Надежная работа двигателя зависит главным образом от правильного технического ухода за ним. В процессе эксплуатации двигателя изнашиваются детали, нарушаются зазоры в сочленениях, ослабляются крепления и появляются различные дефекты в системах смазки, охлаждения и топливоподачи, могущие привести к аварийному выходу дизеля из строя.
Технический уход заключается в периодической проверке узлов и механизмов двигателя с выполнением необходимых ремонтных операций, регулировок и смазки, обеспечивающих исправность и бесперебойную работу двигателя. Система технических уходов за двигателями является планово-предупредительной. Сущность этой системы состоит в том, что двигатель после установленного количества отработанных часол в принудительном порядке подвергается определенному техническому уходу. Каждый вид технического ухода включает в себя строго установленную номенклатуру работ.
В качестве примера ниже приводятся содержание и периодичность технических уходов за двигателем Д-40Р.
Ежесменный технический уход. При ежесменном техническом уходе выполняют следующие:
— в конце смены прослушивают двигатель, проверяют равномерность работы цилиндров, убеждаются в отсутствии посторонних стуков и шумов, а также в отсутствии утечки газов в местах затяжки гаек крепления выпускного трубопровода. Проверяют показания контрольных приборов при нормальном режиме работы дизеля;
— очищают двигатель от грязи, пыли и масла. На агрегатах и аппаратуре не должно быть следов подтека масла, топлива и воды;
— осматривают двигатель, проверяют наружные крепления агрегатов и узлов; ослабленные крепления подтягивают;
— устраняют все неисправности, выявленные при осмотре и во время работы;
— проверяют наличие топлива в баках дизеля и пускового двигателя. При необходимости доливают отстоявшееся или профильтрованное топливо в бак дизеля. Заправляют бак пускового двигателя смесью бензина с дизельным маслом;
— проверяют уровень масла в картере основного двигателя (уровень масла в картере проверяют не раньше чем через 30 мин после остановки двигателя), в корпусе топливного насоса (если уровень масла в насосе выше нормального, надо слить лишнее масло), в корпусе центробежного регулятора дизеля, шкиве вентилятора, натяжном ролике;
— проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают ее.
Технический уход № 1. При этом уходе выполняют операции ежесменного технического ухода и, кроме того, следующее:
— проверяют соединение дизеля с генератором и их крепление к раме;
— смазывают втулку сальника водяного насоса и передний подшипник ведущего вала пускового двигателя;
— промывают сетчатые элементы и поддон и очищают центральную трубу воздухоочистителя. Проверяют подтяжку крепления воздухоочистителя и всасывающих трубопроводов двигателя;
— проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней вентилятора. Натяжение ремней вентилятора должно быть таким, чтобы при нажиме посередине верхней ветви ремня боль-шим пальцем руки получился прогиб 15-20 мм\
— очищают масляный фильтр снаружи, спускают отстой и промывают -секции грубой очистки масла в дизельном топливе;
— снимают кассеты воздухоочистителя, промывают их и устанавливают на место;
— сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива и заполняют систему топливом;
— отвертывают пробку спускного отверстия и сливают масло, скопившееся в задней балке дизеля;
— проверяют и подтягивают крепления пускового двигателя, топливного насоса, вентилятора и натяжного устройства, радиатора, дизеля и топливных баков.
Технический уход № 2. При этом уходе дополнительно к операциям, перечисленным в техническом уходе № 1, необходимо произвести следующие работы:
1. Заменить масло в картере двигателя. Замену масла следует производить в таком порядке:
— сразу после работы спустить масло из картера, пока оно не остыло; отвернуть пробки на корпусе масляного фильтра и спустить масло;
— удалить с магнитной пробки металлическую пыль, промыть пробку в дизельном топливе и поставить ее на место;
— залить в картер свежее масло до верхней метки указателя уровня масла.
2. Проверить уровень масла в корпусе редуктора пускового двигателя и при необходимости долить масло.
3. Смазать подшипники генератора дизеля.
4. Очистить и промыть сетку маслоналивного патрубка, сапун двигателя, фильтр грубой очистки топлива, крошку и фильтр горловины топливного бака дизеля.
5. Промыть реактивную масляную центрифугу и проверить ее вращение, а также промыть фильтр грубой очистки масла. При проверке центрифуги правильно работающий ротор продолжает вращаться по инерции в течение 1-2 мин после остановки двигателя, создавая равномерный звук, характерный для вращающейся детали. Отсутствие или малая продолжительность звука указывает на неисправность центрифуги.
6. Слить топливо и заполнить воздухом бачок-компенсатор топливного манометра. Для этого отсоединяют трубку от дна бачка и ослабляют крепление к бачку верхней трубки. При установке нижней трубки на место и затяжке крепления верхней трубки необходимо обеспечить герметичность соединения.
7. Промыть отстойник топливного бака пускового двигателя и сетчатый фильтр карбюратора.
8. Проверить работу форсунок, очистить их от нагара и промыть в чистом дизельном топливе. Нагар можно удалить чистой тряпкой, замшей или медным скребком. Нормальное давление впрыска топлива должно быть 125±5 кГ/см2. Давление впрыска проверяют максиметром или при помощи специальной установки с манометром. Проверить давление можно и по эталонной форсунке. Для этого к секции топливного насоса с помощью тройника присоединяют испытываемую и эталонную (не бывшую в употреблении или отрегулированную) форсунки и прокачивают топливо ручным насосом. Нормально отрегулированная форсунка должна впрыскивать топливо одновременно с эталонной. Если давление отклоняется от нормы более чем на 5 кГ/см2, форсунку следует отправить для регулировки в мастерскую.
9. Проверить и отрегулировать величину зазора в клапанах. Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла следует проверять так:
— очистить и снять крышки колпака;
— установить рычаг декомпрессионного устройства против надписи «Прогрев 1»;
— наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращать коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана (впускной, а затем и выпускной) не откроются и не закроются;
— вывернуть установочную шпильку из кожуха маховика и вставить ее в отверстие кожуха ненарезной частью;
— нажимая на установочную шпильку, проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в углубление на маховике, при этом поршень первого цилиндра окажется в верхней мертвой точке в конце такта сжатия;
— передвинуть рычаг декомпрессионного устройства до конца влево;
— проверить щупом величину зазора между стержнем клапана и бойком коромысла: для холодного двигателя величина зазора у впускных клапанов (2, 3, 6 и 7) должна быть 0,3 мм, а у выпускных (1, 4, 5 и 8) — 0,35 мм; для прогретого двигателя 0,25 мм У впускных клапанов и 0,3 мм у выпускных;
— если величина зазора не соответствует указанным выше данным, следует отпустить контргайку регулировочного винта, удерживая при этом винт от проворачивания отверткой, затем завинтить или отвинтить регулировочный винт, удерживая контргайку гаечным ключом;
— закрепить контргайкой регулировочный винт и снова проверить величину зазора, проворачивая штангу толкателя вокруг оси (чтобы проверить, не задевает ли штанга за стенки);
— вынуть установочную шпильку и ввернуть ее нарезной частью в отверстие кожуха маховика;
— по окончании регулирования обоих клапанов первого цилиндра медленно повернуть коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует концу такта сжатия в третьем цилиндре, и отрегулировать зазоры в клапанах третьего цилиндра;
— при последующем повороте вала на пол-оборота можно регулировать зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем второго;
— установить на место крышки колпака головки, следя за правильным расположением прокладок.
10. Снять и промыть сапун, разрыхлить и промаслить набивку сапуна и поставить его на место.
Технический уход № 3. При этом уходе кроме операций, перечисленных в технических уходах № 1 и 2, необходимо выполнить следующие:
1. Удалить накипь из системы охлаждения в течение последней смены перед постановкой двигателя на технический уход и промыть систему охлаждения. Для удаления накипи применяют растворы, состоящие из разведенных в одном ведре (10 л) воды 750-800 г. каустической соды (едкого натра) и 250 г. керосина или 1 кг стиральной соды и 0,5 л керосина.
Промыть систему охлаждения рекомендуется в следующем порядке:
— спустить воду из системы охлаждения;
— заполнить систему охлаждения одним из указанных растворов;
— пустить двигатель и прогреть его в течение 5-10 мин при скорости вращения коленчатого вала 800-1000 об/мин\
— оставить раствор в системе охлаждения на 10-12 ч, после чего снова пустить двигатель и прогреть его при указанной выше скорости вращения коленчатого вала в течение 5-10 мин\
— после прогрева остановить двигатель, спустить из системы охлаждения раствор, дать двигателю остыть и промыть систему охлаждения, пропустив через нее 10-15 ведер чистой воды.
2. Заменить масло в корпусе топливного насоса, корпусе регулятора дизеля, шкиве вентилятора, натяжном ролике и в корпусе редуктора пускового двигателя, промыв их дизельным топливом, для чего необходимо прокрутить коленчатый вал дизеля пусковым двигателем на первой и второй передачах редуктора в течение 2-3 мин.
3. Промыть топливные баки основного и пускового двигателей.
4. Проверить количество отложений в канале третьей шатунной шейки коленчатого вала. Для проверки пользуются щупом с метками. Если толщина отложений менее 10 мм, ввернуть и зашплинтовать пробки. При большей толщине отложений нужно снять поочередно крышки четвертого, первого, пятого и второго коренных подшипников, расшплинтовать и вывернуть пробки, очистить полости шатунных шеек от отложений и промыть их керосином, затем ввернуть и зашплинтовать пробки и поставить на место крышки коренных подшипников.
5. Прочистить и промыть сетку масляного насоса.
6. Сменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.
7. Проверить и при необходимости отрегулировать муфту сцепления и механизм включения пускового двигателя.
8. Проверить и при необходимости отрегулировать в мастерской топливный насос и форсунки.
9. Проверить состояние изоляции обмоток статора генератора путем внешнего осмотра. После разборки генератора промыть подшипники и заменить смазку, при необходимости заменить сальники.
10. Промыть бензином и очистить от нагара свечу зажигания пускового двигателя, при необходимости отрегулировать зазор между электродами.
11. Снять и очистить от нагара головку цилиндров дизеля; проверить состояние клапанов и вставок вихревой камеры, а также состояние прокладок головки и вставок.
12. Пустить дизель и на ходу проверить правильность взаимодействия его деталей, узлов и систем (охлаждения, смазки, топ-ливоподачи).
Сезонный технический уход. Перечень операций сезонного технического ухода при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации приведен в § 48 этой главы.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации производят следующие операции сезонного технического ухода:
— сливают жидкость из системы охлаждения двигателя, после чего промывают систему и при необходимости удаляют из нее накипь;
— снимают с радиатора утеплительный капот;
— меняют зимние сорта масел и смазок на летние;
— меняют зимние сорта топлива на летние с предварительной промывкой топливных баков и фильтров;
— выполняют операции очередного технического ухода;
— включают масляный радиатор; заправляют водой систему охлаждения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технические уходы за двигателями"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы