь показать персоналу депо, что понял сигнализацию или что остановится на следующем круге и почему (указать причину хотя бы в общих чертах — горючее, свеча, двигатель или шина); что все в порядке; что может ехать быстрее, но эту возможность не использует сознательно, или что не может ехать быстрее.
Сигнализация должна быть хорошо видимой и понятной, поскольку депо обычно расположено на ровном месте у финиша и водитель читает по знакам, как правило, на максимальной скорости. Однако она не должна быть понятна конкурентам, которые могли бы получить из нее информацию, выгодную для изменения тактики своих гонщиков. Большинство вспомогательных средств и знаков сигнализации устанавливается заранее; гонщик и персонал технической помощи должны знать их на память. Нечего и говорить, что любые указания должны быть однозначны и отличаться друг от друга, чтобы не произошло ошибки.
Большинство гонщиков предпочитает тот способ сигнализации, который больше всего их удовлетворяет. Знаки, не привычные для водителя, — плохое руководство. Для сигнализация на коротких дистанциях достаточно одного комплекта цифр от 0 до 9. Еще удобнее два одинаковых, различающихся по цвету, комплекта цифр, из которых один указывает количество оставшихся кругов, а другой — места гонщика.
Рис. 1. Образец сигнализационной таблицы
Остальные знаки изображаются мелом на черной таблице: плюс (+) означает, что необходимо увеличить скорость; минус ( —) — снижение; О — «придерживайся той же скорости»; X — «остановись на следующем кругу», « + 24» — «ты опередил соперника на 24 секунды»; « — 15» — «соперник обогнал тебя на 15 секунд». Если вы хотите сообщить гонщику, что его конкуренты идут впереди него или ведут гонку, достаточно написать на таблице начальные буквы их фамилий (фамилии, написанные полность, на большой скорости прочесть невозможно). Например, таблица с надписью
будет означать, что гонщики следуют в таком порядке: первым — Новак, вторым — Резек, третьим — Черный. Очень распространенный знак — воронка (если она достаточно большая, чтобы водитель мог ее разглядеть) — «остановись на заправку».
Таблица, на которой пишут мелом, имеет ряд неудобств. Ее нужно как следует вытирать, чтобы надпись была хорошо видна. Если идет дождь, она намокает, и написанное почти неразличимо. Поэтому удобнее запастись таблицей, на которую можно было бы вешать или задвигать готовые цифры и знаки. Обратная сторона таблицы используется, например, для написания очередности следования гонщиков.
Такую таблицу вы видите на рис. 1. Информацию на ней гонщик прочтет так: «Ты второй, отрыв от головной машины 105 секунд, прибавь, до конца гонок остается 11 кругов». Для большей наглядности порядок следования отмечается римскими цифрами, расстояние во времени — черными арабскими на белом фоне, « + », «—», и остальные знаки — красным на белом фоне, количество кругов обозначается белыми цифрами на черном фоне. Вместо знаков « + », « —», «остановись» можно использовать и цветные щиты.
На первый взгляд покажется, что нужно читать слишком много. Если вы подаете гонщику сигналы, не забудьте, что некоторые знаки он ждет без изменения или только с изменениями, которые уже предполагает (количество кругов, улучшение порядка следования, обогнал ли соперник). Поэтому прежде всего он смотрит на сведения, больше всего интересующие его, а остальные просматривает просто для контроля.
В зависимости от скорости автомобиля вы избираете и величину таблицы. Обычно достаточно размера 40 X 50 см. Для удобства приделайте снимающуюся ручку, что даст возможность высовывать таблицу на трассу, а также легко переносить ее. Цифры и знаки у вас сложены комплектами, лучше всего в поступательном порядке в специальном футляре, куда укладывается после окончания гонок и таблица. Хранящиеся таким образом сигнальные знаки не портятся, и если вы не потеряете отдельные таблички, то легко найдете нужную цифру и знак. Таблички со знаками и цифрами вешаете или засовываете на большую таблицу.
Обязанность гонщика — облегчить персоналу технической помощи сигнализацию, подтвердив, что знак понял правильно. Достаточно кивнуть головой или махнуть рукой, в зависимости от договоренности. В любом случае ответные знаки должны быть простейшими, так как подает он их на высокой скорости, буквально в какое-то мгновение.
Приведу несколько наиболее простых. Взмах по направлению к земле — «остановлюсь у депо на следующем круге»; взмах вперед — «сигнализируйте разницу во времени между мной и гонщиком впереди»; большой палец, указывающий назад через плечо, — «сигнализируйте разницу во времени с гонщиком позади»; поднятый кулак с оттопыренным большим пальцем вверх — «все в порядке»; указание на какое-нибудь колесо — «надо менять это колесо»; рука, положенная на кузов впереди гонщика, — «остановлюсь из-за неисправности двигателя»; рука, положенная на бок кузова и назад, — «буду пополнять горючее»; поднятая правая рука с растопыренными пальцами — «требуется долить воды»; поднятая левая рука с растопыренными пальцами — «нужно сменить свечу»; жест, как будто гонщик тянет ручной тормоз — «необходимо наладить тормоза». Такая сигнализация имеет огромное значение, потому что дает возможность персоналу технической помощи подготовить необходимый инструмент и вкратце повторить задачу отдельных членов еще до того, как автомобиль остановится в депо. Дальше все идет как по маслу, без лишних разговоров и споров, которые всегда ведут к потере времени.
Рис. 2. Ящичек для секундомеров
Кроме сигнализации, нужно предварительно организовать и остальную работу и обо всем договориться. Недопустимо, чтобы гонщик потерял в депо хотя бы одну лишнюю минуту, которую потом придется наверстывать с большим риском. Персонал еще до гонок приготовит большинство инструментов для ремонта, воду, горючее, масло, жидкость для тормозов, мягкую проволоку, изоляционную ленту, а также части и детали, о которых никогда не известно, понадобятся они или нет.
Если гонщик на трассе, один из персонала технической помощи занимается подготовкой сигнализации, остальные помогают высчитывать и определять общую ситуацию на гонках. В безупречно оснащенном депо обязательно должен быть секундомер, чтобы контролировать время не только своего гонщика, но и его конкурентов. Поскольку секундомер — инструмент хрупкий и ценный, хорошо поместить его в специальный ящичек, на крышке которого можно прикрепить таблицу для отметки показанных спортсменом результатов по кругам (рис. 57). Такая таблица послужит и на следующих гонках. Ящичек можно носить на ремешке.
Наиболее трудная роль выпадает на долю персонала технической помощи на гонках, когда основой классификации является формула, по которой результат вычисляется уже после гонок. Таковы, например, скоростные гонки на выносливость, где этот способ дает возможность победить любому автомобилю независимо от мощности двигателя. Такими были также 12 -часовые гонки в Брно на «Большую премию выносливости». При использовании временного «гандикапа» большим и скоростным автомобилем чаще предписывается проехать большее расстояние, которое потом уравнивается фактическим расстоянием, пройденным на гонках. Относительное улучшение — решающий критерий классификации. Для персонала технической помощи (и, разумеется, для водителей на трассе) наблюдение за ходом гонок и определение места отдельных водителей в данный момент — очень важная задача. Водитель на автомобиле с маломощным двигателем, которого все обгоняют, имеет невысокую абсолютную скорость, но, несмотря на это, его относительная скорость высока и он может идти во главе гонок.
Рис. 3. Примерная табличка для наблюдения за гонками с гандикапом
На рис. 3 дано простейшее приспособление, с помощью которого при подобных 12-часовых гонках легко, не высчитывая, определить место всех водителей. На рисунке приведены, как пример, результаты трех водителей различных категорий. Первый, стартовавший под № 4, должен проехать 1150 км, второй на автомобиле с меньшим объемом двигателя (идет под № 18) должен пройти 820 км, наконец, третьему, который идет под № 29 на наименьшем автомобиле, предстоит покрыть путь в 528 км.
Разделите отрезок любой длины — одинаковый для всех автомобилей (потому что время гонок 12 часов одинаково для всех) на равные части, в зависимости от количества километров, которые предстоит проехать каждому гонщику. В нашем случае отрезок первого водителя делится на 11,5 части, второго —на 8,2 и третьего — на 5,28. Отрезок над таблицей (той же длины, что предыдущие, которые вы делите на части в зависимости от количества километров для каждого водителя) разделите на равные части в зависимости от общего времени, в течение которого идут гонки ( в нашем случае на 12). Если в эту табличку внести показания на какай-то определенный момент гонок, фактически преодоленные каждым автомобилем километры, то с первого взгляда увидишь, кто из них, согласно формуле, ведет гонки, кто превышает установленный средний уровень, а кто недотягивает до него. В нашем случае к концу второго часа гонок автомобиль № 4 проехал 220 км, № 18 – 130 км и № 29 – 145 км. В зависимости от расстояния отметок от начала каждого отрезка можно точно определить, что ведет автомобиль № 29, который проехал больше, чем должен был бы проехать за 3 часа. Вторым идет автомобиль № 4, прошедший почти 30 км выше среднего уровня, и последним — автомобиль № 18, идущий ниже установленного среднего уровня, но оставание его почти незаметно.
Если персонал технической помощи сделает такую таблицу, он будет постоянно иметь представление о ходе гонок, что очень поможет при сигнализации. Разумеется, чем больше таблица, тем лучше видят водители ее показания, которыми они могут контролировать место автомобиля и через короткие интервалы времени. Если автомобили идут близко друг от друга, таблицей пользоваться трудно; на этот раз точное представление даст только вычисление.
На данных гонках нужно точно знать количество кругов, пройденных каждым водителем; это основа тех показаний, которые заносятся в таблицу. Если количество пройденных кругов не сообщается устроителям гонок и не отмечается, это должен сделать персонал технической помощи. От надежности подобных отметок зависят точность таблицы и правильность сигнализации.
Вы уже поняли, что на некоторых гонках работа депо вносит огромную долю в успех водителя. Если вы как следует подготовитесь к соревнованию, то избежите случайностей, вроде тех, о которых я хочу рассказать в заключение этой главы.
Хотите верьте, хотите нет, но это действительно случилось: однажды на гонках персонал технической помощи пытался лишить своего гонщика не только победы, но и жизни. Когда автомобиль остановился в депо, один из механиков отвинчивал крышку бензобака, расположенного как раз позади головы водителя на задней части кузова. Для этого он применил молоток, которым нечаянно ударил гонщика по голове. Гонщик незаметно для окружающих свалился на сидение, но тут же опомнился и повернул голову, чтобы «отблагодарить» своего помощника. Но он выбрал неудачный момент: механик, наполнявший бак бензином, немного перелил, и бензин брызнул многострадальному спортсмену в лицо. Бензин — не особенно подходящее косметическое средство, и не удивительно, что водитель снова скорчился на сидении. Это заметил механик, подливавший воду в радиатор; он плеснул излишек ее на гонщика. Тот опомнился, но у него не было времени протестовать, потому что персонал закрыл резервуары и быстро выкатил автомобиль на свежий воздух, чтобы окончательно привести своего питомца в себя.
Гонки
После длительной, трудоемкой подготовки вы, наконец приходите к черте старта, чтобы продемонстрировать свое спортивное мастерство. Нелегко сосредоточиться с самого начала, хотя иногда гонки бывают настоящим отдыхом в сравнении с часами, днями и бессонными ночами, занятыми возней с автомобилем и прочими приготовлениями. И все же наибольшее спокойствие и рассудительность нужно проявить уже на старте.
Автомобильные гонки обычно предусматривают старт с работающим двигателем. Это бывает причиной многих опасений — не замаслится ли свеча, не придется ли менять ее перед самым стартом и т. п. Конечно, самое действенное средство против подобных страхов — хорошая подготовка двигателя и его полное прогревание перед стартом. Часто в неприятном начале виноваты сами гонщики. В страхе, как бы не замаслилась свеча, они все время (на месте) заставляют двигатель работать на высоких оборотах, не сознавая, что этим, наоборот, только способствуют замасливанию: при увеличении газа подкачкой масло попадает на цилиндры больше всего. Лучше поддерживать равномерные обороты — между 1500 и 2000 в минуту — до последнего момента, буквально до 5 секунд перед фактическим стартом.
На старте обычно известно, сколько секунд остается в вашем распоряжении. Установите себе определенный порядок, который поможет вам успокоиться. Например, на 10-й секунде до конца наденьте очки, вслед затем, т. е. на 5-й секунде, включите первую передачу. Теперь самое время доя увеличения оборотов двигателя. Сделать это можно, например, так: несколько раз наступить на педаль дросселя, чтобы отчетливее почувствовать ногой готовность к старту; обороты постепенно повышайте до тех, с какими обычно стартуете, например 4000 об/мин.
Преждевременный старт запрещен. Но известно, что при включении сцепления всегда проходит какое-то время, скажем, полсекунды, прежде чем произойдет блокировка. Привыкайте поэтому наблюдать за стартером так, чтобы, когда он даст сигнал, включить сцепление на полсекунды раньше, тогда автомобиль тронется точно в момент старта. Это, впрочем, можно осуществить только в случае, когда вы стоите в первом ряду. Если же впереди вас есть автомобиль, всегда считайтесь с возможным отсутствием проезда и даже с необходимостью затормозить, если по сторонам едут другие автомобили из задних рядов. Самый быстрый старт применяйте, только когда это крайне необходимо, когда дорога каждая секунда. При таком старте двигатель, сцепление, трансмиссия и шины испытывают большую нагрузку. Не забывайте о них — они понадобятся не только на старте, но и на протяжении всего пути!
Если вы на трассе, то руководствуйтесь планом, который подготовили для соревнования, и, конечно, обстановкой (как вы ее видите сами и как о ней сигнализируют из депо).
Несмотря даже на то, что некоторые водители берут сразу сильный разгон, осторожность на первом круге необходима. Это важно по разным причинам. Как бы вы ни прогревали двигатель перед стартом, он никогда не будет таким теплым, как в конце первого круга. Быстрое нагревание некоторых деталей (в то время как другие нагреваются медленнее) при максимальной нагрузке с самого начала может привести к неприятным поломкам, которые проявляются позднее, и вы будете в недоумении качать головой, не понимая их причин! Масло в коробке передач и картере главной передачи, которое на старте тоже холодное, можно как следует нагреть только при движении. Обратите внимание, что на продолжительных гонках, когда приходится останавливаться для пополнения горючего, больше всего поломок происходит именно из-за остановки в депо. Причина этого — холодное масло, долитое в двигатель, недостаточность смазки. При остановке горячее жидкое масло стекает со всех мест, подлежащих смазке, и при резком старте механизмы некоторые время работают без нее.
Следующий довод за более осторожную езду на первом круге — незнание состояния дороги в настоящий момент. Устроители могли переделать некоторые повороты, или на предыдущих гонках на трассу были занесены грязь и камни, не убранные до сих пор. Если вы приедете на такой поворот с высокой скоростью, я, честное слово, не завидую вам.
А теперь, поскольку все мелочи, относящиеся непосредственно к стилю и технике езды, уже рассмотрены, займемся последней главой — об искусстве гонщиков, которую мы называем тактика гонок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническая помощь и сигнализация"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы