Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные аккумуляторы

Публикация:
   Общие сведения об устройстве автомобильных аккумуляторных батарей

Читать далее:




Общие сведения об устройстве автомобильных аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи для легковых и грузовых автомобилей могут состоять из трех, шести или двенадцати последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 2В каждый. Батарея из трех аккумуляторов называется шестивольтовой, из шести аккумуляторов — двенадцативольтовой, а из двенадцати — двадцатичетырехвольтовой.

Различные типы батарей имеют свои конструктивные особенности, однако в их устройстве много общего. Батареи обычно собираются в одном многоячеечном эбонитовом или пластмассовом сосуде — моноблоке. На дне ячеек моноблока имеются так называемые опорные призмы, на которые опираются электроды и сепараторы.

В каждой ячейке моноблока помещены поочередно отрицательные и положительные электроды аккумулятора, разделенные сепараторами и собранные в блок электродов. Аккумуляторы собираются из электродов. Электроды одной полярности свариваются между собой ушками с определенным зазором посредством свинцового мостика. К мостику, в свою очередь, приварен борн, служащий наружным токоотводом.

Рис. 1. Схема устройства стартерной аккумуляторной батареи
1 — электрод отрицательный крайний; 2 — электрод положительный; 3 — сепаратор; 4 — электрод отрицательный; 5 — полублок электродов отрицательных; 6 — полублок электродов положительных; 7 — блок электродов; 8 — опорная призма; 9 — моноблок; 10 — борн; 11 — щиток предохранительный; 12 — мостик; 13 — крышка аккумулятора; 14 — пробка вентиляционная; 15 — МЭС; 16 — полюсный вывод

Соотношение между количеством отрицательных и положительных электродов в одном аккумуляторе в разных типах батарей может быть различным. Обычно количество отрицательных электродов на единицу больше, чем положительных. Отрицательные электроды имеют меньшую толщину, а крайние из них иногда бывают тоньше остальных. В некоторых батареях количество отрицательных электродов равно количеству положительных или на единицу меньше. В последнем случае крайними являются положительные. Электроды массовых типов батарей имеют ширину 143 мм, высоту 133,5 мм, толщину около 2 мм.

Сепараторы, проложенные между электродами, служат для предотвращения замыкания разноименных электродов и представляют

собой тонкие листы из пористого кислотостойкого материала: микропористой резины (мипор) или микропористой пластмассы (миплвст поровинил, порвиг, винипор). Сверху над сепараторами устанавливается винипластовый перфорированный предохранительный щиток защищающий верхние кромки сепараторов от механических повреждений при замере температуры, уровня и плотности электролита.

Каждый аккумулятор закрывается отдельной крышкой, изготавливаемой из эбонита или пластмассы. В крышке имеются три отверстия: два крайних — для выводных борнов блока электродов и сред-нее — для заливки электролита. Отверстие для заливки электролита закрывается резьбовой пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газов из работающего аккумулятора.

Блок электродов, помещенный в ячейку моноблока, закрытую крышкой, представляет собой отдельный аккумулятор. Аккумуляторы в батарее последовательно соединяются сваркой посредством перемычек — межэлементных соединений (МЭС): выводной борн первого аккумулятора, к которому приварены отрицательные электроды, соединяется с борном соседнего аккумулятора, к которому приварены положительные электроды, и т. д. При сварке борна с перемычкой одновременно сваривается и верхняя часть свинцовой втулки, запрессованной в крышке, обеспечивая надежное уплотнение отверстия крышки в месте выхода борна. На выходные борны крайних аккумуляторов для подключения батарей в цепь припаиваются конусные полюсные выводы.

Герметизация в местах сопряжения крышек со стенками и перегородками моноблока обеспечивается заливочной битумной мастикой. Для предотвращения протекания мастики внутрь аккумулятора между краями крышек и стенками моноблока прокладываются резиновые уплотнительные прокладки или асбестовый шнур. В большинстве аккумуляторных батарей уплотнений не применяют, так как их моноблоки имеют буртики для посадки крышек.

В настоящее время много внимания уделяется уменьшению внутренних потерь напряжения батарей. С этой целью в стартерных батареях большой мощности используются борны и перемычки с медными вкладышами, так как медь обладает примерно в 12 раз большей электропроводностью, чем свинцово-сурьмянистый сплав.

В батарее 6СТ-55 перемычки опущены ниже поверхности крышек и залиты мастикой, что позволило уменьшить высоту борнов и снизить их электросопротивление. Однако заливочная мастика в эксплуатации не всегда обеспечивает надежную герметичность аккумуляторов, особенно в условиях жаркого климата.

Дальнейшее стремление уменьшить внутренние потери напряжения батарей и улучшить их эксплуатационные качества привело к созданию новых конструкций батарей. На рис. 4.2,6 показана 12-вольтовая батарея 6СТ-55, собранная в эбонитовом моноблоке с общей крышкой. Принципиальное отличие такой конструкции заключается в том, что соединение аккумуляторов осуществляется посредстством укороченных борнов (штырей), сдвинутых к перегородкам и сваренных между собой непосредственно над перегородками моноблока. Моноблок закрывается не отдельными крышками, а общей крышкой при помощи герметизирующего компаунда на основе эпоксидных смол. Заливочная мастика в такой конструкции отсутствует, а укороченные межэлементные соединения, кроме уменьшения омического сопротивления батареи, позволяют сократить расход свинца, идущего на изготовление батарей.

Рис. 2. Общий вид аккумуляторной батареи 6СТ-55:
а — с отдельными аккумуляторными крышками; б — с общей крышкой

Рис. 3. Способы соединения аккумуляторов в батарее:
а — с наружным расположением МЭС; б — через перегородку под общей крышкой; в — сквозь отверстие в перегородке под общей крышкой

При изготовлении моноблоков из пластмасс (полиэтилен, полипропилен) в современных конструкциях батарей межэлементные соединения пропускаются сквозь отверстия в перегородках, а моноблок с общей крышкой сваривается контактной тепловой сваркой.

Емкость аккумуляторных батарей для легковых машин колеблется от 45 до 200 А-ч. Электрическая нагрузка из года в год постоянно растет. В дополнение к нагрузке прошлых лет (пуск, зажигание, освещение) появились такие потребители электроэнергии, как электрозажигалки, комбинированные электросигналы, вентиляторы, нагреватели, указатели на панели управления, радиоустановки, установки кондиционирования воздуха, стеклоочистители, устройства для поднимания окон и др. Это обстоятельство обусловило заметное увеличение энергии автомобильных батарей и повышение их удельных характеристик.

Современные автомобильные батареи обладают высокой разрядной емкостью при стартерном режиме (при —18 °С) и устойчивостью к перезаряду. Срок службы батарей составляет 300—500 циклов и до 40—45 мес. Однако в течение ближайших лет должны быть решены следующие проблемы: энергия батарей на стартерном режиме должна быть повышена на 50—70 , срок службы увеличен на 40—50, удельные электрические характеристики— на 20—30 %; должны быть созданы батареи, работоспособные при температуре до —50 °С. В перспективе ставится задача создания безуходных и герметичных стартерных батарей.

Каждый тип стартерной аккумуляторной батареи имеет свое условное обозначение, которое наносится на моноблоке или крышке. В условном обозначении первая цифра определяет количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризующих ее номинальное напряжение (6 или 12 В); буквы СТ — назначение батареи: стартерная для автомобилей и автобусов; число после букв — номинальную емкость батареи, выраженную в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда. Кроме того, после числа, обозначающего номинальную емкость, могут ставиться буквы, характеризующие материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопластмасса), материал сепараторов (М —мипласт, Р — мипор), либо буквы, характеризующие исполнение батарей: А — с общей крышкой; Н — несухозаряженные; 3— для необслуживаемой залитой электролитом и полностью заряженной батареи.

Например, условное обозначение батареи 6СТ-75ТМН указывает, что батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, следовательно, ее напряжение 12 В, предназначена для установки на автомобилях, номинальная емкость батареи 75 А-ч при 20-часовом режиме разряда, моноблок пластмассовый, сепараторы из мипласта, батарея несухозаряженная; батарея 6СТ-75А: состоит из шести аккумуляторов, номинальное напряжение 12 В, стартерная, номинальной емкостью 75 А-ч, с общей крышкой.

Номенклатура стартерных батарей, выпускаемых в настоящее время промышленностью, приведена в табл.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные аккумуляторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Общие сведения об устройстве автомобильных аккумуляторных батарей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства