Для длительного хранения цемента предназначены склады. Цемент является порошкообразным, хорошо подвижным материалом, и имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при организации складского хозяйства. Он самоуплотняется, при длительном хранении «слеживается» с потерей своих качеств (изменяется его марка). В рыхлом состоянии цемент имеет насыпную массу 1—1,2т/м3 и угол естественного откоса до 15—18°, а у слежавшегося цемента объемная масса достигает 1,5—1,7 т/м3, он держится с очень крутыми откосами, доходящими до 60—70°, и образует своды. Цемент поглощает влагу из воздуха и грунтовых вод. Легкая распыляемость цемента создает неблагоприятные условия для обслуживающего персонала и вызывает потери при транспортных и складских операциях до 10—12%. Большая абразив-ность цемента может вызвать значительный износ незащищенных трущихся частей машин и оборудования и выход их из строя. Поэтому хранению цемента должно уделяться большое внимание.
Склады цемента в зависимости от способа снабжения могут быть прирельсовые (до 4000—6000 т) и притрассовые (20—1000 т), загружаемые цементовозами. В зависимости от конструкции цементные склады разделяют на бункерные, полубункерные и силосные. Бункерные склады загружают при помощи элеваторов и установленных в верхних галереях шнеков, транспортеров или аэрожелобов. Выдается цемент с этих складов шнеками или транспортерами, установленными в нижней галерее. Полубункерные склады имеют подземные галереи, смонтированные из железобетонных шатровых звеньев, имеющих боковые течки. Силосные склады для цемента являются наиболее современными, В этих складах цемент хранится в специальных металлических или цементобетон-ных силосных банках, число которых подбирается в зависимости от необходимой вместимости склада и количества марок цемента. Все прирельсовые склады цемента должны иметь оборудование для разгрузки цемента из транспортных средств и подачу его в склад, а также устройство для транспортирования его внутри склада.
В связи со специфическими особенностями дорожного строительства (линейный характер работ, необходимость частой передислокации и др.) к складам цемента предъявляются следующие требования:
1) склады могут быть прирельсовые объемом до 6000 т, монтируемые у железных дорог и обеспечивающие цементом одну или несколько строительных организаций (базисные склады), и притрассовые объемом до 1000 т, монтируемые вблизи объекта работ, с загрузкой автоцементовозами;
2) склады должны быть инвентарными, рассчитанными на многократные передислокации, с максимально облегченным оборудованием;
3) передислокация притрассовых складов с демонтажом и монтажом на новом месте должна производиться в течение не более 10 дней, а прирельсовых (базисных) складов — в течение не более двух-трех зимних месяцев.
Исходя из этих требований, притрассовые склады цемента имеют:
1) цельноперевозимые силосные (металлические) банки с постоянно встроенным оборудованием и энергетической частью, которые устанавливают на опорные фундаментные плиты, укладываемые непосредственно на поверхность земли;
2) прирельсовые многокамерные склады — блочные из цельноперевозимых (металлических) силосных банок с постоянно встроенным оборудованием и энергетической частью, сочетаемых с крупноблочными строитель- . ными элементами здания, фундамента, покрытия и др.
На рис. 7.2 приведен схематический чертеж силосного склада, состоящего из четырех или шести металлических банок вместимостью по 120 т цемента каждая. Эти склады имеют две модификации с подачей цемента пневмовинтовым насосом или аэролифтом. Вариант выбирают в зависимости от мощности компрессора. Потребность воздуха при выдаче цемента пневмовинтовым насосом примерно в 3 раза больше, чем при выдаче аэролифтом, а производительность меньше в 2 раза.
Склад принимает цемент, доставленный по железной дороге и автоцементовозами. Пневморазгрузчик разгружает цемент из вагонов в приемнный бункер. Из бункера аэролифтом цемент по цементоводам поступает в загрузочный бункер и аэрожелобом распределяется в силосы. На складе имеется устройство для перекачки цемента из одного силоса в другой и выдачи его потребителю. Нижняя часть силоса имеет аэроднище, которое расположено вдоль нижней образующей силоса. Днище состоит из проволочной сетки и тканевой аэрирующей полосы, поддерживаемых съемными перфорированными опорами, сетка служит опорой для ткани. Под перфорированные опоры подается сжатый воздух, который, проходя через отверстия опор, просачивается через ткань и насыщает нижние слои цемента. В результате этого цемент приобретает текучесть и, проходя донный разгружатель, попадает на аэрожелоб, которым подается в раздаточный бункер и пневмовинтовой насос или аэролифт и далее к потребителю с помощью аэрожелоба.
Таблица 7.2
Техническая характеристика складов цемента
Для работы склада необходим компрессор подачей 18 м3/мин сжатого воздуха. Сжатый воздух обезвоживается с помощью особых устройств, установленных в специальном отделении.
Техническая характеристика подобных складов цемента силосного типа приведена в табл. 7.2.
Инвентарные склады цемента
Автоматизированный склад цемента С-753А предназначен для приема, хранения и выдачй пневмонагнетательным способом цемента в расходные бункера бетоно- и- растворосмесительных установок. Склад эксплуатируется на открытых площадках при температуре окружающей среды от —25° до +55 С.
Обслуживается склад одним оператором или оператором бетонного узла. Работа склада обеспечивается компрессором, развивающим давление 2,5— 3 кгс/см2 при расходе воздуха 3— 6 м3/мин.
Склад цемента (рис. 6.7) состоит из отдельных транспортабельных узлов, бункера, камерного насоса, фильтра, аэрирующего устройства, лестницы, ограждения, воздухопроводов, цемен-топроводов, влагомаслоотделителя, электроаппаратуры.
Бункер служит для хранения цемента и представляет собой емкость цилиндрической формы с коническими крышкой и днищем, опирающуюся на четырехопорную раму. В верхней части бункера имеются фланцы для крепления фильтра и указателя уровня. Нижнее коническое днище заканчивается фланцем, к которому кре-
пится аэрирующее устройство. К кронштейнам фланца с помощью тяг и пружин подвешивается камерный насос и крепятся конечные выключатели. В нижней части бункера имеется смотровой люк.
Фильтр устанавливается на верхней части силоса и служит для очистки выходящего в атмосферу воздуха. В корпусе фильтра закреплены фильтрующие рукава. Посредством рычажной системы и тросика фильтр периодически встряхивается для очистки рукавов от цемента; возврат их в рабочее положение осуществляется пружиной.
Аэрирующее устройство служит для предотвращения зависания цемента в бункере и улучшения процесса истечения цемента. Устройство состоит из корпуса, аэрирующего элемента, дроссельной заслонки с рычагом управления и фиксатора.
Камерный насос (рис. 6.8) служит для подачи цемента пневматическим способом в расходные бункера бетонных заводов. В рабочем положении насос подвешен на трех тягах через пружины к нижнему фланцу бункера. Состоит насос из корпуса (камеры), колокольного затвора, аэроднища, клапана сброса воздуха, датчика давления, воздухораспределительного крана и разгрузочной трубы.
Корпус насоса представляет собой коническую емкость с эллиптическим днищем. По центру корпуса в верхней его части крепится загрузочная горловина с затвором колокольного типа, привод которого осуществляется от исполнительного механизма. Этим же механизмом приводятся в действие клапан сброса воздуха и воздухораспределительный кран. Насос снабжен манометром.
Датчик давления служит для подачи сигнала в цепь управления при окончании разгрузки камерного насоса. Датчик состоит из мембраны, штока и конечного выключателя, смонтированных в одном корпусе.
Клапан сброса воздуха представляет собой шток с пружиной, котйрый запирает отверстие для выхода воздуха из камерного насоса при его загрузке.
Воздухораспределительный кран направляет поток воздуха в зависимости от положения корпуса в аэроднище силоса (загрузка камерного насоса) или в аэроднище камерного насоса (выгрузка его).
Узел влагомаслоотделителя служит для очистки поступающего в систему склада воздуха и состоит из впускного вентиля — регулятора давления, предохранительного клапана, влагомаслоотделителя и манометра.
Цемент из цементовоза с пневмовы-грузкой подается по загрузочной трубе в бункер, из которого через аэрирующее устройство поступает в камерный насос, подвешенный к бункеру на пружинах. По мере наполнения насос опускается под тяжестью цемента. В крайнем нижнем его положении (насос загружен) срабатывает конечный выключатель, включается исполнительный механизм, который закрывает затвор, прекращая подачу цемента в насос. Одновременно воздухораспределительный кран направляет поток воздуха в аэроднище насоса. В корпусе последнего создается избыточное давление, и цемент через распределительную заслонку подается в расходный бункер. Освобождаясь от цемента, насос поднимается вверх. В крайнем верхнем его положении (насос опорожнен) срабатывает конечный выключатель, сигнализирующий о разгрузке насоса.
Рис. 6.7. Инвянтарный склад цемента С-753А:
1 — фильтр; 2 — ограждение; 3 — бункер; 4 — лестница; 5 — аэрирующие устройства; 6 — камерный насос; 7 — влаго-отделитель; 8 — воздухопроводы; 9 — электроаппаратура; 10 —- цементопроводы
После того, как цемент полностью освободит цементопроводы, давление в камерном насосе падает и срабатывает датчик давления. По его сигналу открываются колокольный затвор и клапан сброса воздуха, воздухораспределительный кран переключает воздух на аэроднище бункера; начинается загрузка, и далее цикл повторяется.
Склад цемента питается от сети трехфазного тока напряжением 380 В с частотой 50 Гц. Напряжение цепи управления 220 и 127 В.
Предусмотрено два режима работы склада цемента: автоматический, когда переключение на загрузку и выгрузку производится автоматически по сигналам от конечных выключателей, фиксирующих крайние нижнее и верхнее положения камерного насоса, и ручной, когда оператор тумблером переключает камерный насос на загрузку и выгрузку.
При подаче воздуха от центральной сети оператор перекрывает достуц воздуха вентилем. При снижении уровня цемента в расходном бункере загорается лампа, по сигналу которой оператор и отключает вентиль.
Рис. 6.8. Камерный насос:
1 — тяга; 2 — пружина; 3 — корпус (камера); 4 — разгрузочная труба; 5 — аэроднище; 6 — датчик давления; 7 — манометр; 8 — воздухораспределительный кран; 9 — клапан сброса воздуха; 10 — исполнительный механизм; 11 — колокольный затвор; 12 — мембрана; 13 — шток; 14 — корпус; 15 — конечный выключатель
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Склады цемента"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы