Одной из основных задач при эксплуатации ПТМ является контроль технического состояния, обеспечивающего безопасную их работу. Для решения этой задачи организуется государственный и местный технический надзор.
Государственный надзор осуществляется инспекторами соответствующих инспекций, а местный — ИТР, закрепленными приказом по предприятию.
Правилами безопасной эксплуатации подконтрольных ПТМ предусматривается персональная ответственность за содержание ПТМ и оборудование в исправном состоянии; за организацию безопасного производства работ; за управление машиной и ее обслуживание; за осуществление технического надзора.
Лицо, отвечающее за техническое состояние ПТМ, организует периодические осмотры, технические обслуживания и ремонты обученным и аттестованным персоналом; контролирует ведение журнала осмотров и устранения неисправностей; периодическую проверку знаний обслуживающего персонала с регистрацией в журнале; подготовку машин к техническому освидетельствованию; хранение паспортов и технической документации на машины.
Ответственный за безопасное производство работ контролирует использование грузозахватных приспособлений и тары; выдает указания крановщикам и стропальщикам о месте, порядке и габаритных размерах грузов; привлекает к работе обученный и аттестованный персонал, проводит инструктаж по безопасному выполнению работ; запрещает работу в особо опасных условиях без наряда-допуска.
Лица, осуществляющие управление машинами и их обслуживание (крановщики, слесари, электромонтеры, стропальщики, сигнальщики), допускаются к работе приказом по предприятию (цеху) после профессиональной подготовки, аттестации с соответствием по возрасту и состоянию здоровья. При переходе на другой вид машины или при перерывах в работе проводится переподготовка и повторная проверка знаний.
Инженерно-технический работник по надзору осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией ПТМ; проводит освидетельствование машин, грузозахватных приспособлений и тары; выдает разрешение на ввод в эксплуатацию; ведет учет и освидетельствование машин, не подлежащих регистрации; выдает предписание и осуществляет контроль их выполнения, а также предписаний органов технадзора; контролирует выполнение графиков технических обслуживании и ремонтов, наличие инструкций у обслуживающего персонала, соблюдение порядка допуска к управлению и обслуживанию машин; участвует в комиссии по аттестации и периодической проверке знаний персонала; принимает меры по устранению неисправностей и нарушений инструкций (вплоть до остановки машин).
К основным мероприятиям по техническому надзору относят: регистрацию, получение разрешения на допуск к работе, периодическое техническое освидетельствование, контроль за техническим состоянием и организацией управления ПТМ, а также методами производства работ.
Регистрацию в органах технадзора проводят на всех подконтрольных ПТМ. Не регистрируют краны всех типов с ручным приводом, управляемые с пола мостовые электрические и поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т, простейшие стреловые краны, ручные и электрические тали, лебедки и др. Все они подлежат местному техническому надзору. Регистрацию проводят на основании заявления руководства предприятия, паспорта машины и акта на выполнение монтажных работ. После реконструкции, ремонта, передачи грузоподъемной машины другому владельцу и перестановки на новое место проводят ее перерегистрацию.
Разрешение на допуск к работе грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах технадзора, получают: вновь зарегистрированные машины; после монтажа на новом месте; после реконструкции (модернизации) или ремонта металлоконструкции машины. На машины с местным техническим надзором это разрешение выдается ответственным за эксплуатацию ИТР на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, приспособлений и тары производится с регламентированной периодичностью и величиной ”* испытательной нагрузки для обеспечения работоспособности и безопасности производства работ.
При эксплуатации ПТМ обеспечивается высокий уровень безотказной работы. Однако при их эксплуатации случаются аварии и несчастные случаи, которые делят на следующие виды: аварии без травмирования людей; аварии с травмированием людей; несчастные случаи, связанные с авариями. Все они расследуются в установленном порядке с анализом причин и разработкой рекомендаций по их предотвращению.
Для предупреждения аварий и несчастных случаев на ПТМ устанавливают приборы безопасности и блокировочные устройства. Так, грузоподъемные краны оборудуются концевыми выключателями, ограничителями подъема стрелы, ограничителями и указателями грузоподъемности, ограничителями поворота (для башенных кранов), креномерами (для самоходных и прицепных стреловых кранов), сигнализаторами опасного напряжения, анемометрами (приборы для автоматического включения сирен и противоугонных устройств при достижении предельной скорости ветра), ограничителями перекоса (для мостовых и козловых кранов), противоугонными устройствами (для кранов на рельсовом пути).
Содержание приборов и устройств, обеспечивающих безопасную работу машин в работоспособном состоянии и строгое выполнение установленных правил эксплуатации ПТМ, позволяет практически исключить аварийные ситуации и травмирование обслуживающего персонала.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обеспечение безопасности при эксплуатации ПТМ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы