Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Пожарные автомобили

Публикация:
   Планирование, виды и периодичность технического обслуживания

Читать далее:




Планирование, виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей проводится в пожарных частях (ТО-1) и отрядах (частях) технической службы (ТО-2).

Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.

Техническое обслуживание №1 проводится по графику (рис. 12.1) всеми закрепленными за пожарным автомобилем водителями под руководством старшего водителя (бригадира), а пожарного оборудования и устройств — личным составом отделения под руководством командира отделения. Общее руководство осуществляет начальник караула. В небольших гарнизонах в этом же графике указывается техническое обслуживание № 2.

Пожарные автомобили, находящиеся в резерве пожарной части, должны быть технически исправны, полностью заправлены горючим, смазкой, водой и огнетушащими средствами, укомплектованы пожарным оборудованием (они также включаются в график технического обслуживания). Техническое обслуживание резервной техники производится в полном объеме.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности выполнения и объему работ подразделяется на следующие виды: – ежедневное техническое обслуживание при смене караула; – техническое обслуживание на пожаре или учении; – техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения; – техническое обслуживание № 1 (ТО-1); – техническое обслуживание № 2 (ТО-2); – сезонное техническое обслуживание (СО).

Работы по техническому обслуживанию пожарных автомобилей производятся в соответствии с установленным перечнем «Наставления по эксплуатации пожарной техники».

Начальникам УПО (ОПО, ИПО) предоставлено право вносить уточнения в перечень работ и их периодичность с учетом конкретных условий эксплуатации пожарных автомобилей (дорожные и климатические условия, организация и характер работ, условия хранения автомобилей) для улучшения их технического состояния и уменьшения износа деталей.

Рис. 12.1. График технического обслуживания автотехнцкц

В перечень могут включаться часто требующиеся операции текущего ремонта и исключаться не характерные для данных условий эксплуатации операции технического обслуживания. О всех изменениях перечня работ по техническому обслуживанию автомобилей УПО (ОПО, ИПО) необходимо ставить в известность ГУПО МВД СССР.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караула. Основным назначением его является общий внешний контроль, направленный на обеспечение безопасной;: движения и безотказную работу специальных агрегатов, пожарного оборудования и пожарных устройств при тушении пожаров. Перед сменой караула сменяющийся водитель и личный состав боевого расчета должны подготовить пожарный автомобиль и пожарное оборудование и устройства к сдаче, произвести ежедневное техническое обслуживание и в случае обнаружения каких-либо неисправностей устранить их.

В ЕТО при смене караула включены следующие основные работы: общий внешний осмотр; определение заправленности пожарного автомобиля топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью и огнетушащими средствами (нет ли их утечки); проверка крепления деталей, исправности механизмов, от которых зависит безопасность движения, давления воздуха в шинах, наличия смазки в масленках и в масляной ванне пожарного насоса, комплектности и исправности инструмента водителя и другого табельного имущества; внесение всех записей по работе пожарного автомобиля во время дежурства в эксплуатационную карточку.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, должен проверить его состояние в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и совместно с водителем, сдающим дежурство, проверить работу двигателя и других агрегатов и механизмов, испытать пожарный насос на герметичность.

Комплектность и состояние пожарного оборудования и пожарных устройств принимаются заступающим на дежурство командиром отделения и личным составом боевого расчета согласно табелю положенности. Причем укладка и крепление его в отсеках кузова пожарного автомобиля должны исключать возможность износа от трения при движении пожарного автомобиля и порчи от металлических конструкций кузова. В случае некомплекта или неисправности отдельных видов вооружения командир отделения принимает немедленные меры к его пополнению или замене исправным.

Заступивший на дежурство водитель о результатах приемки пожарного автомобиля докладывает командиру отделения, который, в свою очередь, докладывает заступившему на дежурство начальнику караула о боевой готовности пожарного автомобиля. Водитель, принявший пожарный автомобиль, отвечает за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Техническое обслуживание на пожаре или учении. Основным его назначением является проверка установки его на рабочее место и безопасность от воздействия огня; обеспечение безотказной работы всех агрегатов путем контроля по приборам, на слух, на ощупь, опробованием в процессе движения. Дефекты, выявленные в процессе работы пожарного автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте. Остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть перед постановкой пожарного автомобиля в боевой расчет.

Техническое обслуживание пожарного автомобиля по возвращении с пожара или учения. Основным его назначением является проверка состояния всего пожарного автомобиля, уборочно-моеч-ные работы; проверка контрольно-измерительных приборов, агрегатов и деталей силовой передачи, ходовой части и механизмов управления; проверка отсутствия подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкости; дозаправка, замена напорных пожарных рукавов; устранение всех дефектов пожарного автомобиля, пожарного оборудования и пожарных устройств, выявленных во время работы на пожаре или учении, в пути и при техническом обслуживании пожарного автомобиля; для качественной и оперативной мойки пожарных автомобилей в частях оборудуется специальное приспособление — катушка со шлангом и спрыском (рис. 12.2).

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Основным назначением ТО-1 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО-1 включает работы ЕТО при смене караула, ТО на пожаре или учении и ТО при возвращении с пожара или учения и, кроме того, проверку крепления всех агрегатов пожарного автомобиля, резьбовых соединений (крепление

Рис. 12.2. Приспособление для мойки пожарного автомобиля

гаек и болтов и их шплинтовку), состояния регулируемых деталей и механизмов с восстановлением между ними первоначальных рабочих зазоров; смазку узлов и агрегатов пожарного автомобиля согласно схеме-карте смазки заводов-изготовителей шасси и пожарных автомобилей (рис. 12.3); проверку уровня тормозной жидкости при гидравлическом приводе тормозов; снятие воздушных и топливных фильтров и промывку их; проверку состояния системы дополнительного охлаждения (летом), действия приборов освещения и сигнализации, исправности пожарного насоса, водопенных и других коммуникаций, приборов и их арматуры; состояния вывозимого пожарного оборудования и пожарных устройств, при необходимости производится их испытание.

При ТО-1 рабочие места и обязанности распределяются следующим образом.

Старший водитель (бригадир) для проведения технического обслуживания подготовляет рабочие места, оснащает их необходимым инструментом, приспособлениями и эксплуатационными материалами. В процессе проведения технического обслуживания обеспечивает технику безопасности, оказывает водителям практическую помощь и осуществляет контроль за качеством выполняемых работ.

Рис. 12.3. Карта смазки пожарной автоцистерны АЦ-30 (130)-63А:
1 — картер коробки передач и коробки отбора мощности; 2 — игольчатые подшипники карданных шарниров; 3 — шариковые подшипники промежуточного вала; 4 — сальники насоса; 5 — шариковые подшипники насоса и червячная пара тахометра; 6 — качалка тяг управления двигателем и газоструем; 7 — шарнирные соединения управления двигателем и газоструем; 8 — ролики наката трехколенной лестницы; 9 — петли дверей кабины и кузовами другие аналогичные места

Водитель первого караула выполняет работы: по техническому обслуживанию двигателя, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудования и газораспределительного механизма двигателя.

Водитель второго караула выполняет работы по техническому обслуживанию сцепления, механизмов управления, силовой передачи и ходовой части пожарного автомобиля.

Водитель третьего караула выполняет работы: по техническому обслуживанию пожарного насоса, а также крепежные операции по раме, кузову, оперению и смазочные операции всех точек пожарного автомобиля.

Все водители пожарного автомобиля выполняют эти работы по” техническому обслуживанию в течение квартала, а затем перераспределяют их между собой.

Командир отделения перед техническим обслуживанием совместно с пожарными проверяет состояние и пригодность для эксплуатации пожарного оборудования и пожарных устройств,, организует проведение пожарными технического обслуживания закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, обеспечивает при этом технику безопасности, оказывает пожарным помощь и осуществляет контроль за качеством’ выполняемых работ.

Пожарные выполняют работы по техническому обслуживанию закрепленного за ними пожарного оборудования и пожарных устройств, а также производят уборку и мойку пожарного-автомобиля.

На время ТО-1 начальник караула по согласованию с диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС), согласно утвержденному графику, выводит пожарный автомобиль из боевого расчета и руководит проведением ТО-1. При этом с пожарного автомобиля снимаются пожарное оборудование и пожарные-устройства, которые личный состав боевого расчета под руководством начальника караула и командира отделения тщательно осматривает и устраняет обнаруженные дефекты.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Этот вид ТО включает все работы, выполняемые при ТО-1. Кроме того, производятся углубленная проверка состояния и работы агрегатов пожарного автомобиля, их крепление, производится проверка внешнего вида пожарного автомобиля; проверяются крепления кабины, кузова, опорных кронштейнов, замков, петель, ручек дверей, состояние пожарного насоса, двигателя, приборов системы охлаждения, смазки, питания, электрооборудования, механизмов управления, силовой передачи; герметичность соединений головки с блоком цилиндров, компрессия в цилиндрах, действие привода и полнота •открытия и закрытия дроссельной и воздушной заслонок карбюратора, работа ограничителя максимальной частоты вращения, циркуляция топлива в системе питания дизельных двигателей, правильность установки зажигания, работа стеклоподъемников, исправность тахометра и манометров, герметичность систем охлаждения, смазки, питания, картеров мостов, коробок передач, коробок отбора мощности, раздаточных коробок; проверяются и’ при необходимости регулируются зазоры между толкателями и клапанами (носками коромысел и клапанами), уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, реле-регулятор, направление светового потока фар, тормоза, схождение передних колес, подшипники ведущих шестерен главной передачи; снимаются, разбираются, промываются и проверяются детали топливного насоса, карбюратора, тормозных камер (диафрагмы после двух лет эксплуатации должны быть заменены), тормозных механизмов; неисправности устраняются, после сборки проверяются работа приборов, механизмов; проверяются состояние аккумуляторных батарей, всего электрооборудования при помощи контрольно-изме-рительных приборов (рис. 12.4), свечей зажигания, прерывателя-распределителя, щеток коллектора генератора и стартера, катушки зажигания, проводов, подшипников ступиц колес, колесных тормозных цилиндров, гидровакуумного усилителя тормозов, дисков колес переднего и заднего мостов, рамы, деталей балансирной подвески; производится перестановка шин в установленном порядке.

Стекла, пломбы всех контрольно-измерительных приборов должны быть целыми, а стрелки их при неработающем пожарном насосе должны находиться против деления 0. Пожарный насос проверяется на производительность. Заменяются масло в картере двигателя и смазка подшипников ступиц колес. Производится смазка всего пожарного автомобиля и специальных агрегатов в соответствии с картой смазки и инструкцией завода-изготовителя.

По окончании ТО-2 необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и прослушать работу на разных частотах вращения. Пробегом пожарного автомобиля проверить •работу двигателя, механизмов управления и силовой передачи в объеме, указанном для ТО-1. Устранить выявленные при проверке пожарного автомобиля неисправности.

Помимо основного перечня работ при ТО-2 могут быть выполнены дополнитальные работы.

ТО-2 производится в частях (отрядах) технической службы, специалистами части (отряда) при участии закрепленных за пожарным автомобилем водителей. В небольших гарнизонах пожарной охраны ТО-2 может производиться силами водителей части на посту ТО-1 при части или с помощью специалистов гарнизона, прибывающих в часть.

Для проведения ТО-2 в соответствии с графиком начальник части по согласованию с ЦППС выводит пожарный автомобиль из боевого расчета. С него снимаются все пожарное оборудование и пожарные устройства, кроме всасывающих пожарных рукавов № ключей к ним. Личный состав боевого расчета под руководством; начальника караула и командира отделения тщательно осматривают его и устраняют обнаруженные дефекты, а при необходимости в это время производят испытание.

Старший водитель (бригадир) совместно с начальником (заместителем) части отводит: пожарный автомобиль в часть (отряд) технической службы, представитель которой осматривает, испытывает его пробегом и работой на открытом водоеме. После этого составляет акт. В акте указываются работы, которые необходимо выполнить помимо установленного перечня работ по ТО-2.

Рис. 12.4. Прибор для диагностики электрооборудования пожарного автомобиля

После выполнения ТО-2 пожарный автомобиль предъявляется старшему водителю (бригадиру) и начальнику (заместителю) части, которые осматривают, испытывают его пробегом, работой пожарного насоса с открытого водоема и оформляют соответствующую документацию.

По прибытии пожарного автомобиля в пожарную часть он укомплектовывается пожарным оборудованием и включается в боевой расчет.

Сезонное техническое обслуживание (СО). Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды эксплуатации обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники. Сезонное техническое обслуживание совмещают с ТО-1 или ТО-2, при этом выполняется объем работ соответствующего технического обслуживания и дополнительно заменяется смазка в соответствии с сезоном. Аккумуляторным батареям производят контрольно-тренировочный цикл заряд-разряд с промывкой батарей. В зависимости от сезона производится или разутепление двигателя, отключение или включение системы дополнительного охлаждения двигателя и обогрева кабин боевого расчета, цистерны и насосного отделения. Промываются емкости для -бензина, пенообразователя и воды.

О проведении ТО-1, ТО-2 и СО делается запись в журнале учета -технического обслуживания автомобиля.

Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются «специальные занятия, на которых изучают подготовку пожарных .автомобилей к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания; способы и средства повышения проходимости пожарного автомобиля, а также эксплуатационные „материалы и нормы их расходования.

При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучают порядок запуска холодного двигателя при низкой температуре; средства, облегчающие запуск холодного двигателя; средства обогрева и поддержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках; меры безопасности при прогреве .двигателя и при обращении с ядовитыми охлаждающими низко-замерзающими жидкостями.

К обучению водителей привлекаются начальствующий состав, старшие водители (бригадиры).

По завершении занятий сдают зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению пожарными автомобилями не допускаются.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Планирование, виды и периодичность технического обслуживания"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства