Условия строительства высотных зданий вызвали необходимость применения специальных кранов для монтажа стального каркаса и стенового заполнения. Особенностью этих кранов является возможность их перемещения по высоте.
Эти краны, опирающиеся на каркас здания, применяют в настоящее время на строительстве высотных зданий Москвы. Практика показала, что ползучие башенные краны являются наиболее совершенным механизмом для монтажа высотных зданий.
Конторой Промстальконструкция запроектированы четыре типа ползучих башенных кранов: УБК-3-49 грузоподъемностью Зге вылетом стрелы в пределах 1,7—22 м, весом 36 т; УБК-5-49 грузоподъемностью 5 т, с вылетом стрелы в пределах 2,2— 27,5 м весом 48,5 г; УБК-15-49 грузоподъемностью 15 г, с вылетом стрелы в пределах 4,5—22 м, весом 90 г и УБК-5-50 грузоподъемностью 5 т, со стрелой длиной 37 м. Скорость перемещения тележки по стреле у всех моделей равна 8,25 м/мин, а вращения — 0,16 об/мин. Скорость подъема зависит от схем полиспастов и равна 16 или 32 м/мин для 3—5-тонных кранов и 10—20 м/мин для УБК-15-49.
На рис. 36 показан общий вид башенного крана УБК-5-49, являющегося наиболее распространенным типом ползучих башенных кранов.
Башня крана имеет в нижней части призматическую фор-Щ, а в верхней — пирамидальную. К низу башни прикреплены крестовины, снабженные откидными или поворотными опорами, которые соединяются с крестовинами посредством шарниров. Поворотные опоры на период работы крана опирают на ригели каркаса здания и прикрепляют к ним специальными хомутами, имеющими стяжные муфты. При подъеме крана опоры откидывают или поворачивают, и в таком положении они вободно проходят мимо ригелей каркаса здания (рис. 37).
Верхнюю часть башни (рис. 36) объемлет вращающийся оголовок, который опирается на шаровой шарнир; в нижней части оголовок снабжен четырьмя горизонтальными катками.
К поворотному оголовку прикреплены с одной стороны стрела, а с противоположной — платформа, на которой расположены противовес и три электролебедки.
Рис. 36. Ползучий башенный кран УБК-5-49
К стреле прикреплен монорельс, по которому передвигается тележка крана с грузовым полиспастом. Запасовку троса грузового полиспаста можно осуществить по двум схемам; при этом обеспечивается возможность подъема груза со скоростью 16 и 32 м/мин (большие скорости применяются при подъеме грузов на значительную высоту). К боковой грани оголовка прикреплена кабина, в которой находится пункт управления краном.
Грузоподъемность подъемной лебедки — 5 т, лебедки передвижения тележки — 0,5 т, поворотной лебедки— 8 т. Поворачивают стрелу при помощи бесконечного троса, намотанного в два оборота на прикрепленный к верхней части башни круг и в пять оборотов на барабан поворотной лебедки. Кран оборудован конечными выключателями поворота, передвижения тележки и подъема груза.
Рис. 37. Схемы подъема башенного крана УБК-5 и детали опор
а — положение крана с поднятой обоймой; б — кран после подъема; в — деталь откидной опоры;
Подъем крана осуществляют посредством специального приспособления, состоящего из обоймы и полиспаста. К обойме прикреплены балки, снабженные поворотными опорами, подобными тем, которые имеются на крестовине башни.
При работе крана обойма находится в крайнем нижнем положении (рис. 36). По окончании монтажа конструкций очередных двух этажей обойму поднимают на два этажа (рис. 37). Этот подъем осуществляется при помощи полис-паста, трос которого наматывают на барабан 5-тонной электролебедки, установленной внутри башни.
В новом положении обойму закрепляют опорными балками к ригелям каркаса, после чего производят подъем крана.
Операции по подъему крана выполняют в следующей последовательности:
а) хомуты, закрепляющие опоры крана за ригели здания, освобождают;
б) кран приподнимают на несколько сантиметров и опоры откидывают или поворачивают;
в) кран поднимают на два этажа, выдвигая его башню вверх из обоймы;
г) опоры поворачивают обратно и скрепляют стяжными болтами;
д) кран опускают на ригели каркаса и ставят стяжные хомуты, после чего можно приступить к работе на новой стоянке. На выполнение всех этих операций требуется около 1 часа, а сам подъем занимает 12 мин.
Производительность ползучих башенных кранов на монтаже каркаса высотных зданий Москвы — 20—25 подъемов в смену (в среднем 20 мин. на 1 подъем). Большая длина стрелы обеспечивает зону действия кранов, вполне достаточную для высоких темпов монтажа.
Башенные, ползучие краны применяют не только при монтаже каркаса здания. Их используют и на смежных общестроительных работах — при подаче арматурных каркасов и бетонной смеси для фундаментов или междуэтажных перекрытий, при подъеме кирпича и керамических блоков для стенового заполнения и т. п.
При производстве строительно-монтажных работ по возведению пониженных открылков высотного здания с ползучих кранов можно снять обойму и закрепить опорные балки башни на портале, передвигающемся по рельсам, после чего ползучие краны можно использовать в качестве обычных башенных кранов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ползучие башенные краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы