В связи с расширяющейся номенклатурой машин для выполнения операций одного вида очень важно выбрать такую машину, которая больше соответствует данным условиям работы; в то же время необходимо ограничить номенклатуру минимально необходимым рядом машин, чтобы увеличить серийность выпуска и обеспечить не только их производство, но и разумную эксплуатацию. Для этого разрабатывается типаж машин.
Необходимость разработки и внедрения типажа диктуется также необходимостью планировать очередность и техническое развитие машин.
Теоретической основой установления ряда параметров типажа должна быть система предпочтительных чисел, связывающих математической зависимостью включаемые в ряды параметры, размеры и основные характеристики машин.
В соответствии с рекомендацией международной организации по стандартизации (ИСО) ГОСТ 8032—56 установлены предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.
В типаже строительных машин обычно применяются ряды с показателем геометрической прогрессии 1,6, реже— 1,25.
При разработке типажа производится технико-экономический анализ нормативных объемов работ, прогрессивных технологических схем, существующих’конструкций машин, определяются базовые модели и их конструктивные схемы, предварительно выясняются возможные пределы рациональных унификаций-узлов и деталей и проверяется экономическая целесообразность возможных вариантов построения ряда типоразмеров. Для решения этой трудоемкой и ответственной задачи привлекаются высококвалифицированные научные силы и используются счетно-решающие электронные машины.
При разработке типажа выбирают и обосновывают параметры, определяющие типоразмер машин и значение этих параметров для выбора наиболее эффективных методов и рационального подбора комплектов машин, требования конструкции в части прогрессивности показателей и возможностей организации рационального производства и требования эксплуатации в смысле удобства обслуживания и ремонта.
Для машин массового применения и для машин индивидуального производства должен иметь место совершенно различный подход при решении вопроса о типаже.
Главным параметром типоразмера должен являться основной, определяющий эксплуатационную характеристику машин показатель, например производительность, масса, мощность, нагрузка на ось. Реже им могут служить такие показатели, как емкость, грузоподъемность, рабочие скорости и т. д. Кроме главного параметра, задаются вспомогательные, которыми являются важнейшие показатели характеристики машины.
При разработке типажных требований необходимо предусмотреть перспективные планы внедрения новых конструктивных материалов и улучшения старых, что должно отразиться не только на надежности и долговечности машин, но, очевидно, и существенно повлиять на их кинематику, габаритные размеры и массу.
Типажом должны быть установлены для всех машин границы применения приводов различных систем, в том числе систем переменного тока, постоянного тока по системе Г—Д с МУ (магнитным усилителем) или ионным приводом, а также смешанных систем переменного и постоянного тока, гидроприводов и дизельных приводов с механической, гидравлической и электрической передачами. При этом необходимо учитывать, что для электроприводов перспективным является ионный привод, а для гидроприводов — объемный привод и привод с высокомоментными двигателями, а также, что дизельный привод должен постепенно уступать место газовым турбинам.
Типаж машин должен учитывать требования надежности и долговечности машин, сокращение многократных ремонтов, стоимость которых за срок службы машины в несколько раз превышает стоимость новой машины.
В типаже машин должны быть учтены вопросы техники безопасности и комфортабельные условия работы обслуживающего персонала, а также, в случае необходимости, требования дистанционного и автоматического управления.
Типаж машин должен также предусматривать обязательное укомплектование машин приборами автоматического учета их работы с количественной и качественной оценкой выполненной работы и выдачей информации по суммирующему принципу с первичной обработкой данных учета.
Унификация узлов и деталей должна проводиться в основном после разработки типажа, однако уже при разработке типажа должны быть сформулированы параметры и условия, благоприятствующие дальнейшей работе по унификации узлов и деталей.
Исходя из анализа влияния технологии транспортных и трудоемких работ на основные параметры машин, можно разделить машины специального назначения и транспортные средства единого типажа на группы базовых машин, объединяющие:
1. Работы самого разнообразного объема, требующие высокой маневренности при отсутствии частых реверсивных движений (челночной схемы работ) с большим удельным весом транспортных операций на расстояния 1 —10 км в смешанных условиях, в основном при бездорожье. Рекомендуемая базовая машина — одноосный колесный тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с.).
2. То же, при частых реверсивных движениях — двухосный колесный тягач той же мощности.
3. То же, что в п. 2, но на расстоянии до 200 м для работ малого объема и 500 м для работ большого объема — гусеничный тягач (трактор) мощностью 4,5—1180 кет (6—1600 л. с).
4. Работы самого разнообразного объема, требующие высокой маневренности и частых реверсивных движений с очень тяжелым тяговым режимом при нагрузке от сменного рабочего оборудования, достигающей 80—100% массы машин, при работе по бездорожью и небольшом удельном весе транспортных работ.: Рекомендуемая базовая машина — двухосный колесный ко-роткобазовый тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с).
5. То же, при особо высокой маневренности и нагрузке сменного оборудования, не превышающей 40% от массы машины,— двухосный колесный тягач с шарнирной рамой мощностью 75— 1180 кет (100—1600 л. с.) (сдвоенный одноосный тягач).
6. То же, в особо тяжелых условиях бездорожья — гусеничный тягач (трактор) мощностью 4,5—1180 кет (6—1600 л. с.)..
7. Работы среднего объема, /требующие хорошей тяговой характеристики и длительной работы на низших передачах в средних и плохих дорожных условиях при небольшом удельном весе транспортных операций — спецшасси мощностью 75—460 кет (100—630 л. с).
8. Работы разнообразного объема с очень малыми рабочими скоростями движения (так называемыми «ползучими») или при длительной работе на месте и невысоких транспортных скоростях для переброски машин и большой нагрузкой от сменного оборудования, достигающей массы машины, — автомобиль, спецшасси, седельный двухосный или одноосный тягачи мощностью.” 4,5—1180 кет (100—1600 л. с).
9. То же, в очень тяжелых условиях бездорожья — гусеничный тягач (трактор) той же мощности с переброской на трейлере.
10. Работы малого объема транспортные и с превалирующим; удельным весом чисто транспортных операций, скоростями движения до 80 км/ч по грунтовым дорогам среднего и хорошего качества — автомобиль двухосный с нагрузкой на ось до 6 т при грузоподъемности до 7,5 г и-седельный тягач на его базе грузоподъемностью до 16 т.
11. То же, при дорогах плохого качества со скоростью движения до 50 км/ч — автомобили с такой же осевой нагрузкой трехосные и четырехосные для хороших дорог грузоподъемностью соответственно до 12—15 т.
12. Работы среднего объема транспортные и с превалирующим удельным весом транспортных операций, скоростями движения до ПО км/ч по дорогам с усовершенствованными покрытиями— автомобиль двухосный с нагрузкой на ось 10 т Для грузоподъемности до 12 т и седельный тягач на его базе с полуприцепом грузоподъемностью до 24 т.
13. То же, при дорогах с покрытиями низкого качества со скоростью движения до 50 км/ч — автомобиль с такой же осевой нагрузкой трехосный и четырехосный с нагрузкой для хороших дорог соответственно 20 и 25 т.
14. Работы большого объема транспортные с превалирующим объемом транспортных работ внедорожных (карьерные и им подобные) — автомобили двухосные с нагрузкой на ось 15, 20, 30, 40 и 50 г, грузоподъемностью соответственно 18, 25, 45 и 80 т, седельные двухосные тягачи на их базе с полуприцепами грузоподъемностью соответственно 50, 70, 100, 140 и 180 г, седельные трехосные тягачи на их базе с полуприцепами грузоподъемностью соответственно 100, 140, 200, 250 и 350 т, мощностью до .2200 кет (до 3000 л. с).
Для всех видов работ можно ограничиться семью базовыми машинами, каждый из типоразмеров которых построен на одной базовой машине: – одноосный тягач мощностью 4,5—2200 кет (6—3000 л. с); – двухосный короткобазовый тягач той же мощности;
двухосный седельный тягач мощностью 75—2200 кет (100— -3000 л. с); – трехосный седельный тягач такой же мощности; – двухосный автомобиль грузоподъемностью 3,5—80 г; – трехосные автомобили грузоподъемностью 5,5—100 т; – четырехосные автомобили грузоподъемностью 15—150 г.
Все эти машины, образующие единый типаж тягачей, тракторов и автомобилей, могут быть собраны из одних и тех же унифицированных узлов массового производства автотракторной промышленности с незначительным количеством специальных узлов.
На базе таких тягачей, путем агрегатирования, может быть изготовлено до 80% землеройно-транспортных машин, а остальные могут быть созданы из унифицированных узлов тех же тягачей и рабочего сменного оборудования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Понятие о типаже (параметрическом ряде)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы