УнифицироРазведка доложила: «противник» сосредоточил танковый резерв и собирается нанести удар по нашему подразделению. И тогда ракетчики получили приказ: уничтожить резерв в кратчайший срок.
Все решали секунды. Прозвучал условный сигнал. С самоходных пусковых установок сброшены маскировочные сети. Ракета — оружие коллективное, но первое слово сейчас — за механиком-водителем. Взревели мощные двигатели, и боевые машины двинулись к стартовым позициям. Быстрее, еще быстрее!
Только успел механик-водитель затормозить, как воины расчета бросились к домкратам. Быстро и четко переводят установку из походного положения в боевое, проверяют саму ракету. А позади установки, в небольшом окопчике, сержант, склонившись над картой, уже ведет топографическую привязку позиции к местности…
И вот наконец звучат слова команды:
— Готовность!.. Пуск из укрытия!
— Расчет в укрытие!
— Пуск!
Земля содрогнулась от нарастающего грома. Установка окуталась дымом, сверкнуло пламя. Ракета сошла с направляющей и неотвратимо понеслась к цели.
Ракетное оружие стало бурно развиваться в послевоенный период. И в ракетных частях, как и в любых других, автомобили играют важную роль. Они1 используются для перевозки ракет, на них монтируют пусковые установки и различное вспомогательное оборудование.
Какими же они должны быть, автомобили-ракетоносцы? Им нужны хорошая устойчивость, определенная грузоподъемность, высокая проходимость, достаточная скорость движения по любой местности. В ряде случаев надо, чтобы машина была плавающей. Особые требования выдвигаются к плавности хода: ведь сложное оборудование ракетных комплексов, в том числе электронная аппаратура, чувствительны к ударным и вибрационным нагрузкам.
Основные агрегаты транспортного оборудования ракетных комплексов — это транспортные машины и машины-хранилища.
Транспортные машины (сокращенно ТМ) перевозят ракеты в собранном виде или по частям. Они имеют опоры-ложементы для ракет, амортизационные системы, а если нужно, и оборудование для поддержания определенной температуры. Машины оснащены также различными гидро-, пнев-мо- и электросистемами для выполнения технологических операций.
Нередко на транспортных машинах монтируют подъемно-перегрузочное, стыковочное или установочное оборудование. В этом случае они становятся универсальными машинами — транс-портно-заряжающими (ТЗМ), транспортно-стыковочными или транспортно-установочными. Зачем нужна такая универсализация? Она позволяет уменьшить общее количество машин в составе комплекса, что очень важно.
Машины-хранилища перевозят головные части ракет. Они оснащены специальными или унифицированными кузовами-фургона-ми. Эти кузова имеют оборудование для погрузочно-разгрузочных работ: рельсовые пути, ложемент-ные тележки, лебедки, аппарели. В них поддерживаются определенная температура и влажность воздуха. Для этой цели служат электрообогреватели, холодильники, энергоагрегаты и пр.
В современных армиях автомобильная техника используется для транспортировки ракет различных классов и различного назначения.
Самые маленькие в классе «земля — земля» — это противотанковые управляемые ракеты (сокращенно ПТУР). Они имеют дальность полета несколько километров. Для таких ракет не нужны громоздкие пусковые установки и многочисленное оборудование. Поэтому их часто монтируют на легких машинах — «джипах» или авиадесантных колесных транспортерах.
В Советской Армии применялась, в частности, самоходная установка 2П26 на шасси автомобиля ГАЗ-69. Она служила для запуска ПТУР ЗМ6, управляемого по проводам. Дальность стрельбы до 2 км, бронепробиваемость 300 мм. Вес машины 2370 кг.
Значительно более крупными ракетами класса «земля—земля» являются тактические и оператив-но-тактические. Они обеспечивают боевые действия частей и соединений. Дальность полета тактических ракет — несколько десятков километров, оперативно-тактических — несколько сот километров. Вместе с наземным оборудованием они входят в состав подвижных ракетных комплексов. Маневренность считается важнейшим качеством таких комплексов.
Пусковая установка советской оперативно-тактической ракеты ОТР-22 (по коду НАТО—SS-12) смонтирована на четырехосном шасси высокой проходимости. Транспортно-пусковой агрегат (ТПА) ракеты средней дальности РСД-10, известной на Западе как SS-20, имеет мощное шестиосное шасси. По состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР имелось 650 ракет РСД-10 (SS-20), из них 405 развернутых на пусковых установках.
Ракеты стратегического назначения — грозное оружие нашего времени — имеют дальность полета в тысячи километров, снабжаются мощными ядерными зарядами. Эти ракеты могут запускаться как с подвижных, так со стационарных установок. Но и в последнем случае им нужна автодорожная техника: ракеты к шахтам доставляют транспортеры-установщики или специальные транспортные тележки прицепного или полуприцепного типа.
Об устройстве такой техники дает представление колесный транспортер-установщик американской ракеты «Минитмен». Это автопоезд, состоящий из четырехосного тягача и полуприцепа. Полуприцеп представляет собой контейнер для ракеты, смонтированный на трехосной тележке. Корпус контейнера — несущий, т. е. он выполняет функции рамы тягача.
Внутри контейнера имеются ложементы для каждой из трех ступеней ракеты. Они соединены с корпусом контейнера посредством упругой торсионной подвески. Для гашения колебаний служат гидравлические амортизаторы.
Стенки контейнера покрыты теплоизоляцией. Система термо-статирования автоматически поддерживает внутри его температуру +27 °С.
Для установки контейнера в вертикальное положение имеются два телескопических гидродомкрата.
После загрузки ракеты в шахту транспортер-установщик отъезжает в сторону. В дело вступает другой автомобиль — стыковочная машина. В его кузове-фургоне перевозится головная часть ракеты. Машина наезжает на шахту, в днище кузова открывается люк. Через него специальный манипулятор, установленный в кузове, производит стыковку головной части с ракетой.
Эффективность ракетного оружия, считают зарубежные специалисты, во многом зависит от совершенства транспортных средств.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ракетоносцы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы