1) Назначение и описание кранов
К числу основных самоподъемных башенных кранов, используемых в настоящее время в строительстве, относятся краны марок Т-72, УБК-1,5-49 и Т-178-2.
Рис. 38. Самоподъемный башенный кран Т-72
1 — стрела; 2 — поворотная платформа; 3 — противовесная консоль; 4 —кабина; 5—фрикционная лебедка; б — башня; 7—подъемная обойма; 8—опорная балка; 9 — анкерная балка; 10 — тяга со стяжными муфтами; 11 — полиспаст подъема крана; 12 —полиспаст подъема обоймы
Эти краны применяются для монтажа строительных конструкций и других работ на строительстве многоэтажных зданий.
Перемещение самоподъемных кранов по вертикали производится внутри одной из ячеек монтируемого ими каркаса здания.
Конструкцией самоподъемных кранов предусмотрено совмещение двух рабочих движений: подъема или спуска груза и поворота стрелы при условии, если поднимаемый груз находится в поле зрения машиниста.
Кран Т-72 (рис. 38) грузоподъемностью 0,8/1,6 т представляет собой полноповоротный башенный кран.
Кран имеет три рабочих движения (подъем груза, поворот стрелы, изменение вылета стрелы с грузом) и одно установочное — подъем крана.
Рис. 39. Кинематическая схема фрикционной лебедки крана Т-72
1 — клиноременная передача; 2 — грузовой барабан; 3 — стреловой ба. рабан; 4 — реверсивный механизм поворота стрелы; 5 — тормоз меха-низма поворота; 6 — цевочное колесо
При работе кран закрепляется на стенах или конструкциях здания и по мере его возведения перемещается вертикально вверх при помощи устройства для самоподъема. Кран устанавливается в пролете с расстоянием между стенами 3,2 м или в лестничной клетке.
Устройство для самоподъема крана состоит из обоймы, охватывающей башню, и системы полиспастов. Самоподъем осуществляется при помощи грузового барабана крановой лебедки с использованием грузового или отдельного каната, запатованного на полиспаст самоподъема. На время перестановки крана конец этого каната крепится к грузовому барабану.
На рис. 39 приведена кинематическая схема приводной фрикционной лебедки крана.
Кран УБК-1,5-49 (рис. 40) грузоподъемностью 1,5 г имеет принципиальную конструктивную схему, аналогичную схеме крана Т-72. Ниже отмечаются его отличительные особенности.
Рис. 40. Самоподъемный башенный кран УБК-1,5-49
1 — стрела; 2 — кабина управления; 3 — противовесна» консоль; 4 — лебедка передвижения грузовой тележки; 5 — грузовая лебелка; 6 — башня; 7 — подъемная обойма; 8 — опорные балки; 9 — выдвижные консоли; 10 — таги со стяжными муфтами; 11 — выдвижные консоли анкерных балок; 12 — полиспаст подъема крана; 13 — лебедка подъема крана
Кран может быть установлен на металлических балках перекрытий, на кирпичных стенах и на каркасе здания.
Опорные балки крана могут раздвигаться на расстояние от 2,8 до 3,2 м в зависимости от пролета между стенами или балками. Этажом ниже уровня стоянки крана в стене оставляется штроба, в которую закладываются выдвижные опоры, связанные с краном металлическими тягами.
Рис. 41. Кинематические схемы механизмов крана УБК-1,5-49
в —грузовая лебедка; б —лебедка передвижения грузовой тележки; в —механизм поворота стрелы; г — лебедка подъема крана; 1 — эластичная муфта; 2 — тормоз; 3 — редуктор; 4 — барабан
Кран имеет три рабочих движения (подъем груза, поворот стрелы, перемещение грузовой тележки) и одно установочное (подъем крана).
Лебедки для подъема и опускания крюка, поворота стрелы, перемещения тележки и противовес размещены на лротивовесной консоли.
По башне перемещается обойма, снабженная выдвижными опорными балками, при помощи которых она опирается на стены здания или балки перекрытий.
Опорные балки крана связаны с обоймой двумя полиспастами. Лебедка для подъема крана и обоймы установлена на опорных балках крана внутри башни.
Управление краном производится из кабины, расположенной на лроФивовесной консоли.
На рис. 41 представлены кинематические схемы механизмов крана УБК-1,5-49.
Кран Т-178-2 (рис. 42) грузоподъемностью 1—2,5 г имеет унифицированную конструкцию с самоходным башенным краном Т-178-1 за исключением
опорной части (см. стр. 251). В данном кране портал и ходовая тележка заменены системой опорных балок и подъемной обоймой. Кран Т-178-2 может быть установлен на металлических балках перекрытий, на кирпичных стенах, в основном лестничных клеток, или на металлическом каркасе здания. Он состоит из башни и поворотной части в составе: стрелы, платформы, противовесной консоли, двуногой стойки, кабины крановщика и лебедки.
Рис. 42. Самоподъемный башенный кран Т-178-2
1 — грузовая лебедка; 2 — стреловая лебедка; 3 — кабина; 4 — хвостовик головки; 5 и 6 —опорные балки; 7—лестница; 8 — переходная площадка; 9 — подъемная обойма; 10 и 11 — полиспасты подъема крана и обоймы
Лебедка и кабина крановщика установлены на платформе поворотной части.
Стрела шар.нирно присоединяется к передней части платформы и подвешивается при помощи полиспаста к двуногой стойке. Кран имеет две стрелы: нормальную длиной 23,5 м й укороченную длиной 18,5 м.
Башня крана состоит из двух секций, соединенных между собой на болтах.
При работе кран опирается своим основанием на две балки, закладываемые концами в стены здания, и прикрепляется четырьмя тягами ко второй паре балок, укладываемых двумя этажами гаже уровня стоянки.
Кран может устанавливаться в пролете с расстоянием между стенами 3,2 м. По мере возведения здания кран перемещается вертикально вверх с помощью устройства для самоподъема, которое состоит из охватывающей башню обоймы и системы полиспастов. Для самоподъема используется собст« венный грузо!вой канат, образующий полиспаст.
Перестановка крана производится после возведения трех первых этажей здания; при этом кран поднимается на два этажа, а подъемная обойма опирается на стены третьего этажа. При поэтажной перестановке подъемная обойма опирается на перекрытие следующего этажа. При перестановке крана стрелу устанавливают под углом примерно 40° к горизонту для полного уравновешивания.
Кран имеет три рабочих движения (подъем и опускание груза, поворот стрелы и изменение вылета стрелы с грузом) и одно установочное (подъем крана). При работе крана практически возможно совмещение двух движений в зоне видимости машиниста (выше обреза стены).
Демонтаж и опускание узлов крана со здания производятся с помощью монтажной мачты.
2) Технические характеристики самоподъемных башенных кранов и данные об их производительности
Таблица 80
Технические характеристики самоподъемных башенных кранов
Таблица 81
Производительность самоподъемных кранов в циклах
3) Монтаж и демонтаж кранов
Монтаж кранов Т-72 и Т-178-2 можно проводить с помощью пневмо-колесного или гусеничного крана или посредством специального монтажного приспособления (рис. 43).
Рис. 43. Схема монтажа крана Т-72
а —монтаж крана на земле; б —монтаж крана на строящемся здании; 1 — основание крана; 2, 3, 4 — секции башни; 5 — поворотная платформа; 6 — тяги; 7 —стрела крана; 8 — монтажное приспособление; 9 — рама; 10 — ручные лебедки, Q=3 m
Монтаж пневмоколесным или гусеничным краном осуществляется в следующем порядке.
Перед началом монтажа элементы этих кранов укладывают в зоне действия монтажного крана. Башню с опорным кругом и крестовиной поднимают монтажным краном и устанавливают в вертикальное положение на перекрытие фундамента или на землю. При установке на землю следует под опорные балки крана подкладывать деревянный настил или специальные башмаки.
Рис. 44. Схема демонтажа крана Т-72 на здании
1 — стрела крана; 2 — монтажное приспособление; 3 — ручные лебедки; 4 — рама; 5 — демонтируемый кран Т-72; 6 — стреловой полиспаст
Далее монтаж ведется в следующей последовательности: устанавливается поворотная платформа с механизмом поворота и переходным мостиком, затем поднимаются и закрепляются фрикционная лебедка и кабина и, наконец, производится подъем стрелы и А-образной стойки с последующим закреплением их в рабочем положении.
Монтаж кранов с помощью специального приспособления, состоящего из рамы, А-образной стойки и двух ручных лебедок, производится в следующей последовательности: стрелу крана и стойку закрепляют на монтажной раме, на опорных балках собирают в вертикальном положении башню, затем на башне монтируют поворотную платформу и устанавливают на ней кабину и лебедку с ограждением, отсоединяют стрелу от рамы приспособления, поднимают ее вместе со стойкой и присоединяют к платформе крана. Затем за-пасовывают полиспасты и поднимают стрелу в рабочее положение.
Демонтаж крана (рис. 44) выполняют в последовательности обратной монтажу. При этом разборку крана на отдельные узлы и опускание их на землю производят с помощью монтажных мачт или легких кранов, а также с применением монтажного приспособления.
При установке крана на земле его основание крепится к бетонному фундаменту анкерными болтами или загружается инвентарным балластом.
При монтаже крана на здании опорные балки крана прикрепляются к конструкциям здания при помощи тяг-анкеров.
Рис. 45. График изменения себестоимости машино-смены самоподъемных кранов
1 – Т-178-2; 2 – Т-72, УБК-1,5-49
Показатели трудоемкости, стоимости монтажа и демонтажа кранов и составы бригад рабочих для выполнения этих работ приводятся в табл. 82 и 83.
Таблица 82
Трудоемкость и стоимость монтажа и демонтажа самоподъемных башенных кранов
Для перевозок кранов автомобильным или железнодорожным транспортом необходимы транспортные средства, приведенные в табл. 84.
Графики изменения себестоимости машино-смен кранов Т-72, Т-178-2 и УБК-1,5-49 приведены на рис. 45.
Таблица 83
Составы бригад рабочих для монтажа и демонтажа самоподъемных башенных кранов
Таблица 84
Транспортные средства, потребные для перевозок самоподъемных кранов
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cамоподъемные башенные краны для строительства многоэтажных зданий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы