Одним из важных требований, предъявляемых к приводу, является обеспечение наименьших потерь на трение при передаче мощности от двигателя базового автомобиля к рабочим органам. Поэтому в механических устройствах приводов широко применяют подшипники качения, а лучшей кинематической схемой считается та, у которой при наименьшем числе элементов (шестерен, валов, звездочек, цепей, муфт, тормозов и пр.) обеспечивается необходимое совмещение отдельных операций и требуемые скорости их выполнения. В этом отношении наиболее простым является привод, который применен на кране К-64 (рис. 38).
Отличительной особенностью кинематической схемы этого привода является одновальная многобарабанная лебедка, состоящая из вала 35 и свободно установленных на нем стрелового VII, грузового VIII и грейферного IX барабанов.
От двигателя базового автомобиля через его коробку передач и карданную передачу движение передается на входной вал коробки отбора мощности.
Рис. 38. Кинематическая схема крана К-64:
I — коробка отбора мощности, II —нижний конический редуктор; III — реверсивный механизм, IV —механизм поворота, V — опорно-поворотное устройство, VI — дополнительный тормоз, VII, VIII и IX — стреловой, грузовой и грейферный барабаны; 1, 4 и 7 — карданные передачи, 2 — ведущая шестерня с полумуфтой, 3 —полумуфта, б, 6, 11, 16, 24, 26, 29п30 — цилиндрические шестерни, 8, 9,12,13,15,19, 20 и 22 — конические шестерни, 10, 17 и 35 — горизонтальные валы, 14 — кулачковая муфта, 18 я 21 — конусные фрикционные муфты, 23 — вертикальный вал, 25 — зубчатый венец опорно-поворотного устройства, 27, 31 и 34 — ленточные фрикционные муфты, 28, 32 и 33 — ленточные фрикционные тормоза
На входном валу коробки на шлицах посажена шестерня с полумуфтой. В правом крайнем положении полумуфта шестерни ходит в зацепление с полумуфтой, установленной на карданной передаче, идущей к заднему мосту базового автомобиля.
В крайнем левом положении (показано на рисунке) шестерня входит в зацепление с шестерней и передает движение через шестерни выходному валу коробки отбора мощности, От коробки движение передается с помощью карданного вала нижнему коническому редуктору, а от него через вертикальный вал реверсивному механизму. С помощью кулачковой муфты вращение передается (в ту или другую сторону) горизонтальному валу реверсивного механизма. На валу установлена шестерня, передающая движение горизонтальным валам механизма поворота IV и одновальной лебедки.
На валу механизма поворота установлены две конические шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестерней вертикального вала механизма. На нижнем конце вала установлена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного: устройства. При вращении вала вращаются шкивы конусных муфт. Включая ту или другую муфту, включают соответственно коническую шестерню или и вращение (в ту или другую сторону) передается шестерне, которая, обегая зубчатый венец опорно-поворотного устройства, поворачивает поворотную часть крана.
Движение валу передается через шестерни. Стреловой, грузовой или грейферный барабаны включаются соответственно фрикционными ленточными муфтами или, а затормаживаются тормозами. Стреловой барабан имеет дополнительный тормоз, связанный с барабаном зубчатой передачей.
В описанной схеме привода часто нарушаются нормальные условия работы передач при деформациях поворотной рамы или вала лебедки, поэтому требуется тщательный уход за фрикционными муфтам-и, передающими движение тому или иному барабану лебедки.
Необходимость частой регулировки этих муфт приводит к значительным потерям рабочего времени:
Кроме того, для такого привода характерны и другие недостатки: – сложность использования агрегатного метода ремонта, так как замена изношенного или сломанного узла требует его разборки, что связано с большой затратой времени и не может быть практически выполнено в полевых условиях; – длительный процесс сборки машины при изготовлении ее на заводе, что требует значительного увеличения сборочных производственных площадей, особенно при современном крупносерийном выпуске кранов; – невозможность широкого применения унифицированных узлов на разных машинах.
На всех автомобильных кранах с механическим приводом (кроме К-64) применены приводы с реверсивно-распределительным механизмом (рис. 39), обеспечивающие независимый привод рабочих органов с помощью специальных распределительных коробок и карданных передач. В таких приводах возможны демонтаж и замена даже в полевых условиях практически любого из этих узлов без разборки остальных; применены унифицированные узлы, а использование карданных валов и специального способа крепления редукторов удобно для сборки машины и повышает срок службы передач, так как при деформации поворотной рамы и основных валов не нарушается работа передач.
Обычно распределительная коробка VI и реверсивный механизм V таких приводов объединены в одном корпусе и составляют реверсивно-распределительный механизм кранов.
Рис. 39, Кинематическая схема крана КС-2561Д:
I —коробка отбора мощности, II—нижний конический редуктор, III — опорно-поворотное устройство, IV — механизм поворота, V — реверсивный механизм, VI — распределительная коробка, VII и VIII — грузовая и стреловая лебедки; 1, 2, 4, 10, 20, 22 и 26 — цилиндрические шестерни, 3, 19, 25 и 27— полумуфты, 5 —карданный вал, 6, 7, 15, 17 и 18 — конические шестерни, 8 — вертикальный вал реверсивного механизма, 9 — зубчатый венец, 11, 29 и 33 — червяки червячных передач, 12, 28 и 32’ — червячные шестерни, 13 — фрикционная муфта предельного момента, 14, 30 и 31 — ленточные фрикционные тормоза, — кулачковая муфта, 21, 23, 24 и 34 — валы
Механизмы приводятся от двигателя базового автомобиля через коробку отбора мощности, шестерня которой находится в постоянном зацеплении с шестерней блока заднего хода коробки передач базового автомобиля. При включении полумуфты (правое крайнее положение) движение от шестерни через шестерни передается карданному валу, а от него — нижнему коническому редуктору.
От нижнего конического редуктора движение передается вертикальному валу реверсивного механизма, на котором свободно установлены конические шестерни и кулачковая муфта. При введении муфты в зацепление с одной из шестерен движение (в ту или другую сторону) передается конической шестерне, насаженной на входной вал распределительной коробки. На втором конце вала установлена цилиндрическая шестерня, которая передает движение лебедкам и механизму поворота.
Движение грузовой лебедке передается при включении полумуфты через шестерню, вали червячный редуктор. Движение стреловой лебедке передается при введении в зацепление шестерни с полумуфтой через шестерню, валы и червячный редуктор. Механизм поворота получает вращение при введении в зацепление шестерни с полумуфтой. Через червячный редуктор движение передается шестерне, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства.
На верхней части вертикального вала редуктора механизма поворота установлена конусная фрикционная муфта предельного момента, а на входных валах червячных редукторов грузовой и стреловой лебедки и механизма поворота — простые ленточные тормоза.
Описанная кинематическая схема обеспечивает одновременную работу грузовой лебедки либо со стреловой лебедкой (шестерня зацеплена с полумуфтой), либо с механизмом поворота (шестерня зацеплена с полумуфтой). Кроме того, реверсирование любого из механизмов вызывает реверсирование второго.
Поэтому на ряде моделей кранов (КС-1562, КС-3561) устанавливают механические приводы с реверсивно-распределительными механизмами, обеспечивающими любое совмещение операций и независимое реверсирование механизмов (рис. 40). Механизмы приводятся от двигателя базового автомобиля через коробку передач, карданный вал и коробку отбора мощности, установленную на месте промежуточной опоры карданной передачи шасси. Если блок шестерен коробки находится в крайнем правом положении, то движение от коробки передается через карданную передачу на задний ведущий мост шасси базового автомобиля. Механизмы крана приводятся, когда блок шестерен переключен в крайнее левое положение. От коробки отбора мощности через карданную передачу движение передается нижнему коническому редуктору и от него через вертикальный вал и конические шестерни — промежуточным валам реверсивно-распределительного механизма.
На промежуточном валу смонтирован шкив клиноременной передачи привода компрессора системы управления краном, а на промежуточном валу — шестеренный насос, подающий в компрессор масло.
Шестерни, установленные на валах, передают вращение шестерням, которые установлены свободно на выходных валах реверсивно-распределительного механизма. Между парами шестерен установлены фрикционные дисковые муфты.
Конические шестерни вращают валы в разные стороны. Поэтому каждая из пары шестерен тоже вращается в разные стороны.
Выходные валы, на которых установлены пары шестерен, будут вращаться в ту или другую сторону в зависимости от того, какую из пары шестерен соединит с выходным валом дисковая муфта.
Рис. 40. Кинематическая схема крана КС-1562:
I и III — карданные передачи от коробки передач шасси к коробке отбора мощности и к заднему мосту автомобиля, II— коробка отбора мощности, IV — нижний конический редуктор, V — компрессор системы управления, VI — реверсивно-распреде-лительный механизм, VII и XI — стреловая и грузовая лебедки, VIII — механизм поворота, IX— опорно-поворотное устройство, X — насос подачи масла в компрессор; 1 — блок шестерен, 2 — конические шестерни, 3, 9 и И — дисковые муфты, 4, 5, 8, 10, 12—14, 16 и 17 — цилиндрические шестерни, 6 и 15 — промежуточные валы, 7 — клиноременная передача, 18 — зубчатый венец, 19, 21 и 22 — ленточные тормоза, 20 и 23 — редукторы
При включении верхнего выходного вала движение через карданную передачу и стандартный цилиндрический редуктор передается барабану стреловой лебедки.
При включении среднего вала движение передается коническо-цилиндрическому редуктору механизма поворота, на вертикальном выходном валу которого установлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства крана.
При включении нижнего вала движение через карданную передачу и редуктор передается барабану грузовой лебедки.
На ведущих валах редукторов и механизма поворота установлены тормоза, соответственно стреловой и грузовой лебедок и механизма вращения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Схемы механического привода автомобильного крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы