Многоковшовые погрузчики — это машины непрерывного действия. Они применяются в дорожном строительстве при погрузке сыпучих и мелкокусковых материалов в автотранспорт, штабеля и железнодорожные составы, а также могут использоваться при разгрузке барж и вагонов. Погрузчики выпускают обычно на базе самоходных шасси, а также колесных, а иногда и гусеничных тракторов.
В качестве зачерпывающего рабочего органа они, имеют сдвоенный винтовой (шнековый или фрезерный) или роторный питатель, а в качестве транспортирующего органа — ленточные, ковшовые и скребковые конвейеры. Все узлы машины монтируются на общей раме самоходного шасси или трактора. Основные параметры и размеры погрузчиков должны соответствовать ГОСТ 11663—65.
В настоящее время роторные погрузчики не выпускают. На рис. 1 показана компоновка многоковшового погрузчика ТМ-1 на базе самоходного шасси повышенной проходимости с двумя ведущими мостами. В его состав входят следующие агрегаты и узлы: шасси, шнекофрезерный рабочий орган, элеватор с ковшовой цепью, ленточный конвейер, увеличиваг ющий радиус разгрузки и дающий возможность использовать, погрузчик для штабелевки материала, двигатель, трансмиссия, состоящая из коробки передач, редукторов и карданных валов для привода.ведущих мостов и рабочих органов.
Принцип работы многоковшовых погрузчиков заключается в следующем: при движении машины вперед вращающиеся шнеки-фрезы правыми и левыми спиралями транспортируют к середине машины сыпучий материал, который захватывается ковшами и через воронку подается на ленточный конвейер. Поворотный ленточный конвейер погружает материал в транспортные средства или. сбрасывает в отвал.
Силовая установка погрузчика состоит из двигателя Д-50 его систем охлаждения и питания, муфты сцепления.
Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления и карданный вал передается на коробку передач и далее на раздаточную коробку и ведущие мосты при транспортном режиме. При рабочем режиме момент передается от гидромотора на ходоуменьшитель и коробку передач.
Коробка передач механическая, трехступенчатая. Для предотвращения одновременного привода коробки передач от двигателя и ходоуменьшителя, а также одновременного включения двух скоростей в коробке передач предусмотрена блокировка. Включение привода редуктора отбора мощности происходит с помощью пневмоцилиндра, управление которым осуществляется краником из кабины водителя.
Для улучшения условий смазки коробки передач в нее встроен масляный шестеренный насос внутреннего зацепления, состоящий из корпуса, ведущей и ведомой шестерен. Масло из картера коробки передач по маслоприемнику поднимается во всасывающую полость насоса и через него, нагнетательную полость и сверления в корпусе поступает в трубу. Затем через отверстия вытекает на шестерни коробки передач, поступает в корпус механизма включения редуктора, отбора мощности и стекает в масляную ванну картера коробки передач.
Рис. 1. Многоковшовый погрузчик TM-1 на базе самоходного шасси
1 — ленточный конвейер; 2 — двигатель; 3 — механизм подъема ленточного конвейера; 4 — гидросистема; 5 — выравниватель; б — кабина: 7 — механизм подъема элеватора; 8 — элеватор; 9 — шнекофрезерный рабочий орган; 10 — передний мост; 11 — редуктор отбора мощности; 12 — коробка передач; 13 – механизм поворота ленточного конвейера; 14 — раздаточная коробка; 15 — шасси; 16 — задний мост
Рис. 2. Кинематическая схема многоковшового погрузчика TM-U
1 — двигатель; 2 — ленточный конвейер; 3 — гидромотор привода ленточного конвейера; 4 — коробка передач; 5 — редуктор привода элеватора; 6 г- элеватор; 7 -» редуктор отбора мощности; 8 — гидронасосы; 9 — компрессор; 10 г— гидромотор кодо-(уменьшителя; кодоуменьшитель; 12 = передний мост; 13 = раздаточная коробка; 14 — задний мост
Управление коробкой передач производится при помощи механизма переключения скоростей. Включение реверса или ходоуменьшителя осуществляется рукоятками переключения, которые ставятся в соответствующее положение.
Передний ведущий мост кинематически жестко связан с выходным валом раздаточной коробки, а задний ведущий включается по мере надобности пневмоцилиндром, который по конструкции аналогичен пневмоцилиндру коробки передач. Раздаточная коробка представляет собой двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. На выходном валу привода переднего моста установлен ручной тормоз автомобильного типа.
Ходоуменьшитель предназначен для уменьшения скоростей машины при работе с погрузочным оборудованием. Он представляет собой одноступенчатый редуктор, к которому крепится гидромотор. Гидромотор реверсивный; он передает крутящий момент на первичную шестерню ходоуменьшителя, а выходной вал последнего передает вращение на коробку передач.
Основными узлами переднего моста являются картер, редуктор главной передачи с дифференциалом, ступичные редукторы с тормозной частью и колеса. Задний мост погрузчика (передний мост автомобиля ЗИЛ-131) —ведущий и управляемый. Колеса — бездисковые. Обод колеса имеет снаружи два бурта и своей конической частью насаживается на ступицы колес. Покрышки с одной стороны упираются в бурт обода, а с другой крепятся при помощи замочного кольца. Шины (камерные) размером 320—508 (12.00—20) — для передних колес и 240—508 (8,5—20) для задних колес. Давление воздуха в шинах соответственно 4,5 и 4 кгс/см2.
Пневматическая система машины служит для привода ножного тормоза, включения и выключения заднего моста, редуктора отбора мощности (насосов привода рабочего хода и транспортера), муфты предельного момента (привода элеватора). Воздух, поступающий в компрессор, очищается от механических примесей фильтром и нагнетается в ресивер, затем по трубопроводам подается к механизмам управления (тормозному крану, крану управления задним мостом, редуктору отбора мощности, муфте предельного момента) и к исполнительным органам. Исполнительными органами пневмосистемы являются пневмоцилиндры включения заднего моста (на раздаточной коробке) и редуктора отбора мощности (на коробке передач), диафрагма пневмокамеры муфты предельного момента (на редукторе отбора мощности) и тормозные камеры (на мостах). Для контроля за давлением воздуха в системе служит манометр, расположенный на щитке приборов. Для того чтобы муфта предельного момента передавала постоянный крутящий момент и пробуксовывала при перегрузке элеватора, необходимо сохранять определенное постоянное давление воздуха, подаваемого к диафрагме. Для этого на трубопроводе «кран—муфта предельного момента» установлен предохранительный клапан. Компрессор поршневого типа двухцилиндровый, воздушного охлаждения.
Погрузчик снабжен двумя независимо работающими тормо-еами: ножным, действующим на все колеса машины, и ручным, действующим на трансмиссию. Ножной тормоз служит для торможения машины на ходу, ручной — на остановке. Ручной тормоз колодочного типа (конструкция центрального тормоза ГАЗ-51) с двумя колодками. Ножной тормоз действует посредством пнев-латического привода на колодочные механизмы, установленные на каждом колесе, аналогично погрузчику ТО-18.
Рулевое управление состоит из рулевого механизма, продольных тяг, промежуточного вала и поперечной тяги, смонтированной на заднем (управляемом) мосту.
Электрооборудование погрузчика ТМ-1 обеспечивает пуск пускового двигателя, эксплуатацию машины в ночное время; включение и работу отопителя, габаритных огней, стеклоочистителя. Приборы электрооборудования соединены по однопроводйои системе аналогично системе погрузчика ТО-18.
Для привода транспортера и ходоуменьшителя, управления положением рабочих органов (поворот, подъем в вертикальной плоскости, поворот ленточного конвейера в горизонтальной плоскости, подъем и опускание элеватора) применен объемный гидропривод. Он разделен на две независимые друг от друга системы: одна для привода ходоуменьшителя и управления рабочими органами, другая для привода транспортера. Резервуаром рабочей жидкости для обеих систем служит общий бак с магистральным фильтром.
Система привода транспортера состоит из насоса, гидромотора и маслопроводов. Насосы — шестеренные, установлены на редукторе отбора мощности и поэтому работают только при включений последнего. Система привода ходоуменьшителя и управления рабочими органами состоит из насоса, распределителя, гидромоторов, дросселя с регулятором, двух цилиндров подъёма элеватора, цилиндра подъема транспортера, цилиндра поворота транспортера и системы трубопроводов. Насосы гидросистемы шестерейные НШ-32 постоянной подачи.
Распределитель служит для направления потоков масла в соответствующие узлы гидросистемы, переключения системы на холостой ход после окончания рабочей операции и предохранения ее от перегрузок. Распределитель крепится на задней стенке кабины и соединяется маслопроводами с насосом и баком: по первому масло нагнетается в распределитель, по второму сливается через фильтр в бак.
Распределитель имеет три рабочих золотника, которые могут быть установлены в четыре положения: «Нейтральное», два рабочих («Подъем» и «Опускание») и «Плавающее». Установка золотников в то или иное положение осуществляется с помощью рукояток; выведенных к месту сиденья водителя. В положении «Нейтральное» масло, подаваемое насосом, перепускается через распределитель в бак. При этом полости цилиндров закрыты, и рабочие органы удерживаются на заданной высоте. В рабочих положениях золотника масло поступает в полости цилиндров и гидромотор привода хода погрузчика. Одно из положений правого золотника соответствует подъему или опусканию элеватора; среднего золотника — подъему, опусканию или повороту транспортера в зависимости от положения рукоятки распределительного крана; левого золотника — включению движения вперед или назад на ходоуменьшителе.
В каждом из положений золотник фиксируется. В нейтральном положении золотник удерживается пружиной, установленной на его конце. В положениях «Подъем», «Опускание» и «Плавающее»
Возврат золотника в положение «Нейтральное» из положения «Подъем» и «Опускание» происходит автоматически, а из «Плавающего» производится вручную.
—
Погрузчик Т-166. При эксплуатации погрузчика необходимо соблюдать следующие правила:
— после внешнего осмотра и проверки готовности двигателя к работе, а также уровня масла в коробке передач и демультипликаторе осмотреть шины, , состояние и крепление колес, рессор, рулевых тяг, муфт сцепления и заправить гидравлическую систему: летом — индустриальным маслом марки 20, зимой — марки 12 (ГОСТ 1707-51); при подъезде погрузчика к штабелю выключить муфту и включить редуктор элеватора, а затем сцепление;
— если при погрузке попадает слишком большое количество материала и проскальзывает предохранительная муфта, следует выключить муфту сцепления и дать возможность поработать рабочему органу на месте без передвижения машины. Нельзя поворачивать лен. точный транспортер в стороны при поперечном уклоне погрузчика более 10°;
— по окончании работы следует освободить рабочие органы от материалов, после чего поднять элеватор в транспортное положение, а затем очистить машину от грязи и произвести технический осмотр;
— переезды погрузчика могут производиться по дорогам с поперечными уклонами не выше 15°. При езде на крутых поворотах скорость следует снижать до 8 км/час;
— при длительных остановках погрузчика следует спускать масло из картера двигателя, а перед возобновлением работы заправить картер подогретым до 70° маслом;
— смену масла в гидросистеме следует производить через неделю работы;
— при транспортировании погрузчика с одного места работы на другое элеватор следует установить на фиксаторы, а транспортер закрепить на стойке;
— при работе в зимних условиях следует запускать двигатель только после прогрева его водой, подогретой до 90—95°, а при работе под’ держивать температуру в пределах +75—85°;
— при остановках не допускать снижения температуры воды ниже + 40°;
— добавлять к дизельному топливу тракторный керосин в случае понижения температуры воздуха до —20°.
Таблица 1
Техническая характеристика
Погрузчик Д-353. При эксплуатации погрузчика необходимо соблюдать следующие правила:
— после внешнего осмотра и проверки готовности двигателя к работе необходимо залить в гидравлическую систему летом любое дизельное масло по ГОСТ 3504-54, а зимой дизельное масло ДП-8. При температурах ниже 25° применяется масло индустриальное 12 (ГОСТ 1707-51) или трансформаторное (ГОСТ 982-53);
— при помощи шприц-масленки следует подать густую смазку во все смазочные места;
— при пуске машины в эксплуатацию после длительного хранения смазка и защитная окраска должны быть удалены, смазочные места следует очистить и промыть керосином;
— запуск двигателя производится согласно инструкции по эксплуатации двигателя Д-36; для облегчения пуска двигателя напряжение в цепи возбуждения генератора доводится до нуля путем увеличения сопротивления в цепи возбуждения до максимума. После кратковременной работы и прогрева двигателя сопротивление в цепи возбуждения плавно выключается и напряжение в сети доводится до 380 в. Электродвигатель гидронасоса включается кнопкой;
— включение и переключение скоростей хода осуществляется при выключенных двигателях ведущего моста. Перед началом забора материалов сначала включается кнопкой ленточный транспортер, а затем привод ковшовой цепи элеватора;
— при работающих транспортере и элеваторе машина подается вперед на одной из низших передач;
— ходовая часть должна включаться периодически во избежание перегрузки шнека осыпающимся материалом;
— поворот машины со шнеком, находящимся в массе погружаемого материала, не допускается;
— при опускании транспортера или элеватора гидронасос следует выключать;
— отход погрузчика от штабеля должен производиться с приподнятым шнеком;
— уклон рабочей площадки при работе погрузчика не должен превышать 5°. На уклонах до 4° движение следует производить на скорости 2,2 км/час, а при уклонах до 10°—на скорости 0,275 км/час;
— после окончания работы машину следует очистить, зимой выпустить воду из радиатора, опустить ленточный транспортер на стойки, а раму элеватора в нижнее рабочее положение;
— переключателем напряжения необходимо разъединить цепь генератора и систему электропроводки и увеличить сопротивление до максимума с помощью реостата цепи возбуждения;
— через каждые 900—960 час. работы следует сменять масло в системе гидропривода, а также дизельное топливо в баке. Омазка:
— подшипники натяжного барабана конвейера, роликовые опоры, плоские и желобчатые, оси балансира, верхний вал привода ковшовой цепи, шнек, ролики ковшовой цепи — солидолом;
— подшипники направляющих колес, поддерживающих роликов, опорных катков — дизельным маслом (ГОСТ 5304-54) зимним и летним;
— корпус электробарабана, редукторы привода ковшовой цепи и ведущего моста — трансмиссионным автотракторным маслом (ГОСТ 542-50).
Указания по эксплуатации цепноковшовых разгрузчиков
Перед подачей полувагонов под разгрузку рама ковшового элеватора должна находиться в верхнем положении и обеспечивать свободный проход подаваемых полувагонов.
После подачи полувагонов машинист включает лебедку и опускает ковшовый элеватор до поверхности разгружаемого материала, затем включает оба транспортера, после чего включает ковшовый элеватор и путем последовательного его опускания производит выгрузку материала.
Опускание элеватора и выгрузка материала производятся до тех пока опорные ролики ковшового элеватора дойдут до пола платформы или полувагона.
Таблица 2
Неисправности в работе погрузчиков Д-353 и способы их устранения
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Погрузчики многоковшовые"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы