1) Назначение и описание кран-мачт
В настоящее время в строительстве применяются в основном три модели кран-мачт: грузоподъемностью 5 т МК-1002 и СМКС-60.
Кран-мачты применяются при монтаже сооружений, имеющих большую высоту (50—60 м) и небольшие размеры в плане: элеваторов, градирен, воздухонагревателей, зданий газоочистки, углемоек, резервуаров, при монтаже промышленных зданий легкого типа, а также при монтаже башенных кранов, когда это является экономически оправданным решением. Отличительной особенностью кран-мачт является значительная их высота и небольшая длина стрел.
Кран-мачта грузоподъемностью 5 т (рис. 29) применяется как основной механизм при монтаже цехов легкого типа, газгольдеров, скрубберов, заводов химической промышленности. Помимо этого, кран применяется как вспомогательный механизм при монтаже наземных башенных кранов и самоподъемных кранов типа УБК.
Кран имеет три рабочих движения: подъем груза, изменение вылета стрелы с грузом и поворот стрелы на 360°.
Вертикальное положение крана обеспечивается вантами (4 или 6 шт.). Двухсекционная стрела подвешена на четырехкратном полиспасте к головке крана; консоль для противовеса и площадка для осмотра подвешены к ней с другой стороны. На конце консоли имеется крюк для подъема плит противовеса. Поворотная часть надета на верхнюю секцию мачты и имеет в основании поворотный круг. Ниже поворотной части имеется балка для крепления вант и отводных роликов для каната поворота стрелы. Мачта прямоугольного сечения (решетчатая) состоит из семи секций и в основании имеет опорную пяту. Лебедки — грузовая, подъема стрелы и поворота стрелы (ручная) находятся на земле у основания мачты.
Кран-мачта МК-1002 грузоподъемностью 10 т (рис. 30) применяется для монтажа пылеуловителей, скрубберов, воздухонагревателей, кранов-перегружателей. Кран имеет три рабочих движения: подъем груза, изменение вылета стрелы с грузом и поворот стрелы на 360°.
Вертикальное положение крана обеспечивается вантами. Двухсекционная стрела подвешена на пятикратном полиспасте к поворотной части; к ней же с другой стороны подвешены консоль для противовеса и площадки для осмотра.
На конце консоли имеется отводной блок для подъема плит противовеса. Поворотная часть надета на верхнюю секцию мачты и имеет в основании поворотный круг, под которым расположены две консольные балки: для крепления вант и отводных роликов для каната поворота и для восьмикратного полиспаста вспомогательного подъема Q=25 т. Полиспаст вспомогательного подъема применяется при монтаже кранов-перегружателей. В этом случае кран используется как мачта.
Решетчатая мачта прямоугольного сечения состоит из шести секций. В основании мачты находится опорный башмак, опирающийся на шпальную клетку 2,7X2,7 м. Опорный башмак расчаливается в четырех направлениях. Четырехкратный грузовой полиспаст запасовывается двумя способами. Один из них применяется при работе крана по всей шкале грузоподъемности. Второй, отличающийся от первого уменьшением числа ветвей полиспаста, применяется при необходимости увеличения скорости подъема груза с соответствующим снижением грузоподъемности. Лебедки — грузовая, подъема и поворота стрелы— находятся на земле у основания мачты.
Рис. 29. Кран-мачта грузоподъемностью
1 — стрела; 2 — поворотная головка; 3 — противовесная консоль; 4 — противовес; 5 — мачта; 6 — опорный шарнир; 7 — грузовой канат; 8 — канат стрелы; 9 — канат поворота стрелы; 10 — ванты; 11— крюк для подъема противовеса; 12 — канаты, закрепляющие низ мачты
Рис. 30. Кран-мачта МК-10*02
1- шпальная клетка; 2 — полиспаст дополнительного подъема
Кран-мачта СМКС-60 (рис. 34) грузоподъемностью 3—10 т на вылете стрелы 20—5 м имеет три рабочих движения: подъем груза, изменение вылета стрелы с грузом и. поворот стрелы (ручной лебедкой).
Кран состоит из неповоротной мачты, башмака-салазок, головки неповоротной мачты, опорного круга, поворотной мачты и поворотного круга.
Неповоротная мачта состоит из десяти секций: нижней, соединяемой с башмаком, оголовка и восьми средних секций длиной по 6 м. При уменьшении номинальной грузоподъемности возможно увеличение высоты подъема крюка за счет установки дополнительного количества секций. Мачта расчаливается четырьмя вантами. Башмаки-салазки крепятся с помощью четырех горизонтальных расчалок к якорям или конструкциям строящегося здания или сооружения. Шарнирное соединение мачты с башмаком обеспечивает ее наклон в обе стороны и монтаж крана1 методом самоподъема. Оголовок имеет вверху шаровой подпятник для поворотной мачты.
Рис. 31. Кинематическая схема грузовой лебедки ПЛ-5-50 кранов Q=5r; MK-1002, К-122, К-152, К-202, К-183, К-303, К-305 (К-302), К-405 (К-402) К-505 (502)
Опорный круг служит основанием поворотной мачты и может перемещаться по неподвижной мачте, что используется при мотаже и наращивании (по высоте) крана. На опорном круге закреплена балка с роликами для каната поворотного механизма крана. Круг может быть закреплен на любой секции мачты.
Поворотная мачта вверху заканчивается шаровой пятой для опирания на оголовок; па мачте закреплены два ролика для запасовки грузового и стрелового полиспастов. Внизу мачта сварена с опорным кругом. Стрела и противовес с поворотным кругом соединены шарнирно; тяги противовеса закрепляются на поворотной мачте.
Рис. 32. Кинематическая схема лебедки Л-3001 для подъема стрелы крана Q = 5 т
Рис. 33. Кинематическая схема лебедки ПВЛ-41 для подъема стрелы крана МК-1002
Грузовая и стреловая лебедки — электрические, грузоподъемностью по. 3 г; лебедка для поворота стрелы — ручная. Лебедки располагаются вне крана и управляются одним машинистом.
Передвижение кран-мачты с одной рабочей стоянки на другую производится так же, как и у вантовых кранов; при передвижении ослабляются ванты, подкладываются лежни или специальные пути и кран перемещается самоподтягиванием или с помощью специальной лебедки.
Рис. 34. Кран-мачта СМКС-60
1 — неповоротная мачта; 2 — салазки; 3 — опорный круг; 4 — поворотная мачта; 5 — поворотный круг; 6 — контргруз; 7—канаты, закрепляющие низ мачты
Для перевозки кран-мачты требуются три двадцатитонные железнодорожные платформы.
2) Технические характеристики кран-мачт и данные об их производительности на монтажных работах
Таблица 75
Технические характеристики кран-мачт
Таблица 76
Производительность кран-мачт (Q=5 т, МК-1002 и СМКС-60) в циклах
3) Монтаж и демонтаж кран-мачт
Монтаж и демонтаж кран-мачт осуществляется в большинстве случаев путем поворота всего крана вокруг опорного шарнира при помощи вспомогательной мачты с предварительной сборкой его (крана) целиком на шпальных клетках (рис. 35).
Мачта крана собирается в такое положение, при котором ее нижний конец находится у места установки. Перед подъемом мачты запасовываются стреловой и подъемный полиспасты, крепятся ванты к ее оголовку. Подъем мачты производится совместно со стрелой крана и противовесной консолью.
Рис. 35. Схема монтажа кран-мачты
1 — вспомогательная стрела; 2 — тяговая лебедка, Q = 5 т; 3 — ванты вспомога-тельной стрелы; 4 — шпальные клетки; 5 — ванты кран-мачты; 6 — грузовой канат; 7 — якорь, Q = 7,5 т\ 8 — то же, Q = 3 т\ 9 — то же, Q – 40 т; 10—то же, Q = 20 т\ 11 — лебедка, Q = 3 т; 12 — якорь, Q = 5 т
Вспомогательная стрела устанавливается рядом с опорным башмаком крана; Верх вспомогательной стрелы с одной стороны соединяется неподвижной тягой с якорем Q==40 г, а с другой стороны — полиспастом с головкой поднимаемой мачты. Башмаки кран-мачты и вспомогательной стрелы расчаливаются в горизонтальной плоскости. Поворот мачты вспомогательной стрелой производится на угол 65—70°; дальнейший подъем осуществляется при помощи вант. Ванты, расположенные с противоположной стороны от стрелы, являются тормозными расчалками и должны в процессе подъема постепенно отпускаться.
Рис. 36. Схема монтажа СМКС-60
а — подъем мачты в вертикальное положение; б — подъем поворотной части крана в рабочее положение; в — наращивание секций мачты; 1 — растяжки; 2 — грузовой полиспаст; 3 — временный полиспаст; 4 — деревянный настил; 5 — поворотная мачта; 6 — опорный круг; 7 — поворотная консоль
Монтаж крана СМКС-60 (рис. 36) имеет некоторую специфику и производится в два этапа с помощью собственной лебедки.
С башмаком шарнирно соединяется неповоротная мачта, уложенная горизонтально. На земле на этой мачте закрепляются поворотная мачта, опорный и поворотный круги, с которыми соединяется стрела. Мачта раскрепляется четырьмя расчалками к ручным лебедкам. Между стрелой и мачтой запа-совывается полиспаст с использованием стрелового каната, а для закрепления стрелы к якорю подсоединяется грузовой полиспаст. Стрелу крана и мачту последовательно поднимают с помощью автомобильного крана на высоту 5 и 10 м. Выбирая канат грузового полиспаста, поднимают мачту в вертикальное положение с помощью «падающей» собственной стрелы. После этого к поворотной мачте присоединяют противовес, стрелу поднимают предварительно закрепленной поворотной консолью и устанавливают ее вертикально.
Опорный круг отсоединяют от мачты и производят подъем поворотной части крана с помощью полиспаста подъема крана через консоль стрелы. Для подъема поворотной части крана выше крепления расчалок их переставляют, имея для этого запасную пятую ванту. Затем поворотную мачту подвешивают к оголовку, поднимают контргруз, закрепляют опорный круг и отсоединяют от него поворотный круг.
Наращивание секций неповоротной мачты осуществляется стрелой с консолью, посредством которой снимается оголовок и поднимается новая секция, соединяемая с верхней. На новую секцию устанавливается оголовок с отводными роликами. Далее снимается контргруз и опорный круг временно соединяется с поворотным. С помощью полиспаста подъема крана производят подъем поворотной части, переставляют ванты, соединяют поворотную часть с оголовком и закрепляют опорный круг на мачте. После этого поднимают контргруз, разъединяют круги и стрелу опускают в рабочее положение.
Показатели трудоемкости, стоимости монтажа и демонтажа кран-мачт и составы бригад рабочих для выполнения этих работ приводятся в табл. 77 и 78. График изменения себестоимости машино-смены кран-мачт приведен на рис. 37.
Таблица 77
Трудоемкость и стоимость монтажа и демонтажа кран-мачт
Таблица 78
Составы бригад рабочих для монтажа и демонтажа кран-мачт
Рис. 37. График изменения себестоимости машино-смены вантовых и жестконогих мачтово-стреловых кранов и кран-мачт
1—Q = 0,75 m; 2 — Т-73, Т-178-3; 3 – Q = 10 m, Q = 5 т: 4 — Т-127, MK-1002, CMKC-60; 5 — Т-95
Данные о потребных для перевозки кран-мачт транспортных средствах приводятся в табл. 79.
Таблица 79
Транспортные средства для .перевозки кран-мачт
Рис. 37а. Дополнительные (к ГОСТ 3462-52) условные обозначения, принятые в кинематических схемах механизмов кранов
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кран-мачты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы