Мало кто решится продолжать путешествие, если тормоза неисправны, поэтому,рассмотрим основные неисправности и способы их устранения.
Недостаточная эффективность торможения
Полностью исправные тормоза обеспечивают плавное и одновременное торможение всех четырех колес, тормозной путь, не превышающий нормы, нормальную температуру тормозных барабанов и дисков колес. Когда нарушается хотя бы одно из этих условий, требуется самое срочное вмешательство.
Прежде всего необходимо проверить состояние всех трубопроводов, и, если на них обнаружены вмятины, помните, что это опасно. Еще серьезнее надо отнестись к резиновым шлангам, которые не могут себе позволить даже малейших трещин на наружной оболочке. Не должно быть болтающихся трубок, так как ослабление крепления приводит к вибрациям и последующим поломкам.
Если снизилась эффективность торможения, водитель, какой бы неопытный он ни был, почувствует происшедшее. Педаль тормоза начнет пружинить (станет мягкой); и, чтобы резко остановить автомобиль, придется к педали приложить значительное усилие. Снижение эффективности торможения обычно вызывается следующими обстоятельствами.
1. Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних и задних тормозов.
2. Проникновение воздуха в систему гидропривода.
В обоих случаях необходимо решить две задачи: определить, откуда подтекает жидкость и через что подсасывается воздух (это первая задача); как устранить дефект (вторая).
Если трубки целы, штуцера и пробки затянуты, а капли тормозной жидкости повисают снова и снова, колесные цилиндры (текущие) приходится снимать, разбирать, выяснять причину течи и устранять ее. Как известно, колесные цилиндры тормозов передних колес расположены в суппортах. Удобнее снять суппорт и уж затем разбирать его на части. Чтобы снять суппорт (рис. 1) (без тормозного диска), надо отсоединить питающий шланг и отвернуть с внешней стороны тормозного щита два болта, крепящие его. Для предотвращения утечки тормозной жидкости отверстие в шланге и остальной трубке заглушите пробками.
Разбирать суппорт и добираться до деталей колесных цилиндров надо следующим образом:
— вынуть шплинты пальцев крепления тормозных колодок; снять пальцы с пружинами; снять пружины и тормозные колодки; отсоединить трубку и снять с цилиндров пылезащитные колпачки;
— с помощью насоса или шланга с сжатым воздухом подать воздух в цилиндр через впускное отверстие для тормозной жидкости;
— вынуть вытолкнутые из цилиндра поршни и уплотнительные кольца;
— вывернуть клапан выпуска воздуха.
Все детали следует промыть теплой водой и высушить струей сжатого воздуха. Следы износа и рисок на поршне и зеркале цилиндра напоминают, что детали необходимо заменить. Замене подлежат также пылезащитный колпачок и уплотнительное кольцо, причем эти детали целесообразно заменить новыми в любом случае, если вынимают поршень.
Сборку переднего тормоза выполняют в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой поршень, цилиндр и уплотнительное кольцо смажьте тормозной жидкостью. Установив суппорт на место и долив тормозную жидкость в бачок главного цилиндра передних тормозов, необходимо прокачать гидросистему, т. е. удалить попавший в систему воздух. Эта операция очень охожа на прокачку гидропривода сцепления. Необходимо про-’-ачать гидросистему всех четырех колес. Приступая к прокачке гидравлической системы, а также в процессе выполнения операции надо контролировать наличие тормозной жидкости в бачке и не допускать снижения уровня, так как воздух может снова попасть в систему и энергия будет затрачена впустую.
Если виновником течи оказался один из колесных цилиндров тормозов задних колес, его снимают и выполняют те же операции, что и с цилиндрами передних колес.
Последовательность разборки колесного цилиндра тормоза заднего колеса такова (рис. 2):
— снять защитные колпачки и поршни; вынуть манжеты, опорные чашки и пружину; вывинтить клапан выпуска воздуха. Перед сборкой необходимо все детали обильно смазать тормозной жидкостью и, не.прилагая никаких усилий, установить детали в корпус цилиндра. После установки защитных колпачков надо вручную проверить плавность перемещения поршней.
3. Повреждение уплотнительных колец (манжет) (рис. 3) главных цилиндров. Манжеты обычно меняют, но для этого необходимо снять и разобрать главный цилиндр.
Снимают главный цилиндр в такой последовательности:
— отсоединяют гибкие шланги от главного цилиндра, а отверстия шлангов и штуцеров закрывают пробками, чтобы не вытекала зря жидкость и не попадала грязь и пыль в цилиндр;
— отсоединяют стальные трубки, через которые тормозная жидкость поступает из главного цилиндра в колесные;
— снимают главный цилиндр, предварительно отвернув две гайки, крепящие его к кузову (для ВАЗ-2101, -2102) или к вакуумному усилителю (на всех остальных моделях).
Чтобы разобрать главный цилиндр, надо прежде всего подготовить удобное рабочее место: чистый стол, хорошее освещение, ванночку с тормозной жидкостью. Разборку начинают со снятия штуцера с уплотнительной шайбой. Затем снимают колпачок. Все внутренности главного цилиндра удерживаются благодаря установочным болтам 6. Вывернув их, вынимают все детали.
В данном случае разбирать главный цилиндр пришлось для того, чтобы заменить уплотнительные кольца (манжеты), однако, имея возможность внимательно рассмотреть каждую деталь цилиндра, обратите особое внимание па состояние поршней и зеркала цилиндра. Они не должны иметь рисок, неровностей, следов коррозии, между поршнем и цилиндром не должно быть увеличенного зазора.
Перед сборкой желательно промыть детали главного цилиндра в изопропиловом спирте и продуть сжатым воздухом (время нахождения деталей в спирте не должно превышать 20 с). Устанавливая деталь на место, необходимо ее обильно смазать тормозной жидкостью.
4. Загрязнение или замасливание тормозных барабанов и колодок. Колодки и барабаны загрязняются, как правило, во время езды по мокрой и грязной дороге. Замасливаются они из-за обильной смазки при деформированных сальниках или подтекании тормозной жидкости из колесных цилиндров задних колес. В обоих случаях барабаны необходимо снять, устранить источники замасливания, а тормозные колодки и зеркало барабанов протереть бензином.
Неодновременность торможения, занос или увод автомобиля в сторону
Возникает этот дефект по разным причинам. Есть среди них такие, устранить которые не составляет никакого труда. С них и надо начать. Прежде всего необходимо проверить давление в шинах и, если требуется, сделать его одинаковым справа и слева. Заодно есть смысл осмотреть состояние протекторов всех четырех колес. Неравномерное давление и неравномерный износ протекторов могут быть причинами заноса или увода автомобиля. Затем надо внимательно осмотреть трубопроводы гидропривода тормозов. Глубокие вмятины на них могут препятствовать свободному прохождению тормозной жидкости к одному из колесных цилиндров, в результате чего автомобиль может заносить при торможении.
Неисправность тормоза хотя бы одного из колес вызовет неодновременность торможения и как следствие — увод автомобиля в сторону от прямолинейного -движения. Особенно это заметно в зимних условиях на скользкой дороге. Существует старый способ проверки неодновременное™ торможения. Автомобиль устанавливают на подъемник или подставки, пускают двигатель и включают прямую (четвертую) передачу. При средних частотах вращения коленчатого вала двигателя плавно начинают давить на педаль тормоза. Если тормоза колес исправны, двигатель заглохнет одновременно с остановкой колес. Если тормоз одного из колес неисправен, ведущие колеса будут вращаться с разными скоростями. Обнаружив такую несогласованность, выясняют, в чем же причина: то ли это неправильная регулировка тормозов, то ли утечка тормозной жидкости, то ли замасливание или загрязнение накладок колодок.
Когда устранены или исключены простейшие причины, а неисправность осталась, следует заняться более глубокими исследованиями, т. е. проверить, не нарушены ли установочные углы передних колес и правильно ли установлен регулятор давления. Эти операции целесообразно выполнять на СТО.
Несколько слов о регуляторе давления. Он служит для регулирования силы торможения задних колес в зависимости от нагрузки на» заднюю ось и состояния дороги. Дело в том, что чем резче торможение, тем больше увеличивается доля общей массы, приходящейся на передние колеса. Так как задняя ось получается разгруженной, то сила тормозов задних колес может оказаться больше силы сцепления колес с поверхностью дороги, а это, в свою очередь, может вызвать скольжение колес, а значит, низкую эффективность торможения, потерю управляемости, за-чос. Наличие регулятора давления устраняет этот недостаток, автоматически изменяя величины давления тормозной жидкости в гидравлическом приводе задних колес. Нарушение расположения регулятора давления искажает его работу и практически сводит на нет его возможности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности тормозов автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы