В металлургии для выполнения технологических операций применяют различные по назначению грузоподъемные краны: козловые, мостовые электрические, в том числе специальные металлургические, консольные.
Козловые краны могут перемещать грузы с относитель. но большой скоростью, при этом не требуется возведения дорогостоящих надземных подкрановых эстакад. По конструктивным признакам- козловые краны подразделяют на консольные и бесконсольные. Первые имеют пролетное строение с консолями для выхода грузовой тележки за габариты опор, что позволяет перемещать груз через проемы опор за пределы пролетного строения. У бесконсольных кранов такая возможность отсутствует, что несколько упрощает конструкцию, но делает эти краны менее эффективными при выполнении погрузо-разгрузочных работ.
Мостовые электрические краны являются одним из наиболее распространенных типов грузоподъемных кранов в черной металлургии. Они различаются по назначению, грузоподъемности и конструкции. Мостовой электрический кран состоит из собственно моста крана с механизмом передвижения, грузовой тележки с подвеской и кабины управления. Кран перемещается вдоль цеха или рабочей площадки по подкрановым путям. В зависимости от назначения крана механизм подъема оснащают различными грузозахватными органами: крюком, траверсами, клещами, пратценами, электромагнитом или грейфером. В отличие от крюкового крана на тележке грейферного, кроме механизма передвижения, установлены два одинаковых механизма: один — для подъема грейфера, другой — для его замыкания.
Для выполнения вспомогательных технологических операций (перевозки ферросплавов, стопоров и др.) и ремонтных работ широкое распространение получили консольные краны. Они более маневрены, так как имеют свои, независимые от основных технологических кранов подкрановые пути.
В коксохимическом и агломерационном производствах, на угольных и рудных дворах козловые и мостовые краны используют для выгрузки угля и руды из вагонов, погрузки их в вагоны и приемные бункера, перемещения угля и руды из штабеля в штабель с целью усреднения состава шихты. В зоне работы козловых кранов люди обычно отсутствуют. Необходимо обеспечивать безопасность крановщика, ремонтного персонала, обслуживающего кран. Ремонтные работы производят в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, зачастую без средств механизации. Поэтому безопасность персонала, обслуживающего краны, определяется правильной эксплуатацией и четкой организацией ремонтных работ.
Козловые краны оснащают следующими средствами сигнализации, приборами и устройствами безопасности: концевыми выключателями, механизмов передвижения кранов, грузовой тележки, подъема грузозахватного органа; блокировкой двери входа в кабину в целях исключения передвижения крана с открытой дверью; ограничителями перекоса автоматического действия для предотвращения опрокидывания крана; противоугонными устройствами; звуковым сигнальным прибором.
В мартеновских и электросталеплавильных цехах многие технологические операции выполняют с помощью кранов. Миксерными кранами переливают чугун из чугуновозных ковшей в миксер. Погрузку лома и сыпучих материалов в шихтовых отделениях производят магнитными и грейферными кранами. В печном пролете заливочным краном заливают жидкий чугун в сталеплавильную печь, перевозят заправочные машины, бункера для подсыпки порогов и чугунозаливочные желоба. В разливочных пролетах кранами поднимают ковши со сталью, меняют шлаковые чаши, выполняют ряд вспомогательных технологических операций. Практически вся площадь цехов находится в зоне действия кранов. Кроме того, в зоне действия кранов находится разнообразное оборудование: завалочные машины, тепловозы, подающие мульдовые составы со скрапом и сыпучими материалами, составы с чугуновозными ковшами, изложницами для разливки стали. Специфика работы кранов в сталеплавильных цехах обусловливает необходимость обеспечения безопасности как крановщиков и ремонтного персонала, так и технологического персонала, работающего в зоне действия крана.
Специальные металлургические краны обеспечены следующими средствами безопасности: ограничителями подъема и передвижения крана; ограждениями рабочих площадок, движущихся и вращающихся частей крана, токоведущих деталей; блокировками открывания двери, выходных люков на мост крана; звуковым сигналом. Для обеспечения безопасности рабочих сталеплавильных цехов разрабатывают четкие организационно-технические мероприятия, регламентирующие порядок работы оборудования цеха.
В отделениях раздевания слитков операции снятия изложниц со слитков кипящей стали, прибыльных надставок и подрыва слитков спокойной стали производят специальным стрипперным краном. Он работает в условиях высокой тепловой облученности от нагретого металла, высоких температур и запыленности атмосферы. В зоне действия стрипперного крана работают рабочие данного отделения и рабочие железнодорожных цехов, сопровождающие состав с изложницами, ремонтный персонал, обслуживающий расположенные на рабочей площадке механизмы. Это обусловливает необходимость высокой квалификации персонала, обслуживающего машины, твердых знаний правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Стрипперные краны обеспечены следующими техническими средствами безопасности: ограничителями передвижения крана и его грузовых тележек; конечными выключателями высоты подъема слитков; ограждениями рабочих площадок, движущихся и вращающихся частей крана, токоведущих деталей; блокировками двери, выходных люков на мост крана; звуковым сигналом.
В прокатных цехах посадку слитков в нагревательные колодцы, выдачу слитков и погрузку их на слитковоз производят специальными клещевыми кранами. Они работают в неблагоприятных условиях высокой температуры воздуха и тепловой облученности. В зоне действия крана на площадке обслуживания нагревательных печей находится технологический персонал, а на нулевой отметке — рабочие железнодорожного цеха. В прокатных цехах операции по перемещению металла выполняют специальными пратцен-кранами. Это мостовые краны с лапами на траверсе, они служат для транспортирования, укладки в штабеля и погрузки металлопроката. На складах готовой продукции ими осуществляют погрузку готового проката в железнодорожные вагоны. В зоне действия кранов на адъюстаже постоянно находятся рабочие по зачистке металла, погрузке его в железнодорожные вагоны, технологический и ремонтный персонал, обслуживающий оборудование. От правильной эксплуатации кранов в большой степени зависит безопасность работающих в прокатных цехах. Пратцен-краны оборудованы специальными захватами металла, исключающими его падение при транспортировке, а также ограничителями высоты подъема груза и передвижения крана и его грузовых тележек, конечными выключателями, ограждениями рабочих площадок, движущихся и вращающихся частей крана, блокировкой открывания двери в кабину крана, звуковым сигналом.
Кроме специальных металлургических кранов, в основном и вспомогательных цехах установлено большое число мостовых электрических кранов общего назначения различной грузоподъемности. С помощью этих кранов выполняют большое число вспомогательных операций по уборке производственных помещений, ремонту основного оборудования. В зоне действия этих кранов находится большое число работающих. Перемещение грузов кранами общего назначения осуществляют, как правило, два человека: машинист и подкрановый рабочий; они отвечают за безопасную эксплуатацию крана.
Основными причинами несчастных случаев могут быть нарушения инструкций и правил по безопасному ведению работ машинистами кранов и подкрановыми рабочими; неудовлетворительная организация профилактических ремонтов оборудования; отсутствие, неисправность или неиспользование приборов и устройств безопасности.
Наиболее часто встречающиеся нарушения — это провоз грузов над работающими; разгрузка и погрузка краном в железнодорожные вагоны в момент нахождения в них стропальщиков; подъем груза при нахождении стропальщика в опасной зоне и т. п.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Опасные зоны при перемещении грузов кранами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы