Как следует из названия, основным потребителем разрядного тока батареи является стартер. Стартер при пуске двигателя потребляет ток, который может достигать нескольких сотен ампер и который сильно возрастает при отрицательных температурах двигателя. Поэтому основным требованием к аккумуляторной батарее является обеспечение возможности кратковременного разряда большими токами. При этом не должно чрезмерно уменьшаться напряжение на выводах батареи и должен обеспечиваться необходимый срок службы.
Указанным требованиям в наибольшей степени соответствует аккумуляторная батарея свинцово-кислотной системы. Она обеспечивает также питание включенных потребителей электрической энергии при неработающем двигателе и в случаях, когда во время работы двигателя генератор не развивает достаточной мощности.
Аккумуляторные батареи на автомобиле устанавливаются в различных местах (в двигательном отсеке, в кабине или снаружи), которые определяются в основном конструктивными особенностями автомобиля и условиями его эксплуатации.
Соблюдение правил эксплуатации аккумуляторных батарей и своевременное выполнение работ технического обслуживания в значительной степени определяют срок их службы.
Аккумуляторная батарея состоит из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов.
Принцип действия свинцового аккумулятора. Свинцовый аккумулятор является химическим источником тока. В общем случае химические источники тока характеризуются тем, что электрическая энергия для питания потребителей возникает в результате преобразования химической энергии в электрическую внутри источника. Процесс преобразования химической энергии в электрическую происходит при разряде аккумулятора через внешнюю цепь в результате протекающих в нем химических реакций. Он может продолжаться до тех пор, пока в процессе реакций не будут израсходованы активные вещества.
Аккумулятор (буквально означает накопитель) по существу является гальваническим элементом с обратимым химическим процессом. Его работоспособность после разряда может быть восстановлена путем заряда. Заряд осуществляется пропусканием постоянного тока через аккумулятор от другого источника электрической энергии в направлении, противоположном току разряда. При этом происходит преобразование электрической энергии в химическую, сопровождающееся восстановлением активных веществ, израсходованных при разряде.
Все превращения при разряде и заряде происходят согласно закону сохранения энергии.
У полностью заряженного свинцового аккумулятора активными веществами являются: двуокись свинца (РЬСЬ) (темно-коричневого цвета) на положительном электроде (аноде), губчатый свинец (РЬ) (темно-серого цвета) на отрицательном электроде (катоде) и водный раствор серной кислоты (H2S04 + Н20) — электролит, в котором помещаются электроды.
Активные вещества электродов, находясь в электролите, частично растворяются в нем. При этом отрицательный электрод выделяет в электролит положительно заряженные ионы свинца, а на нем остаются избыточные электроны. На положительном электроде в результате процесса растворения появляются избыточные положительно заряженные ионы свинца. Поэтому между электродами возникает разность потенциалов и, если соединить электроды между собой через какой-нибудь потребитель (лампочку, электродвигатель и т. д.), избыточные электроны отрицательного электрода будут двигаться по внешнему участку замкнутой электрической цепи к положительному электроду. Другими словами, через потребитель (внешний участок цепи) и аккумулятор (внутренний участок цепи) будет протекать электрический ток. При этом будет происходить процесс разряда аккумулятора.
В процессе разряда аккумулятора активная масса отрицательного электрода преобразуется из губчатого свинца в сульфат свинца (PbS04). Цвет отрицательного электрода меняется с темно-серого на светло-серый. Активная масса положительного электрода по мере разряда преобразуется из двуокиси свинца в сульфат свинца. При этом цвет положительного электрода меняется с темно-коричневого на светло-коричневый.
Плотность электролита в процессе разряда уменьшается, так как реакции протекают с расходом кислоты и образованием воды. Серная кислота расходуется непосредственно у поверхности электродов и в порах активной массы. Поэтому плотность электролита непосредственно у электродов становится меньше, чем в общем объеме. Разность плотностей приводит к возникновению процесса диффузии, который обеспечивает поступление серной кислоты, необходимой для реакций, из общего объема к поверхностям и в поры активной массы электродов. После окончания разряда плотность электролита во всем объеме выравнивается.
Для осуществления заряда ток от внешнего источника пропускают в направлении, противоположном току разряда. При этом сульфат свинца положительного электрода преобразуется в двуокись свинца, а сульфат свинца отрицательного электрода — в губчатый свинец. Процесс сопровождается увеличением в электролите количества серной кислоты и соответствующим уменьшением количества воды, что приводит к повышению плотности электролита. По тем же причинам, что и при разряде, при заряде плотность электролита у поверхностей и в порах активной массы электродов становится больше плотности электролита в общем объеме.
После полного восстановления активных масс обоих электродов плотность электролита достигает первоначального (до разряда) значения и в процессе заряда перестает повышаться. Происходит только разложение воды на водород и кислород, которые появляются на поверхности электролита в виде газовых пузырьков, что является внешним признаком восстановления заряженности аккумулятора. Этот процесс называют «кипением» электролита. Он требует периодического долива воды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стартерная аккумуляторная батарея"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы