Портально-стреловые краны являются наиболее распространенным типом крана-бетоноукладчика, применяемого в гидротехническом строительстве для подачи бадьями бетонной смеси с эстакады в блоки сооружения. Будучи установлены в зоне основной механизации, эти краны обслуживают все подготовительные работы бетонного комплекса, а также используются на открытых площадках для обслуживания укрупненной сборки и перегрузочных работ.
Портально-стреловой кран представляет собой опорную конструкцию—передвигающийся по рельсовым путям портал с установленной на нем поворотной крановой частью. Портал является основным отличием портально-стреловых кранов от стреловых кранов других конструкций. Поворотная крановая часть унифицирована для установки на различные передвижные опорные конструкции (рис. 31). Портал крана может перекрывать несколько железнодорожных путей (одно-, двух-, трех- и многопутные порталы).
Грузоподъемность портально-стреловых кранов строительного типа достигает 20/30 г на вылете 50/20 м, что обеспечивает подачу бетонной смеси в бадьях емкостью 6 м3.
Глубина опускания крюка ниже головки подкранового рельса зависит от высоты бетоновозной эстакады и достигает 70 м и более; высота подъема крюка над подкрановым рельсом 36 м.
Портально-стреловые краны строительного типа выполняются только крюковыми. Порталы их имеют большую высоту, так как под ними могут перевозиться по эстакаде арматурные фермы и другие грузы строительного назначения, имеющие большие габариты.
Строительные краны имеют такие же высокие скорости -подъема, как и перегрузочные краны. Однако скорости поворота и изменения вылета у них несколько меньше, чем у перегрузочных, что необходимо для уменьшения раскачивания груза, висящего обычно на длинных канатах.
Грузоподъемность портально-стреловых кранов специального типа достигает 100 т и вылета до 50 м.
Общий вид строительного портально-стрелового крана приведен на рис. 32. Основными узлами крана являются: стрела, каркас, поворотная рама, опорно-поворотное устройство, портал, механизмы вращения поворотной части, подъема груза и изменения вылета, кабина управления краном.
Передвижение крана осуществляется электродвигателями, расположенными на приводных тележках портала, откуда вращение через редуктор передается колесам. Индивидуальный привод удобен в эксплуатации и ремонте и не так чувствителен к повреждениям портала.
Рис. 31. Схемы портально-стреловых кранов:
а — портальный; б — полупортальный; в — на треугольной подставке (откосный); г — передвигающийся по порталу; д — грейферный с бункером; 1 — загрузочный бункер; 2 — конвейеры; 3 — рукава
Учитывая, что эти краны в условиях гидротехнического строительства устанавливаются обычно на высоких бетоновоз-ных эстакадах, а также имея в виду большую наветренную площадь крана и груза, число приводных колес крана нормально принимаем равным 50%, а иногда и 100% всего их наличия, что исключает опасность буксования.
На рис. 33 приведены типовые ходовые тележки портально-стреловых кранов грузоподъемностью 3—25 т завода им. Кирова. Нога портала трехтонного крана опирается непосредственно на тележку; у пятитонных кранов давление ноги портала передается на эту же тележку и дополнительно на третье колесо; у 10- и 15-тонных кранов нога портала через балансир опирается на приводную и холостую тележки.
Рис. 32. Строительный портально-стреловой кран: о — с криволинейным хоботом и гибкой оттяжкой; б — с прямолинейным хоботом и жесткой оттяжкой
Рис. 33. Типы ходовых тележек портально-стреловых кранов: а — двухколесная; б и д — трехколесные; в — четырехколесная; г — восьмиколесная
Для обеспечения правильного движения портала по путям необходимо соблюдать:
а) однолинейность установки полос каждой из сторон портала и параллельность линий колес обеих сторон портала между собой;
б) равенство диаметров всех ведущих колес;
в) правильный профиль колес. Несоблюдение этих условий приводит к нарушению геометрии портала крана и к преждевременному износу его механизма передвижения.
Портально-стреловые краны различают в основное по устройству стрел, которые являются наиболее характерными элементами, определяющими как конструкцию кранов, так и их эксплуатационные качества.
Стреловые устройства, как правило, имеют горизонтальное перемещение груза и выполняются с прямыми или с шарнирно сочлененными стрелами различных типов.
Шарнирно сочлененные стрелы с уравновешенным механизмом изменения вылета обеспечивают горизонтальность траектории перемещения подвешенного на крюке груза, что одновременно создает и условия уравновешенности груза относительно самого механизма.
Наиболее распространены сочлененные стрелы с движением концевых блоков по горизонтали, выполненные по одной из следующих схем: а) стрела с гибкой оттяжкой гуська (см. рис. 32, а) и б) стрела с жесткой оттяжкой гуська (см. рис. 32,6).
Опорами стрел являются нижние шарниры, которыми стрелы соединяются с поворотной рамой, и стреловые тяги, связывающие стрелы с механизмами изменения вылета и уравновешивающими их противовесами.
Для осмотра и обслуживания концевых блоков гуська стрелы оборудуются лестницей с перилами и площадкой.
Стрелы кранов уравновешиваются подвижными противовесами, которые подбирают так, чтобы момент, создаваемый их весом относительно оси вращения рычага, для всех положений стрел равнялся моменту на той же оси, создаваемому общим весом стрел (стрелой, гуськом и оттяжкой). При таком устройстве стрелы всегда находятся в состоянии безразличного равновесия, и для изменения их вылета требуются небольшие усилия.
Так как при изменении угла наклона (вылета) шарнирно сочлененных стрел груз перемещается почти по горизонтали, то при выполнении этой операции дополнительная энергия на подъем груза не затрачивается.
Применение шарнирно сочлененных и уравновешенных стрел дает возможность легко и безопасно изменять вылет крана с грузом, используя это движение как основное рабочее, наравне с движениями подъема и поворота.
Механизмы изменения вылета обычно имеют жесткую кинематическую связь со стреловым устройством, чтобы исключить самопроизвольные движения стрел под действием горизонтальных сил (ветра, сил инерции, отклонения грузовых канатов от вертикали и др.).
Рис. 34. Типы механизмов изменения вылета
На рис. 34 приведены основные типы механизмов изменения вылета: реечный (а) с зубчатой или цевочной рейками, винтовой (б) с вращающимися гайкой или винтом, гидравлический (в), секторный (г), секторно-кривошипный (д) и кривошипно-шатун-ный (е), у которого шагун соединяется непосредственно со стрелой или с коромыслом. Реечный механизм наиболее леший из всех типов, прост в изготовлений и находит все большее применение.
Поворотная часть крана (рис. 35) опирается на опорно-поворотное устройство в виде колесных, Катковых или шаровых опор с центрирующей цапфой (колонной), укрепленной в металлоконструкции портала. На раме поворотной части установлены подъемные лебедки, механизмы поворота и изменения: взлета, электроаппаратура и кабина с пультом управления.
Механизмы поворота портально-стреловых крапов состоят из опорно-поворотного устройства, поддерживающего и центрирующего поворотную часть крана, и привода, вращающего поворотную часть.
Рис. 35. Поворотная часть портально-стрелового крана на поворотном круге:
1 — рычаг со стреловым противовесом; 2 — реечный механизм изменения вылета; 3 — лебедка; 4 — механизм поворота
В зависимости от типа опорно-поворотного устройства различают краны с устройством, устанавливаемым на поворотных кругах (колесные, катковые и шаровые краны) и устанавливаемым на поворотных колоннах. Механизмы поворота обычно имеют муфты предельного момента и открытые управляемые тормоза. В последнее вре,мя получает применение и гидропривод.
Механизмы подъема иорталвно-стрелавых кранов весьма разнообразны. Основными частями механизма подъема являются грузозахватные устройства, канатные полиспасты, приводная лебедка, система управления и сигнально-предохранительные устройства. Компоновка и конструкция грузозахватных устройств, лебедок и других узлов, а также схема запасовки канатов зависят от грузоподъемности, назначения крана и типа его стрелового устройства.
Все портально-стреловые краны снабжаются ограничителями грузоподъемности и указателями вылета стрелы.
Портально-стреловые полноповоротные самоходные краны получили наибольшее распространение при укладке бетонной смеси с бетоновозных эстакад в средние и высокие части сооружений. Эти краны особенно важны при совмещении строительных и монтажных работ при возведении сооружений гидроузлов, где наряду с укладкой бетона выполняется большой объем работ по монтажу металлоконструкций щитового отделения и закладных частей гидроагрегатов. При правильном расположении кранов в отношении щитового отделения и отсасывающих труб представляется возможным обслужить ими весь фронт укладки бетонной смеси и монтажных работ по зданию ГЭС.
Монтаж крана должен выполняться под руководством опытного специалиста по заранее составленному проекту организации монтажных работ. Способ монтажа зависит в первую очередь от имеющихся .монтажных средств, их грузоподъемности и высоты подъема.
При эксплуатации портально-стреловых кранов основное внимание надо обращать на состояние рельсовых путей, соблюдение установленных правил подъема груза, обеспечение устойчивости крана в нерабочем состоянии и соблюдение правил техники безопасности. Обязательны при эксплуатации кранов система планово-предупредительных и текущих ремонтов, регулярный осмотр кранов, регулировка и смазка отдельных узлов и деталей в соответствии с заводской инструкцией, систематический надзор за состоянием несущей конструкции крана и его механизмов.
Проверка устойчивости портально-стрелового крала, поднимающего (или опускающего) максимальный груз, производится с учетом влияния инерционных сил и давления ветра, направленного в сторону груза с расчетным напором для рабочего состояния крана.
Для крана без груза проверка устойчивости производится с учетом действия ветра с расчетным напором для нерабочего состояния крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Портально-стреловые краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы