Начну со старой сказки. Собственно, это даже не сказка, а действительность, но такая прекрасная и удивительная, что в мире автомобилистов она стала почти легендой. А случилось это не так давно — всего три с небольшим десятилетия назад.
Приближались самые тяжелые гонки, какие когда-либо были, — Тарга Флорио. Пять кругов Мадонии, в горах Сицилии. Вам кажется мало? Эти пять кругов составили 540 км и 7500 жутких горных поворотов. Тут нет опечатки: один круг этого гигантского маршрута имел 108 км и, кроме короткого участка над морем в 8 км, весь остальной путь тянулся узкой лентой горной дороги вверх и вниз среди голых скал. Один поворот продолжал другой, дорога лепилась к горным склонам, шла ниточкой серпантина, словно зашнуровывая скалы головокружительной крутизны. На этих 108 км было 1500 серпантинов!
Можете себе представить, чего требует такая дорога от водителя и автомобиля, что она значит для них, какие невероятные усилия нужны для ее преодоления. Дорожному автомобилю в то время нужно было 8 часов, чтобы проехать один круг, а на гонках водители первых автомобилей прошли весь маршрут в 5 кругов меньше чем за 7,5 часа. Лучшие водители и автомобили Европы соперничали там за первое место на гонках, традиция которых восходит в 1906 году и победа на которых является неоспоримым триумфом человека и техники.
Не удивительно, что участие женщины в таких тяжелых гонках привлекло всеобщее внимание. Все не только удивлялись, но и сомневались. Проедет ли она хоть один круг? Не сдастся ли, когда воочию увидит препятствия, которые решила преодолеть, возможно, по легкомыслию? Сомнения возросли, когда эта женщина прибыла на место. Небольшого роста, стройная и жизнерадостная, она не обладала теми физическими качествами, которых требовали 540 км Мадон-ского кольца, даже чтобы просто проехать их. О том, чтобы эта женщина могла серьезно соперничать с такими гонщиками, как Диво, Чирон, Кампари, Конелли, Матерасси, или чтобы ей вообще удалось идти наравне с ними, никто даже серьезно не думал.
Они, конечно, не знали Элишки Юнковой.
Она сама лучше всего понимала, за какое трудное дело взялась. Но она не боялась трудностей и хотела использовать все средства для их преодоления, несмотря на отсутствие физической силы. Она верила в безупречную подготовку, и у нее было достаточно сил и решимости, чтобы точно по плану провести гонку.
Юнкова прибыла на Сицилию за шесть недель до гонок и, не отдыхая после долгой дороги, в тот же день после обеда проехала один круг маршрута. Что это было — нетерпение? Нет, начало тяжелой работы! Дни до предела были заполнены самым пристрастным изучением маршрута. Каждый поворот, каждый камень, малейшая неровность — все должно прочно запомниться. Она достала снимки маршрута, сделанные с самолета, изучила подробнейшие карты, сотни зарисовок заполнили ее записные книжки. И каждый день она ездила.
Посмотрите на некоторые записи из ее тренировочного дневника:
24.4 — 4 круга: 2 — на желтом автомобиле, круг — на грузовике, круг — с Чироном.
25.4 — круг на гоночном автомобиле.
26.4 — 4 круга: круг — на гоночном автомобиле, 3 — на желтом одна.
27.4 — круг на грузовике с Брилли-Пери.
28.4 — 5 кругов на желтом автомобиле — очень довольна.
29.4 — воскресенье — мотогонки.
30.4 — круг на грузовике, жуткий ливень.
1.5 — круг на гоночном автомобиле, очень устала.
И так изо дня в день — 42 дня. Всего 47 кругов, которые составляют 5076 км. И каких километров! Взять хотя бы запись 28 апреля: «5 кругов» — по сути весь маршрут гонок. До нее никто не смог на тренировках проехать в один раз 540 км! Но Элишка Юнкова должна была твердо знать, что действительно выдержит весь маршрут гонок. Каким же был результат при такой подготовке?
В 1927 году в начале второго круга гонок она идет третьей, отставая от ведущего гонщика на 70 секунд, это составляло 1 %. На втором круге ее постигла неудача — поломка рулевого управления. Всю зиму она продолжала готовиться. Это удивительно — тренироваться в Праге на трудности сицилийского маршрута! Итак: «Километровый столб 77 км — маленький белый домик с левой стороны — разкий поворот направо. Начало торможения у километрового столба, переключаю на 2-ю передачу. За поворотом ровное место 200 м, на которое выезжаю на 3-й передаче на полных оборотах». И весь маршрут перед ней проходил, как кинофильм.
Следующие гонки — в 1928 году. На первом круге она идет четвертой — 33 секунды за ведущим Чироном; на втором — первой с превышением в 20 секунд; на третьем — второй, 145 секунд за Кампари; на 4-м — второй, отстает на 60 секунд от Кампари. Последний круг — поломка водяного насоса и потеря времени при наполнении водой системы охлаждения. Несмотря на это, она приезжает к финишу гонок пятой в абсолютной квалификации и второй в своем классе!
Юнкова стартовала 2 минуты спустя после Диво, который выиграл гонки. На третьем круге она обогнала его, но потом из тактических соображений преследовала по пятам так, чтобы уже не потерять из виду. Ее отделяло от Диво меньше 2 минут. Поэтому она, собственно, была все время впереди него. Не будет преувеличением утверждение, что, не случись неудачи на последнем круге, Элишка Юнкова вы-грала бы Таргу. Это признала мировая печать, и победа ее удивительной подготовки до сих пор считается образцовой везде, где существует автомобильный спорт. Такая подготовка поучительна для вас.
Гонки показывают, что Юнкова шла быстрее лучших гонщиков того времени на равноценных автомобилях. Незачем подчеркивать, кто из них был более опытным. Но нужно понять, что на гонках важны не только водительские качества и опыт. Почти очевидно, что если бы, например, Диво посвятил подготовке столько внимания, как Элишка Юнкова, он бы выиграл наверняка и с гораздо лучшими результатами. Он бы также уменьшил риск поломки автомобиля, потому что точное значение маршрута позволяет ехать быстре, не перегружая двигатель и тормоза. Ведь повышение безопасности езды является не менее важной стороной хорошей подготовки.
Рис. 1. Страница тренировочного дневника Э. Юнковой
Итак, в чем состоит подготовка к гонкам.
Прежде всего необходимо:
1) узнать маршрут,
2) найти наиболее эффективные способы для преодоления всех препятствий,
3) приспособить автомобиль к данным условиям,
4) отрегулировать и проверить его перед гонками,
5) выяснить возможности езды по скорости и распределение ее по участкам.
Теперь разберем эти фазы подготовки.
Узнать дорогу в совершенстве очень трудно, даже на легком и сравнительно коротком маршруте. Я уже говорил, что дело зависит не только от поворотов. Приходится принимать во внимание и поверхность шоссе, и материал, из которого оно сделано, и неровности, изгибы шоссе, обочины и, наконец, все, что происходит вблизи трассы. Например, надо знать, на каких поворотах при необходимости можно ехать, срезая их. На гонках вы можете ошибиться при определении тормозного пути, поверхность дороги может быть скользкой, сдадут тормоза, снизится их эффективность, которую вы принимаете в расчет при тренировке. Вы также не знаете, как будет развиваться ход гонок. Если нужно действительно ехать вовсю, вы, конечно, проедете поворот, который вам известен, и в случае необходимости сможете «нагнать» потерянное время быстрее.
Если у вас есть план трассы, отметьте себе наиболее ответственные места. Попробуйте начертить такой план сами, вы быстро научитесь это делать как следует. Если вы начертите его на память, значит в общих чертах уже знаете трассу. Не пытайтесь выучить ее во время поездок на автомобиле, на котором собираетесь участвовать в гонке. Вы слушаете двигатель, следите за машиной и забываете, что должны запоминать дорогу. Для начала лучше всего мотоцикл. Им нетрудно управлять, его легко поставить на стоянку, возвратиться обратно, чтобы осмотреть какой-нибудь участок. Если нужно — остановитесь и не гнушайтесь пройти пешком трудную часть трассы. Не судите о каждом повороте в отдельности: когда вы стоите у одного, другой вам кажется далеким, но когда вы помчитесь во время гонок, выезд из одного будет одновременно въездом в другой.
Чем лучше вы ознакомитесь с трассой, тем точнее стремитесь определить, как преодолеете то или иное препятствие.
Эту часть подготовки проведите с автомобилем. Сначала поезжайте медленно, чтобы было время обдумывать, комбинировать и пробовать. Старайтесь найти наиболее выгодную линию, даже если вам еще не дана скорость. Обратите внимание на наклон дороги и подумайте, из какого поворота вас будет выносить и какими средствами будете использовать неудобства дороги. Ускоряйте темп, но проводите испытание только на отдельных отрезках. Эту часть тренировок вы проведите в официальном тренинге, при закрытой трассе. Присматривайтесь к езде других гонщиков, но не пытайтесь слепо копировать их. Если какой-нибудь участок труден для вас, остановитесь и понаблюдайте, как справляются с ним остальные гонщики. Возможно, вы заметите ошибку, которая сначала не была вами учтена.
На этой стадии вы должны заняться и третьей стороной подготовки — приспосабливать автомобиль к условиям дороги, ведь дорога и автомобиль неразрывно связаны друг с другом. Постарайтесь найти нужную передачу, чтобы, обороты двигателя не поднялись выше дозволенного уровня. В холодную погоду найдите способ закрывать радиатор, который даст возможность достигнуть наиболее выгодной температуры двигателя. Проверьте соответствие отдельных передач условиям участков трассы. Установите, какая из них наиболее выгодна для преодоления поворотов, трудных участков и подъема. Если вы умеете запоминать места начала торможения, то отыщите и запомните подобные и на данной трассе. Однако не забывайте, что на гонках зрители могут закрыть ориентир, казавшийся на тренировке очень заметным. Постарайтесь проехать повороты на большой скорости, однако с большим тормозным путем, который постепенно будете сокращать до минимума. Так вы одновременно выясните, что линия, которую вы определили для проезда определенного поворота, является наиболее выгодной и при «испытании огнем».
Попробуйте проехать весь круг в темпе, и пусть команда технической помощи замерит время. Само собой разумеется, она должна замерить и время ваших наиболее серьезных конкурентов, так что при сравнении результатов вы сможете судить о своих шансах на гонке. Если какой-нибудь конкурент идет намного быстрее вас и вам кажется, что вы не сможете приблизиться к его времени, попробуйте ехать следом за ним один круг. При этом заметьте, на каком участке он едет быстрее, и не зависит ли его время от больших возможностей автомобиля (или от более удачного переключения передач). Не пытайтесь достичь преимущества через силу, только ради того, чтобы ехать быстрее всех. Это приведет к опасной езде, которая, в конце концов, будет и медленной. Если соперник лучше вас подготовлен, лучше знает трассу, если у него более быстроходный автомобиль, вы не обойдете его благодаря случайности и бестолковой гонкой. Оказаться в преимущественном положении перед соперником вы можете, лишь хорошо подготовив автомобиль и узнав трассу. Помните, если во время гонок пойдет дождь, знание трассы поможет при преодолении этой новой трудности. Считайтесь с ней всегда, даже когда погода кажется установившейся, и с этой точки зрения придирчиво обследуйте все дороги и их покрытие.
В течение всей тренировки занимайтесь наладкой, а также технической проверкой автомобиля. Эта часть подготовки не относится к темам, затрагиваемым в моей книге, однако — само собой разумеется, насколько она важна для успеха. Тренируясь, излишне не перегружайте автомобиль, но на резких разгонах и поворотах убедитесь, что все в порядке, что ничего, что бы повышало скорость и увеличивало надежность автомобиля, не упущено.
Тренировка считается законченной, когда вы почувствуете, что именно эта трасса дается вам чрезвычайно легко. Водители, у которых одна трасса «сидит в печенках», а другая не приглянулась, должны осознать, что отвращение к отдельным трассам появилось из-за недостаточности знаний и общей подготовки.
Взвесьте свои возможности, возможности вашего автомобиля, оцените время и разработайте план, которым будете руководствоваться и на основе которого вам будет сигнализировать служба движения.
На тренировку пригласите помощников, команду технической помощи, механиков и познакомьте их со своим планом «быстроты и натиска». Помощь их настолько важна, что мы займемся этим вопросом в специальной главе.
И, наконец, даже если подготовка покажется вам слишком скучной и если вы увидите, что какой-то гонщик и без нее в самом начале тренировки едет очень быстро, не прекращайте занятий, не отказывайтесь от намерения подготовиться как можно лучше. Вспомните об Элишке Юнковой и ее как будто бы безнадежной борьбе, вспомните, как она сумела, благодаря совершенству подготовки, добиться успеха.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тренировка"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы