В процессе бурения скважины возникает необходимость спуска в скважину и подъема из скваяшны рабочего бурового инструмента и обсадных труб. Эти операции .осуществляются при помощи лебедки бурового станка, копра или мачты и талевой системы. Комплект вспомогательного оборудования и приспособлений для проведения спуско-подъемных операций носит общее название «Принадлежности для спуска и подъема».
В состав комплекта входят: 2-, 3- и 4- роликовые кронблоки, 1-, 2- и 3-роликовые талевые блоки, скобы-крюки вертлюжные, элеваторы для подъема бурильной колонны, элеваторы-фарштули для бурильных труб замкового соединения, серьги подъемные, стальной канат (трос), зажимы и коуши для троса.
Кронблок, талевый блок, крюк и талевый канат составляют талевую систему. Для обеспечения правильной навивки каната на барабан лебедки применяются направляющие ролики различной грузоподъемности в зависимости от типов станков.
При производстве спуско-подъемных операций с использованием талевой оснастки грузоподъемность системы увеличивается бо столько раз, сколько струн в оснастке. Однако в том же соотношении уменьшается и скорость подъема. Поэтому с помощью талевой системы нужно производить спуск и подъем инструмента и обсадных труб в тех случаях, когда вес груза превышает грузоподъемность лебедки бурового станка.
Кронблок является неподвижной частью талевой системы. Он устанавливается на верхней раме копра (в стационарных буровых установках) или на голове мачты (в самоходных установках). Кронблок состоит из вала и 2-, 3- или 4-канатных роликов. Ролики свободно вращаются на валу на шариковых или роликовых подшипниках. Канавка ролика обработана под канат соответствующего размера.
При монтаже кронблока следует обращать внимание на правильность установки его по отвесу, совпадающему с центром скважины. Нецентричная установка приводит к ненормальной работе роликов и каната, вызывая преждевременный износ втулок, роликов и самого каната. Ролик при вращении не должен иметь люфта как по диаметру втулки, так и по оси вала. Детали кронблока не должны иметь физических пороков: кривизны вала, выбитых или выколотых мест, глубоких раковин, следов удара, трещин и надломов.
Кронблоки должны крепиться к раме вышки или мачте сквозными болтами с гайками и шплинтами. Положение кронблока на вышке осматривается старшим буровым мастером на реже 1 раза в неделю. Подшипники роликов кронблока должны получать всегда достаточное количество смазки.
Талевый блок является подвижной частью системы. Он подвешивается на талевом канате внутри бурового копра. Талевые блоки имеют один-два или три ролика, установленных на одной оси.
В том случае, когда копер буровой вышки разбирается и перевозится по частям, кронблок, талевый блок и талевый канат снимаются с копра и перевозятся отдельно. Кронблок и талевый блок перевозятся с одной точки на другую без разборки. Кронблок в кузове автомашины или на тракторных санях устанавливается на прочных широких брусьях, надежно закрепленных в кузове автомашины. Кронблок устанавливают рамой на брусья, наблюдая при этом, чтобы реборды роликов не касались поверхности кузова или саней, а находились бы свободно между брусьями.
Установка кронблока на верхнюю раму копра также производится в собранном виде. Перед подъемом кронблока и талевого блока следует тщательно проверить правильность работы их элементов. Ролики их должны свободно проворачиваться, подшипники— иметь достаточное количество смазки. Вращающиеся детали кронблока и талевого блока не должны иметь люфта как в плоскости вращения, так и вдоль вала. Кроме того, все детали должны быть просмотрены на предмет отсутствия трещин, выколотых мест и прочих дефектов. После подъема на вышку кронблок необходимо проверить по уровню, отцентрировать по оси вышки и прикрепить к подкронблочным балкам верхней рамы копра.
Работы по монтажу блока в талевой системе заключаются в заправке талевого каната в канавки роликов (основа талевого каната). Для этого талевый блок подвешивают за верхнюю серьгу, подготовляют петли каната, откидывают кожухи и на ролики заводят петли талевого каната. После подтягивания каната последовательно устанавливают кожухи и надевают на нижнюю серьгу вертлюжную скобу.
Уход за правильной работой талевого блока сводится к наблюдению за свободным вращением роликов без признаков заедания и без шума в подшипниках, за равномерным износом канавок канатных роликов и за достаточным количеством смазки в подшипниках. При сильном одностороннем износе канавок нужно повернуть талевый блок и произвести переоснастку каната.
Смазку шариковых подшипников производят летом и зимой солидолом М 1 раз в неделю.
Для подвешивания к талевому блоку грузоподъемных принадлежностей (элеваторов и фарштулей) служат подъемные серьги и вертлюжные скобы. Подъемные серьги (рис. 63) выпускаются грузоподъемностью 5 Т (БИ249-140-00) по СТУ 21—211—64. Корпус серьги изготовляется кованым стальным, ось серьги имеет стопорное устройство, исключающее ее самопроизвольное открытие. Вертлюжные скобы (рис. 64) грузоподъемностью от 1 до 20 Т выпускаются по СТУ 178-54 грузоподъемностью до 35 Т (СТУ 21-403-64). Размеры вертлюжных скоб приведены в табл. 48.
В процессе спуско-подъемных операций вертлюжная скоба служит одновременно, благодаря наличию пружины, и амортизатором.
Рис. 1. Серьга подъемная.
1 — серьга; 2 — ось с планкой; 3 — пружина; 4 — ручка; 5 — гайка.
Конструкция скобы предохраняет талевый канат от скручивания.
Следующим звеном талевой системы является, стальной канат (трос), соединяющий лебедку бурового станка (через кронблок и талевый блок с крюком) с буровым инструментом.
Канаты для бурения должны быть достаточно гибкими, так как они работают в роликах талевой системы и на барабанах лебедок небольших диаметров, часто испытывая значительные динамические нагрузки, особенно при спуске и подъеме бурильных и обсадных труб. Выполнение этого условия обеспечивается выбором каната с наименьшим диаметром проволок в прядях. Канат должен быть достаточно прочным, что достигается выбором проволоки с высоким сопротивлением разрыву.
Рис. 2. Скоба вертлюжная грузоподъемностью до 35 та.
Срок службы каната в разведочном бурении зависит главным образом от условий хранения и ухода за ним в процессе работы. Канаты следует хранить в заводской упаковке (катушки или бухты) в закрытом сухом и хорошо проветриваемом помещении. Каждый канат должен иметь заводской паспорт, в котором указываются основные размеры и конструкция каната, а также данные о качестве материала для его изготовления. Эти же данные показаны на реборде деревянной катушки несмываемой краской.
На серьгу (вертлюжную скобу) талевой системы в процессе бурения подвешивается вертлюг — соединительное звено между талевой системой и колонной бурильных труб. Вертлюг устроен таким образом, что допускает свободное вращение рабочего инструмента при неподвижной талевой системе и позволяет промывочной яшдкости проходить через шланговое соединение внутрь бурильных труб. На рис. 65 показано устройство вертлюга буровой установки.
Вертлюг состоит из стального литого корпуса 6, крышки 3, патрубка 2 с трубой 4. В корпус вертлюга запрессованы два пальца 8, на которые надет кованый стальной штроп 1. Перечисленные детали вертлюга остаются неподвижными (не вращаются) при бурении. Подвижная часть вертлюга, вращающаяся вместе с бурильными трубами, состоит из рабочей трубы (шпинделя) 7, роликового подшипника 9. На нижнем конце рабочей трубы 7 имеется левая резьба по калибру замка для соединения с ведущей трубой бурильной колонны. Роликовая опора работает в ванне, заполненной маслом.
Для предупреждения возможности потери масла из ванны или загрязнения его промывочной жидкостью в верхней и нижней частях корпуса устроены сальники. Так как промывочная жидкость подается через вертлюг под значительным давлением, конструкция сальников должна быть достаточно прочной и плотной.
Рис. 3. Вертлюг буровой установки.
Рис. 4. Элеватор.
1 — серьга; 2 — гайка; з — шплинт; 4 — шайба; 5 — фиксатор; 6 — сухарь; 7 — кольцо; 8 — корпус.
Труба, закрепленная неподвижно в патрубке, и отвод являются направляющим аппаратом при движении промывочной жидкости из шланга в рабочую трубу. Для соединения с гибким резиновым шлангом отвод снабжен приспособлением, допускающим быстрое и плотное соединение вертлюга и шланга.
Для захвата колонны бурильных труб в процессе спуско-подъемных операций применяются элеваторы. В зависимости от грузоподъемности элеватора и типа соединений бурильных труб они выпускаются различных типоразмеров.
Корпус и серьга элеватора изготовляются из поковок. В отдельных случаях допускается изготовление корпусов из проката. Элеватор должен допускать кратковременную перегрузку, не превышающую номинальную грузоподъемность на 75%. Эта перегрузка одновременно должна быть больше или равной перегрузочной способности лебедки бурового станка и талевой оснастки. В конструкции элеватора предусмотрено фиксирующее устройство, исключающее возможность самопроизвольного перемещения кольца и выскальзывания бурильных труб из элеватора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оборудование и инструмент для проведения спуско-подъемных операций"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы