Расчет рельса. Рельс подкранового пути на сплошном основании рассчитывают как балку бесконечной длины на упругом основании, нагруженную сосредоточенным грузом, равным давлению колеса. Давление соседних колес, как показали теоретические исследования проф. Б. С. Ковальского, при нормально принимаемых в кабельных кранах колесах диаметром 600—800 мм, расстоянии между ними 800—1000 мм и бетонном или бутовом ленточном фундаменте несколько уменьшает напряжение изгиба в рассматриваемом сечении и поэтому в расчет не вводится.
Обычно ограничиваются расчетом рельса на силы, действующие нормально к его головке. В случаях, когда на головку рельса действуют поперечные силы, параллельные его подошве и по своей величине превышающие 15—20% от общей величины нормальных сил, производят расчет на их действие в полной аналогии с расчетом для рельса на шпальном основании.
Расчет местных напряжений производят так же, как и рельса на шпальном основании.
Для определения напряжения смятия фундамента под подошвой рельса необходимо знать максимальное давление на рельс в каком-либо сечении. Как показали уже упоминавшиеся исследования, смежные колеса подбашенных тележек в кабельных кранах не увеличивают давление под рассматриваемым колесом; поэтому величину давления можно определять как для балки бесконечной длины на упругом основании, груженной одним сосредоточенным грузом, равным давлению колеса, помноженному на динамический коэффициент.
Расчет ленточного фундамента. Ленточный фундамент подкранового пути представляет собой балку на упругом основании. Расчет его основан на допущении прямой пропорциональности между величиной осадки балки и напряжениями в грунте под подошвой фундамента.
Указанная зависимость называется гипотезой Винклера—Циммермана. В последнее время был вскрыт ряд недостатков этой гипотезы, наиболее существенными из которых являются:
Однако для специфических условий подкрановых путей, например для такого случая, когда нагрузка находится на концах двух балок, разделенных температурным швом, эта работа не дает ответа. Очевидно следует ожидать дальнейшего развития этой более современной теории для применения ее к расчету подкрановых путей. Пока считаем возможным расчет подкрановых путей производить по методу проф. Ковальского (с опорой на гипотезу Винклера — Циммермана), тем более, что практика сооружения фундаментов для кабельных кранов, рассчитанных по этому методу, себя оправдала.
В соответствии с классификацией, принятой в расчетах балок на упругом основании, фундаментные балки, обычно имеющие расстояние между температурными швами 40—60 м, рассматриваются как длинные балки.
При расчете балки рассматриваются два положения: а) когда нагрузка удалена от конца балки и б) когда нагрузка приложена у конца балки.
При расположении нагрузки в удалении от конца балки характер эпюр просадок балки (а следовательно, и напряжения грунта), изгибающих моментов и перерезывающих сил показан на рис. 199. По мере передвижения нагрузки эти эпюры будут перемещаться параллельно самим себе. Огибающие будут представлять собой прямые, параллельные оси балки и соответствующие максимальным положительным и отрицательным значениям.
Рис. 198. Характер нагрузки на фундамент от подбашенной тележки кабельного крана.
Рис. 199. Характер эпюр балки (ленточного фундамента подкранового пути) при нагрузке, удаленной от конца балки.
Таблица 18
Концы балки работают в иных условиях, чем ее участки, удаленные от концов. При большой длине балки сечение ее назначают в соответствии с величинами, определенными по формулам (126), (127) и (128), концы же балки рассчитывают отдельно и в случаях, когда это необходимо, принимают специальные меры к обеспечению допустимых напряжений в материале и давлений на грунт.
При движении подбашенной тележки у конца балки эпюры изгибающих моментов изменяются в положительной и в отрицательной частях так, как показано пунктиром на рис. 200. Огибающие этих эпюр показаны сплошными линиями. Удаляясь от конца балки, они постепенно переходят в прямые, параллельные оси балки и соответствующие огибающим эпюр на средних участках.
Пунктиром на этой фигуре показана эпюра для случая шарнирного соединения концов балки. Значения необходимых коэффициентов для построения такой эпюры приведены в табл. 19.
Таблица 19
Рис. 201. Упрощенная расчетная эпюра изгибающих моментов у конца балки.
При шарнирном соединении концов балок напряжения грунта равны 50% значений, определяемых из формулы.
Для уменьшения напряжений в грунте у концов балок последние могут быть уширены, причем уширение это рекомендуется выполнять постепенно на длине 2L.
Подбашенные тележки, смежные с тележкой, рассматриваемой в расчете, могут влиять на расчетные величины. Возможны два случая такого влияния:
а) смежной тележкой является вторая тележка опоры или тележка соседнего крана, находящаяся на расстоянии с (между осями) от первой;
б) смежной тележкой является тележка соседнего крана, вплотную подошедшего к первому, если такой подход не ограничен по условиям работы кранов.
Таблица 20
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Расчет путей на сплошном основании"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы