К числу мачтово-стреловых кранов относятся под косные и вантовые стреловые краны.
Особенностью их устройства является возможность осуществлять кроме подъема поворот и изменение вылета стрелы. Это увеличивает маневренность крана на монтажных работах по сравнению с мачтами и копрами.
Область применения кранов этой группы очень разнообразна— они применяются при монтаже элементов каркаса промышленных зданий и сооружений, мостов и гидротехнических сооружений.
Подносные и Байтовые стреловые «раны выпускаются грузоподъемностью от 1 до 40 г и потому могут быть применены при монтаже как легких, так « тяжелых конструкций.
Подносные стреловые краны (рис. 24) могут совершать подъемные и поворотные движения и изменять вылет стрелы. Эти краны относятся к группе неполноповоротных механизмов, так как подкосы препятствуют полному повороту и допускают поворот стрелы в пределах 240°.
Грузоподъемность применяемых на монтажных работах под-косных кранов колеблется в пределах от 1 до 35 т, а длина стрелы — в пределах от 7 до 25 м.
Рис. 24. Подносный стреловой кран
1 — мачта; 2 — шарнирная пята мачты; 3 — голова мачты; подкос; 5 — стрела; 6 — подъемный полиспаст; 7 — стреловой полиспаст
Краны, установленные на земле, могут производить подъем конструкций на высоту до 24,5 м от основания. Если же кран установлен на постаментах, эстакадах или на уже смонтированных конструкциях, то высота подъема .может быть увеличена, причем предельная высота подъема в этом случае определяется канатоемкостью лебедки грузового полиспаста.
В зависимости от грузоподъемности эти краны могут быть разделены на две группы.
К первой группе относятся легкие краны грузоподъемностью от 1 до 3 т; их устанавливают на перекрытиях или на прогонах монтируемых ферм и используют для монтажа мелких элементов каркаса здания: прогонов, связей, фонарных ферм, железобетонных элементов покрытия и т. п.
Вторая группа кранов грузоподъемностью от 5 до 35 т относится к категории тяжелых кранов. Этими кранами производится монтаж основных конструкций зданий, гидротехнических сооружений, конструкций мостов и т. п.
Устойчивость подкосных кранов обеспечивается либо загрузкой концов опорной рамы, либо закреплением их за анкерные болты, заделанные в фундамент. Легкие краны при монтаже прогонов и фонарей прикрепляют, например, за верхний пояс фермы.
Рис. 25. Подносный стреловой кран грузоподъемностью 5 7 Общий вид и обозначения для расчета устойчивости
Определив величину опорной реакции А, можно найти .величину противовеса или рассчитать анкерные болты фундаментов.
Байтовые стреловые краны (рис. 26). Мачты кранов этого типа удерживаются в вертикальном положении при помощи вант. В отличие от подкосных вантовые краны являются полноповоротными, однако, во избежание переплетения ходовых ниток, идущих через опору крана на лебедки, лучше не производить поворот «рана больше чем на 300°.
Грузоподъемность Байтовых стреловых кранов колеблется в пределах от 15 до 40 т, длина стрелы от 27 м.
Рис. 26. Байтовый стреловой кран
Основное преимущество кранов этого типа — сравнительно большой радиус действия стрелы при небольшой площади, занимаемой самим краном. Это обстоятельство позволяет пользоваться вантовыми кранами для монтажа промышленных и гидротехнических сооружений, мостов и т. п. При работе на складах установка крана может быть стационарной, а при монтаже протяженных сооружений опорную секцию крана можно установить на тележку, передвигаемую по железнодорожным путям.
Рис. 27. Расчетная схема Байтового стреловою крана
При сборке градирен и тому подобных высоких сооружений стрела ‘Байтового крана на определенной высоте начинает упираться в ранее смонтированные элементы сооружения. Для устранения этого недочета на стреле вантовых кранов (и других стреловых кранов) устанавливают клювы (рис. 29 и рис. 39), которые увеличивают радиус действия монтажного механизма, однако при работе с клювом значительно уменьшается грузоподъемность.
Для устройства фундамента при установке вантовых стреловых кранов необходимо определить давление Р от пяты крана на опору (рис. 27). Для этого, не прибегая к вычислению расчетных усилий во всех элементах крана, определим прежде всего усилие Т в ванте при самом невыгодном расположении стрелы, т е. в плоскости, проходящей через ось мачты и рассчитываемую
Мачтовые краны. Мачтовые краны являются разновидностью вантовых стреловых кранов (рис. 28).
В отличие от подносных и вантовых стреловых кранов стрела мачтового крана крепится не у опоры, а в верхней половине высоты мачты.
Мачтовые краны удобны для монтажа высоких сооружений, имеющих небольшие размеры в плане: градирен, воздухонагревателей и т. п.
Вылет стрелы мачтового крана можно менять при помощи стрелового полиспаста. Мачтовый кран, так же как и вантовый, поворачивают в пределах 300°.
Грузоподъемность мачтовых кранов колеблется в пределах от 4 до 20 т, а высота подъема достигает до 35—50 м.
Для некоторых видов работ рационально-совмещать вантозый и мачтовый краны в один механизм — совмещенный вантово-стреловой кран (рис. 29). Например, при монтаже двух,пролетного цеха с подстропильными фермами, при перемещении крана в одном пролете невозможно смонтировать фермы второго пролета, так как стрела встретит препятствие в виде установленной подстропильной фермы среднего ряда. Невозможно также стрелой вантового крана установить прогоны и связи между фермами.
Рис. 28. Мачтовый кран
а — схема запасовки стрелового полиспаста; б — схема запасовки грузового полиспаста
Рис. 29. Совмещенный вантовый крэн с дополнительной стрелой
В подобных случаях, по предложению лауреата Сталинской премии И. Б. Гитмана (рис. 29), к обыкновенному вантовому крану, имеющему стрелу, прикрепленную к опорной секции мачты, укрепляется дополнительная стрела, шарнирно присоединяемая выше середины мачты. Дополнительная стрела имеет решетчатую конструкцию и крепится к мачте в направлении, противоположном направлению основной стрелы. Таким образом, получается совмещенный вантово-стреловой кран, который может работать попеременно обеими стрелами.
Канаты грузового и стрелового полиспастов и дополнительной стрелы наматывают на барабаны электролебедок, устанавливаемых на той же балке, на которой стоит опорная пята крана.
Изготовление дополнительной стрелы и крепление ее к любому стыку мачты настолько просты, что эта работа может быть легко выполнена на строительной площадке.
Монтаж вантово-стреловых кранов заключается в установке мачты, которая может быть поднята одним из описанных ранее способов, и в последующем присоединении к ней стрелы. Перед подъемом мачты к ней укрепляют блок стрелового полиспаста, с тем чтобы после подъема можно было легко запасо-вать трос стрелового полиспаста и при помощи стреловой лебедки поднять стрелу в проектное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стреловые мачтовые краны"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы