Явления прижигания буровой коронки в практике проводки скважин не так часты, но учитывая, что процесс прихвата коронки происходит в короткий промежуток времени при быстром вращении инструмента, практически возможна поломка бурильных труб, а иногда и разрушение некоторых деталей бурового станка. Этот вид аварий, являющийся на первый взгляд простым, выливается как правило, в затяжную форму, отнимающую много времени для ее ликвидации.
Прижигание коронки на забое возможно в трех случаях:
а) при бурении на форсированных режимах и недостаточной промывке; б) при затирке керна «всухую», когда интервал затирки велик, а расхаживание снаряда осуществляется недостаточно часто; в) при нормальных оборотах и давлении, но при периодических перерывах в подаче промывки на забой.
Во всех трех случаях на забое скваяшны происходит следующее явление: коронка, вращаясь под давлением, испытывает большое сопротивление со стороны срезаемых ею пород при бурении и, jpK всякий режущий инструмент, при этом сильно нагревается. Теплота нагретого тела коронки отводится от последней холодной струей промывочной жидкости, подаваемой непрерывно насосом к забою, благодаря чему коронка охлаяедается и работает в нормальных условиях. Если промывка прекращается, то температура тела коронки резко повышается. Соприкасающиеся с раскаленной коронкой частицы шлама начинают спекаться и прилипать к коронке. Происходит резкое торможение коронки и прижигание ее. Прижженная коронка имеет темно-синий, а иногда темный цвет в зависимости от температуры перегрева. В результате прижигания коронка как бы приваривается к забою.
В качестве предупредительных мер возмояшого возникновения такой аварии рекомендуется в процессе бурения внимательно следить за режимом промывки не только по показаниям манометра, но и по выходящей из скважины струе. Необходимо в процессе сборки бурового снаряда проверять герметичность соединений всех его элементов. Буровому мастеру следует при контроле за работой насоса учитывать, что при неплотности соединений всасывающей линии насоса в него засасывается воздух, который в дальнейшем «гоняется» в цилиндре, вызывая сильную пульсацию в подаче промывочной жидкости. Это видно по колебаниям стрелки манометра.
При затирке керна «всухую» необходимо, по возможности, сократить до минимума интервал затирки и расхаживать снаряд, отрывая его от забоя на высоту, обеспечивающую поступление промывочной жидкости под коронку. При этом необходимо следить за режимом работы приводного двигателя. В случае резкого повышения нагрузки необходимо снаряд «отрывать» от забоя на высоту, при которой режим работы двигателя становится нормальным. Перед началом «затирки» скважину необходимо очистить от шлама путем интенсивной промывки.
В процессе прижигания коронки, особенно подработанной, отверстия для прохода раствора крепко заплавляются породой, поэтому циркуляция промывки прекращается (насос «прессует»). Раз прекратилась циркуляция, то крупный шлам, находящийся в растворе, по стволу скважины опускается вниз и зашламовывает колонковую трубу. Получается, таким образом, обязательное осложнение аварии уже прихватом снаряда.
В мелких скважинах (около 100 м), когда длина бурильных труб небольшая и сила удара хорошо передается по упругой системе, мояшо и нужно выбивать снаряд «бабой». Этот способ дает хорошие результаты, если работа «бабой» была организована немедленно после обнаружения аварии и при растворе высокого качества, когда шлам находится долгое время во взвешенном состоянии.
В глубоких скважинах, особенно при большом диаметре коронок, когда поверхность «приварки» к забою значительна, работа ударами «бабы» не приведет к положительному результату. В этом случае нужно сразу разворачивать трубы левым инструментом (метчиком или колоколом) и затем, смотря по обстоятельствам, проходить внутри колонковой трубы инструментом меньшего диаметра, обу-ривать или же фрезеровать колонковую трубу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Прижигание коронки на забое в процессе бурения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы