Для практических целей ограничиваются приближенными методами расчета, принятыми в практике железнодорожного строительства.
При этом принимают следующие предпосылки:
а) исходят из гипотезы прямой пропорциональной зависимости между давлением на единицу площади основания и вызываемой им упругой осадкой основания;
б) динамику для подкрановых путей не учитывают;
в) нормальную нагрузку считают приложенной по оси симметрии рельса;
г) рельс рассматривают как неразрезную балку постоянного сечения и бесконечной длины, свободно лежащую на сплошном равноупругом (по длине рельса) основании, и рассчитывают его на изгиб;
д) в качестве критерия прочности рельса принимают допускаемые напряжения, сравниваемые с наибольшими расчетными напряжениями. Работа рельса на знакопеременную нагрузку в расчетах не учитывается;
е) при расчетах пренебрегают собственным весом рельса с креплениями и шпалами, как незначительными по сравнению с действующими на путь временными нагрузками.
Статический расчет рельс на изгиб производят по общим методам, принятым в практике железнодорожного строительства.
Расчет рельса на воздействие сил, поперечных к его вертикальной оси, а также на усилия от температурных воздействий, не производят, полагая, что суммарное напряжение (с учетом воздействия упомянутых поперечных сил) не превышает предела текучести материала рельса, равного 300 Мн/м2 (3000 кГ/см2).
Если боковые силы, передаваемые на рельс колесами тележек, по величине превосходят 15—20% от общей величины сил, действующих нормально к рельсу, то производят расчет рельса на действие этих боковых сил, принимая, что они передаются на рельс только одной ребордой ската (или пары соосных колес).
Расчет шпал ведется на изгиб и смятие под подошвой рельса. Расчет на изгиб производится по формулам для коротких балок на упругом основании. В этих формулах в качестве сосредоточенной нагрузки Р следует принимать значение перерезывающей силы Q, определенной при расчете рельс. Напряжение изгиба шпалы не должно превосходить для дуба 13 Мн/м2 (130 кГ/см2) и для сосны 10 Мн/м2 (100 кГ/см2).
Полученное напряжение не должно превосходить для дубовых шпал 4,4 Мн/м2 (44 кГ/см2) и для сосновых шпал 2,8 Мн/м2.
Давление на балласт подкранового пути определяют из расчета шпал как коротких балок на упругом основании.
Полученная из этого расчета величина удельного давления р не должна превосходить допускаемого, которое принимают равным: для щебня из естественного камня с частицами размером 25—70 мм — 0,5 Мн/м2 (5 кГ/см2), для мелкого щебня (частицы 7—25 мм) и сортированного гравия — 0,4 Мн/м2 (АкГ/см2), для карьерного гравия и ракушки — 0,3 Мн/м2 (3 кГ/см2).
Полученное среднее напряжение не должно превосходить 3Д допускаемого напряжения для грунта, являющегося основанием земляного полотна.
Земляное полотно под наклонными шпалами должно проверяться на устойчивость против выскальзывания под действием наклонной силы давления на путь.
Предполагается, что верхнее строение пути совместно с частью балластного слоя и земляного полотна может скользить по цилиндрической поверхности, описанной из произвольного центра О и проходящей через нижнюю границу в точке Б полотна пути (рис. 197).
Рис. 197. Схема к проверке устойчивости подкранового пути против скольжения.
Чтобы быстрее определить положение такого центра, можно применить следующий способ. Через точку А пересечения наклонной поверхности балластного слоя с горизонтальной поверхностью проводится вертикаль АА’, на которой через произвольные расстояния намечаются центры Ох (в точке А), 02, 03 и т. д. Радиусами, соединяющими эти центры с точкой Б, проводят дуги, для которых поочередно выполняют проверку по формуле (124). Из сопоставления запасов устойчивости, полученных для намеченных центров, можно установить положение такого центра С на вертикали АА1, для которого запас будет минимальным. Проведя затем через точку С\ горизонталь ёє, намечают на ней произвольные центры 0[, 0’2, 0‘ъ; 0\, 0\, 0“г и т. д. В дальнейшем, проверяя запасы устойчивости для цилиндрических поверхностей, описанных из этих центров, находят наименьший из всех возможных, причем для уточнения его величины вблизи соответствующего ему центра может быть сделано еще несколько аналогичных попыток.
По техническим условиям и нормам быв. треста «Союзпроммеханизация» на кабельные краны, запас устойчивости против скольжения должен быть не меньше п = 2; однако практика устройства путей для ряда кабельных кранов показала, что вполне достаточен запас устойчивости п = 1,75 и даже п= 1,6. Некоторые проектные организации при расчете устойчивости земляных откосов принимают запас устойчивости п — 1,5 и даже п = 1,4. Исходя из этого, мы полагаем, что запас устойчивости п= 1,5 можно считать достаточным для надежной работы подкрановых путей.
В случаях, когда необходимый запас устойчивости не обеспечивается, необходимо увеличить силу g. Это достигается насыпкой кавальера, показанного пунктиром на рис. 197. Задавшись высотой кавальера, производят новые поиски центра, определяющего минимальный коэффициент устойчивости, отсекая цилиндрическими кривыми массив вместе с кавальером. Если минимальный коэффициент устойчивости получается достаточным, то расчет на этом заканчивают, в противном же случае еще более повышают высоту кавальера и продолжают дальнейшую проверку. Определив окончательно высоту кавальера, ограничивают его ширину, исходя из того, чтобы цилиндрическая кривая, соответствующая минимальному коэффициенту устойчивости, находилась в пределах его контура.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Расчет путей на шпальном основании"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы