Неожиданный отказ в подаче промывочной жидкости может вызвать тяжелые осложнения в скважине. Поэтому работа насоса должна быть организована таким образом, чтобы исключалась всякая возможность нарушения нормального режима бурения. Если же несмотря на все меры предосторожности насос отказывает в работе, нужно уметь быстро определить причину ненормальной его работы и стараться устранить неполадки собственными силами.
В практике бурения приходится сталкиваться со следующими неисправностями.
1. Насос не дает, полной производительности или вовсе не подает промывочную жидкость. Это отмечается снижением давления на манометре и уменьшением или прекращением циркуляции жидкости в желобах. Ниже приводятся возможные причины ненормальной работы насосов.
а. Отсутствие промывочной жидкости в приемном чане. Следует наполнить чан жидкостью. Иногда в приемном чане остается так мало жидкости, что приемный клапан на конце всасывающего шланга обнажается и засасывает воздух. Следует опустить приемный клапан в жидкость, но не ниже 0,2—0,3 м от дна чана. Часто имеет место засорение приемного клапана и предохранительной сетки на конце всасывающего шланга, приемного штуцера насоса и всасывающего трубопровода кусочками нераспустившейся глины, шламом или посторонними предметами (при работе без сетки), например, паклей, щепками и пр.
б. Засасывание воздуха через неплотности приемной трубы (или шланга). В насосах небольшой производительности в качестве приемного трубопровода используется гибкий прорезиненный шланг. При длительной службе всасывающего шланга, особенно при небрежной его перевозке в зимнее время, нарушается целостность тела шланга. Через образовавшиеся трещины в теле шланга и засасывается воздух. В более мощных насосах часто пользуются в качестве всасывающего трубопровода металлическими трубами. В этих случаях прием насоса обычно делают из 4—6” железной трубы в виде колена. Присоединение приема к насосу осуществляется при помощи фланца. Плавный изгиб колена получают путем сварки отдельных секторов трубы. Засасывание воздуха происходит через неплотности прокладки во фланце и через неплотности или нарушения в сварочных швах. Воздух, попадая в цилиндр и клапаны, расстраивает работу насоса. Для устранения указанных недостатков следует подтянуть болты фланцевых соединений или сменить уплотняющие прокладки. При неплотности сварочных швов следует зачистить шов и дополнительно сварить его.
в. Неплотность поршней или износ цилиндровых втулок. Если насос уменьшает постепенно давление, а сетки приема — чистые, то нужно вскрыть крышки цилиндров и проверить положение уплотняющего резинового кольца за втулкой и плотность соприкосновения резиновой набивки поршня с внутренней поверхностью втулки. Частый износ поршней и втулок происходит в результате промывки глинистым раствором с большим содержанием песка. При наличии неплотности в резиновых кольцах последние нужно заменить. Если вновь поставленные поршни продолжают срабатываться в течение нескольких часов, то это указывает на ненормально большой износ втулок. Такие втулки подлежат обязательной замене. Кроме того, надо проверить, свободно ли поднимаются клапаны насоса.
г. Пропуск жидкости в гнездах и клапанах в результате разъедания тела гнезда или клапана Песком глинистого раствора. При высоких скоростях движения жидкости через отверстия в клапане разрушающее действие песка чрезвычайно велико, несмотря на цементирование поверхностей клапана. Получается, таким образом, сообщение между камерами при закрытых клапанах. Клапаны и седла с такого рода дефектами подлежат обязательной замене. Нередко встречаются случаи смещения или обрыва резинового кольца на тарелке клапана, что приводит к неплотному закрытию клапана и пропуску раствора. Нарушение целости клапана может привести к полному бездействию его. Таким образом, один или два клапана могут выйти полностью из строя.
д. Износ уплотняющих сальников поршневого штока, расстройство соединений его с крейцкопфом и износ самого штока являются также частой причиной ненормальной работы насоса. Если натяжные шпильки сальников использованы полностью, а раствор продолжает проходить по штоку, то это указывает на сработку уплотнения в сальнике. Нужно отвернуть гайки, снять нажимную крышку сальника, удалить старую набивку и поставить новую, после чего затянуть сальник. Если сработана односторонне полированная часть штока, проходящая через сальник, или она задрана, то это является основной причиной расстройства сальников. Поэтому такой шток должен быть немедленно заменен. Нередки также случаи, когда гайки крепления штока в теле поршня и в крейцкопфе ослабевают в процессе работы, что приводит к стуку в насосе. В этом случае нужно подтянуть гайки, а если этого будет недостаточно, то заменить шток.
е. Неисправность соединений в нагнетательной части насоса, приводящая к пропуску жидкости через неплотности в крышках цилиндра, резьбовых или фланцевых соединениях. Возможными причинами указанной неисправности могут быть слабое крепление соединений или недоброкачественность прокладочного материала. Для устранения пропуска жидкости следует подтянуть гайки или сменить прокладки.
Часто отмечаются в работе насоса такие ненормальные явления, как глухие звуки во всасывающей линии, шипящие звуки или стуки в клапанной коробке, стук в приводной части насоса, чрезмерный расход мощности при нормальных подаче жидкости и давлении, нагревание подшипников и работа насоса толчками, которые не всегда понятны обслуживающему насос персоналу.
Глухие звуки во всасывающей линии обычно сопровождаются одновременным падением производительности насоса. Эти явления имеют место при наличии неплотности во всасывающей линии. Для устранения их следует подтянуть болты фланцевых соединений или сменить прокладки.
Шипящие звуки в клапанной коробке сопровождаются, как правило, падением давления и производительности насоса. Наличие таких звуков указывает на износ стенок клапанной коробки между нагнетательными и всасывающими камерами или в месте посадки седла клапана. В этом случае нужно сменить всю клапанную коробку.
Стук в клапанной коробке может быть в результате следующих причин: ослабления гаек поршневого штока, слабого крепления упорных болтов для цилиндровых втулок, разрушения клапанной пружины или самого клапана. Для устранения стука в клапанной коробке в зависимости от причины его возникновения следует подтянуть гайки штоков, подтянут^ упорные болты, сменить набивку цилиндровых втулок, сменить сломанные детали клапана или пружины.
Стук в приводной части насоса может произойти вследствие износа накладки или параллелей крейцкопфа, ослабления гаек на штоке, износа пальца, а также износа или ослабления коренных подшипников качения кривошипного вала или мотылевых шеек. Для устранения этого явления нужно соответственно отрегулировать или сменить накладки крейцкопфа, подтянуть гайки штока, сменить палец, произвести регулировку рационального люфта подшипников или сменить их.
Чрезмерный расход мощности при нормальных подаче и давлении объясняется засорением нагнетательного трубопровода, вследствие чего резко повышается сопротивление продвижению жидкости в нем.
Нагревание подшипников является следствием перекоса опор при сборке насоса в процессе капитального ремонта, неправильной установкой зазора между крышкой и телом подшипника и неправильной натяжкой болтов или употреблением загрязненной смазки с примесью твердых минеральных частиц, недостатком смазки или износом подшипников.
Регулировка натяжки подшипников должна быть поручена опытному слесарю. Во избежание засорения подшипников при смазке масло нужно предварительно пропустить через фильтр и хранить в закрытом сосуде, чтобы пыль или мусор не могли попасть в масло. Для устранения нагревания подшипников следует добавить свежего масла, отрегулировать зазоры установкой новых прокладок. В случае износа — заменить подшипники.
2. Насос работает неравномерно (с толчками), что сопровождается резкими колебаниями давления на манометре. Это происходит вследствие износа или неисправности одного из поршней или одного из двух клапанов. Для устранения этой ненормальности следует заменить сработанные или сломанные клапаны и поршни.
3. Слишком велика высота всасывания, при которой получаемого разрежения в цилиндрах недостаточно для поступления малоподвижной жидкости с высокой вязкостью, какой является глинистый раствор. Если насос установлен под заливом клапанов, то всасывающий патрубок ставится прямым и гибким для поглощения вибраций при работе насоса. Диаметр такого приема выбирают обычно равным 100 мм. При длительной работе с грязным раствором внутри приема отлагается корка грязи, вследствие чего сечение трубы для прохода раствора уменьшается. Первым признаком недостаточного поступления жидкости через загрязненный прием является резкий стук в цилиндре. Поэтому время от времени нужно отсоединять прием и чистить его от грязи.
Перевозка и монтаж насосов на буровой вышке. Так как все узлы промывочных насосов смонтированы на прочной металлической раме-санях, перевозка насоса с одной точки на другую при небольших расстояниях между ними может быть осуществлена волоком. В этом случае рекомендуется устанавливать насос на гладкий лист железа. Перевозка волоком производится на средней скорости трактора или тягача. При этом нужно избегать резких толчков на неровной дороге.
Перевозка насоса на значительные расстояния производится на тракторных санях или в кузове автомашины. Установка насоса на санях или прицепе и крепление его должны производиться таким образом, чтобы исключалась всякая возможность произвольного его перемещения в пути.
Перед погрузкой на сани или прицеп вся жидкость должна быть спущена из насоса. Масляная ванна механического привода также освобождается от масла. Все наружные обработанные части смазываются густым маслом, а внутренние — жидким маслом. Приемные и выкидные отверстия плотно закрываются деревянными пробками.
На буровой вышке насос монтируется только на фундаменте, который может быть выполнен как бетонным, так и деревянным. В заболоченных районах насос устанавливается на свайном основании. Продольные прорези в металлической раме-санях дают возможность передвижения насоса по фундаменту, необходимого для регулировки натяжения приводных ремней. Для большей устойчивости насоса необходимо крепить его к фундаменту сквозными болтами с гайками.
Перед окончательным закреплением приводного насоса на фундаменте производят проверку правильности его установки. Для этого нужно установить насос по уровню и проверить при помощи шнура расположение шкивов двигателя и насоса и положение канавок для клиновых ремней, которые должны находиться в одной плоскости.
После проверки правильности установки насоса и закрепления его на фундаменте производят его обвязку. Под обвязкой насоса понимают монтаж всасывающего и нагнетательного трубопроводов, установку компенсаторов и стояка в буровой, установку отводов и пр.
Прочная установка насоса при отсутствии смещения его в процессе работы создает необходимые условия для спокойной и долговечной работы насоса, удлиняя период работы между ремонтами. Затраты некоторого количества времени и средства на качественную установку насоса на буровой вышке с избытком восполняются продолжительной и безотказной работой его при бурении скважины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности в работе насосов, причины их возникновения и способы устранения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы