Саморазряд в свинцовом аккумуляторе имеет место как на положительном, так и на отрицательном электродах и приводит к ежесуточной потере до 0,3—1,0% емкости. Это явление вызвано самопроизвольным протеканием окислительно-восстановительных процессов на обоих электродах в бездействующем аккумуляторе.
Саморазряд положительного электрода. Саморазряд положительного электрода обусловлен самопроизвольным восстановлением диоксида свинца до сульфата свинца, которое протекает по реакции электрода существенно зависит от концентрации серной кислоты и имеет резко выраженный максимум для электролита плотностью 1,1 г/см3 (электроды с токоотводами из свинцово-сурьмянистых сплавов). С увеличением содержания сурьмы в сплаве максимум сдвигается в сторону больших концентраций кислоты. Для кислот, обычно применяемых в аккумуляторе, саморазряд положительного электрода увеличивается с уменьшением удельного веса серной кислоты. Следует отметить, что так как реакция самопроизвольного восстановления РЬ02 до PbS04 протекает с выделением кислорода, то скорость ее в значительной степени определяется кислородным перенапряжением. Добавки, снижающие потенциал выделения кислорода, например, сурьма, кобальт, серебро, должны способствовать увеличению скорости этой реакции.
В связи с высоким значением перенапряжения водорода на свинце в отсутствии посторонних примесей эта реакция протекает медленно, но наличие сурьмы в сплаве токоотводов снижает перенапряжение выделения водорода приблизительно на 0,5 В и тем самым значительно ускоряет саморазряд.
Эта реакция протекает очень быстро, и скорость ее лимитируется только процессом диффузии. Заметное влияние на снижение скорости протекания этой реакции оказывает наличие сепаратора, особенно с малым диаметром пор, уменьшающего скорость поступления сурьмы и кислорода к отрицательному электроду.
Основным источником попадания металлических примесей на поверхность отрицательного электрода свинцового аккумулятора является электролитический перенос сурьмы и легирующих компонентов анодного сплава, а также примесей металлов, находящихся в аккумуляторном сырье. У последних, как правило, значение водородного перенапряжения ниже, чем у свинца. Все металлы, способные осаждаться на отрицательном электроде, по убывающему значению водородного перенапряжения можно представить в следующем порядке: Sn, Bi, Ag, Sb, Cu, Fe, Co, Ni, Au, Pt. Влияние на саморазряд примесей Sn, Bi, Zn, Ag, As, Co и других металлов, содержащихся в исходном сырье свинцово-сурьмянистого сплава в весьма малом количестве, ничтожно по сравнению с действием сурьмы. Крайне вредное влияние могут оказывать лишь примеси золота и платины, которые даже в тысячных долях процента значительно увеличивают газовыделение, поэтому количество их в аккумуляторном сырье не должно превышать 100 тысячных долей процента.
Необходимо отметить, что наличие сурьмы в токоотводах положительного и отрицательного электродов по-разному влияет на скорость выделения водорода. Присутствие сурьмы в токоотводах отрицательного электрода увеличивает газовыделение очень незначительно даже при длительном циклировании. Следовательно, выделение водорода происходит в основном на поверхности отрицательного электрода.
Более заметное влияние оказывают компоненты сплава токоотвода положительного электрода, которые в процессе заряда переносятся на отрицательный электрод. Это явление непосредственно связано с коррозией токоотводов положительного электрода. Электроосаждение сурьмы происходит на поверхностном слое активной массы отрицательного электрода (99% Sb оседает в слое до 1 мм). Количество перенесенной сурьмы возрастает с длительностью процесса заряда аккумулятора. Часть осажденной сурьмы взаимодействует с водородом, выделяющимся на катоде, и образует летучее соединение стибин.
Введение в анодный сплав серебра значительно снижает перенос сурьмы, повышая коррозийную стойкость. Установлено, что главной причиной вредного влияния сурьмы на электрические характеристики отрицательного электрода является снижение конечного зарядного потенциала электрода, а это приводит к ускорению сульфатации и повышению газовыделения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Саморазряд и газовыделенке"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы