Строительные площадки или полосы должны быть подготовлены для развертывания на них строительных работ. Поэтому вначале проводятся так называемые подготовительные работы: корчуются пни, производится очистка площадки или полосы от кустарника, удаляются валуны и т. п. Если в дальнейшем намечается разработка грунтов землеройно-транспорт-ными машинами, то часто производится их предварительное рыхление. Подготовительные работы производятся машинами, которые в зависимости от назначения разделяются на рыхлители, корчеватели, корчеватели-собиратели и кусторезы.
Рыхлители предназначены для рыхления грунтов на больших площадях или полосах. Они применяются также для удаления из грунта крупных камней, взламывания старых дорожных одежд, мерзлого грунта и т. п.
Рыхлители выпускаются двух типов: навесными и прицепными. В первом случае рабочее оборудование рыхлителя подвешивается к корпусу заднего моста и к раме трактора в трех или четырех точках, а во втором случае оно монтируется на специальной одноосной тележке, снабженной колесным ходом, который в настоящее время, как правило, устраивается с применением пневматических шин.
Рис. 36. Схема навесного рыхлителя
По сравнению с прицепными, навесные рыхлители обладают тем преимуществом, что здесь для заглубления зубьев в грунт используется вес трактора, тогда как прицепные рыхлители снабжаются для этой цели балластом. Кроме того, навесные рыхлители более маневренны. Благодаря этим преимуществам в настоящее время рыхлители, как правило, выпускаются навесными. Зубья рыхлителей на раме укреплены жестко или имеют шарнирное крепление. В последнем случае они в нужном положении удерживаются специальным механизмом и при надобности, например при проходе через валун, могут быть откинуты.
В зависимости от назначения рыхлителя и вида выполняемых работ, число зубьев может быть различным и обычно находится в пределах от одного до пяти. На тяжелых работах, например при рыхлении мерзлых грунтов, применяются однозубые рыхлители. Поэтому зубья должны быть съемными, что необходимо для регулирования их числа. Рыхление однородных грунтов может производиться пятизубыми рыхлителями. Сами зубья выполняются прямыми или изогнутыми и обычно снабжаются съемными наконечниками.
Рис. 37. Схема прицепного рыхлителя
Механизмы заглубления устраиваются гидравлическими или канатными. Канатное управление применимо только на прицепных рыхлителях. Гидропривод обладает тем преимуществом, что он обеспечивает принудительное заглубление с передачей на зубья веса трактора.
Схема навесного рыхлителя приведена на рис. 36. Оборудование. рыхлителя предусматривается применительно к гусеничным тракторам класса 5; 9 и 15 т. Максимальная глубина рыхления равна соответственно 0,5; 0,75 и 1,0 м. Известны машины, рассчитанные на глубину рыхления около 2,0 м. Навесные рыхлители имеют гидравлическое управление. Для лучшего использования как рыхлителя, так и самого трактора, к передней части последнего обычно навешивается оборудование бульдозера. Одновременно это способствует более равномерному распределению давления под гусеницами трактора.
Схема прицепного рыхлителя видна из рис. 37. Здесь показано рабочее положение рыхлителя. При переводе его в транспортное положение стойки-зубья выглубляются из грунта, для чего служит гидравлический или канатный привод. При канатном приводе перевод в рабочее положение осуществляется за счет силы веса опускаемых частей рыхлителя.
Для снижения сопротивления при работе толщины стоек-зубьев должны быть минимальными — выбранными по условиям прочности. Обычно толщина равна 60—100 мм. Стойки имеют прямоугольное поперечное сечение. Наконечники зубьев отливаются из марганцовистой стали и имеют угол заострения в пределах 20—30°. Наконечники должны быть длинными и узкими. Конструкция крепления стоек позволяет изменять их вылет, что необходимо для получения разной глубины рыхления.
Задний угол должен быть не менее 5—7°, а угол резания (рыхления) в начале заглубления составляет 60—80°, а затем снижается до 40—50°. Для беспрепятственного рыхления грунта зубья должны быть удалены от гусениц трактора-тягача на расстояние, равное (1,5-2,0) Ягаах, (Яшах — максимальная глубина рыхления).
Действующая на зуб реакция грунта может быть разложена на горизонтальную Р01 и вертикальную Р02 составляющие.
Максимальное значение горизонтальной составляющей Р01 равно максимальному тяговому усилию трактора. Вертикальная составляющая для начала заглубления Р02 = 0,2Р01. Опорная реакция грунта равна весу трактора со всем оборудованием.
Рыхление грунта производится последовательными проходами рыхлителя в продольном или поперечном направлениях. При особенно тяжелых грунтах рыхление производится в обоих направлениях. Число проходов по одному месту при движении в одном направлении не должно быть более двух, так как при большем числе проходов из-за уплотнения грунта под зубьями снижается глубина рыхления.
Рис. 38. Схемы для определения максимальных усилий, развивающихся при подъеме (а) и заглублении (б) рыхлителя
Корчеватели предназначены для корчевки пней диаметром до 50 см, расчистки участков от корней и крупных камней, удаления сваленных деревьев и кустарника. Они могут быть применены также для рыхления плотных грунтов.
Рис. 39. Корчеватель с рычажным рабочим органом К-1А:
1 — двуплечий рычаг; 2 — клык-собиратель; 3 — рама; 4 — малый двуплечий рычаг; 5 — блоки механизма возврата; 6 — прицепное устройство; 7 — лебедка; 8 — стойки неподвижных полиспастов; 9 — неподвижная обойма полиспаста механизма поворота; 10 — неподвижная обойма полиспаста механизма подъема; 11 —канат механизма подъема; 12 — канат механизма поворота; 13 — подвижная обойма полиспаста механизма подъема; 14 — ось двуплечих рычагов; 15 — упорный ролик механизма возврата; 16 — подвижная обойма механизма поворота
Корчеватель является сменным навесным оборудованием к гусеничному трактору, которое сходно с бульдозером. В отличие от последнего здесь отвал выполнен в виде решетки и снабжен внизу зубьями. Подобно бульдозеру, отвал установлен на раму, которая шарнирно закреплена на гусеничных тележках трактора. Подъем и опускание отвала производятся канатно-балочной или гидравлической системами. Корчевка пней производится за счет толкающего усилия трактора средними зубьями отвала, который при канатно-блочной системе управления заглубляется под действием собственного веса, а при гидравлической системе — принудительно. Рабочее оборудование этого типа может служить также корчевателем-собирателем. Здесь возможно производить очистку площадки или полосы от выкорчеванного ранее кустарника, пней, камней и т. п. При такой работе отвал опирается на скользящие опоры, которыми и ограничивается ^го погружение в грунт.
На рис. 39 показан корчеватель с рычажным рабочим органом. У него снаожепные клыками двуплечие рычаги могут поворачиваться на закрепленных на раме осях. Поворот осуществляется шестикратным полиспастом, подвижная обойма которого установлена на конце рычага, а неподвижная ц;, стойке. Канат полиспаста наматывается на один из барабанов тРакторной лебедки. Рама шарнирно соединена с прицепным устройством Рактора ДТ-54 и может поворачиваться пятикратным полиспастом, канат Которого запасовывается на другом барабане тракторной лебедки.
Рис. 40. Кусторез:
1 — клинообразный отвал; 2 — полиспаст; 3 — ограждение; 4 — лебедка; 5 — толкающая рама; 6 — режущие ножи
Он может иметь канатное или гидравлическое управление. Ножи часто выполняются пилообразными. Срезка Деревьев и кустарника производится при поступательных перемещениях машины. Благодаря тому, что отвал в плане выполнен в виде треугольника, при таком перемещении его ножи все глубже погружаются в ствол дерева и, наконец, его перерезают.
Кусторез может также иметь рабочий орган, подобный косилке. Срезка кустарника при этом производится ножом, совершающим перпендикулярно направлению перемещения трактора возвратно поступательные Движения. Нож выполнен в виде пластины, снабжен зубьями и установлен на специальных лыжах. Установка его по высоте может изменяться. В передней части машины имеется собиратель, который служит для сбора срезанного кустарника. При таком устройстве рабочего органа срезка кустарника возможна при пониженных поступательных скоростях трактора. Для снижения этих скоростей на машине устанавливается ходоуменьшитель. Управление рабочими органами машины — гидравлическое.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подготовительные машины для землеройных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы