Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления подвергают до пуска в работу полному техническому освидетельствованию согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором.
В процессе работы грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год; полному — не реже одного раза в три года. Необходимо также производить внеочередное полное техническое освидетельствование после монтажа, вызванного установкой машины на новое место, реконструкции и ремонта металлических конструкций машины, установки вновь полученного сменного оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема, смены крюка и др. Полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин и захватных устройств включает: осмотр, статическое и динамическое испытания. При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытание не требуются.
При осмотре и испытании грузоподъемных машин и устройств производятся: наружное освидетельствование всех ответственных узлов и деталей в нерабочем состоянии; испытание механизмов на холостом ходу; испытание их под статической и динамической нагрузками. При’испытании проверяют прочность механизмов и приспособлений, правильность их сборки и действия, а также надежность в работе. Статическое испытание грузоподъемных машин заключается в том, что грузовым крюком или заменяющим его устройством захватывают предельный рабочий груз, который после подъема на высоту 10~~2 см выдерживают на весу не менее 10 мин. Затем поднимают груз, превышающий предельный рабочий на 25%, и тоже выдерживают в течение 10 мин. Во время испытаний следят за состоянием и поведением подъемного механизма, его отдельных элементов, несущих нагрузку.
Динамическое испытание грузоподъемных машин производят в том случае, если результаты статических испытаний были признаны удовлетворительными. Динамическое испытание заключается в повторных подъемах и опусканиях груза, масса которого превышает предельный рабочий на 10%.
О результатах осмотра и испытания грузоподъемных кранов составляют акт, который хранится в крановой книге; копия его передается в инспекцию Госгортехнадзора. В крановую книгу заносят основные технические данные о кране и его эксплуатационных параметрах. Кроме крановой .книги, к крану должны быть приложены: паспорт, инструкция по монтажу и демонтажу крана, его эксплуатации и технике безопасности, акты испытания и другие документы.
Испытание винтовых и реечных домкратов под нагрузкой необязательно. Их освидетельствуют путем тщательного осмотра и промера ответственных частей. Работа с домкратом, у которого износ резьбы винта или гайки составляет более 20%, запрещается. У реечных домкратов нужно проверить правильность работы шестерен и храповика, отсутствие трещин на зубцах. Гидравлические домкраты испытывают в верхнем положении в течение 10 мин под нагрузкой, превышающей их предельную грузоподъемность на 25%.
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) после изготовления подлежат техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе, а после ремонта — на заводе, на котором они ремонтировались. При освидетельствовании их осматривают и испытывают нагрузкой, на 25% превышающей их номинальную грузоподъемность. Они должны выдержать пробную нагрузку в течение 10 мин без остаточной деформации и заметных удлинений. Поэтому захватные приспособления, еще не бывшие в употреблении и имеющие заводской паспорт, разрешается не испытывать; их, однако, следует тщательно осмотреть и в сомнительных случаях испытать под нагрузкой.
Кроме освидетельствований, грузоподъемные машины и приспособления к ним подвергают систематическим осмотрам во время эксплуатации.
Периодический осмотр грузоподъемных машин и механизмов производят ежемесячно или в сроки, установленные системой планово-предупредительного ремонта. При этом проверяют правильность действия механизмов перемещения и подъема, регуляторов скорости, тормозов и конечных выключателей груза и стрелы. Результаты осмотра заносят в журнал. Грузозахватные приспособления необходимо осматривать не реже, чем: через каждые 6 месяцев— траверсы, через 1 месяц — крещи и другие захваты, через каждые 10 дней — стропы.
Ежедневно необходимо производить наружный осмотр канатов и всего такелажа с целью проверки: нет ли в стальных канатах вытянувшихся прядей, лопнувших, перегнутых или перекрученных проволок.
При осмотре лебедок проверяют наличие паспорта и таблички, на которой должны быть четко обозначены номер и предельная грузоподъемность лебедки; проверяют правильность навивания канатов на барабаны, действие передач и тормозных устройств, состояние механизмов, электроаппаратуры, коммуникаций и наличие ограждений.
Масса поднимаемых грузов не должна превышать подъемной силы кранов или других подъемных механизмов и вспомогательных приспособлений. При подъеме груза по имеющимся на кранах указателям необходимо следить, чтобы грузоподъемность крана не превышала допускаемой при данном вылете стрелы. Во избежание опрокидывания из-за неправильной нагрузки на кранах устанавливают автоматические ограничители высоты подъема груза, высоты подъема стрелы, грузоподъемности крана, движения грузовой тележки. Движение кранов и подъемных механизмов, а также их торможение во время работы осуществляют плавно, без рывков. При перемещении по горизонтали груз необходимо поднять краном под встречающимися на пути предметами на высоту не менее 0,5 м. Подтаскивать грузы крюком механизма подъема при косом натяжении каната или путем поворота крана, а также отрывать примерзшие или углубленные в землю грузы воспрещается.
Запрещается поднимать и перемещать грузы вместе с людьми, находиться или проходить под поднятым грузом. По окончании работы или во время перерывов груз нельзя оставлять в подвешенном состоянии. При работе и остановке на путях с уклоном кран должен быть заторможен.
Ванты мачтово-стреловых кранов в натянутом состоянии надежно закрепляют за якоря; в случае ослабления необходимо подтянуть ванты при помощи винтовых стяжек или лебедок. Вращающиеся части механизмов крана в местах возможного доступа людей следует надежно ограждать или заключать в неподвижно закрепленные кожухи, конструкции которых должны обеспечивать удобное наблюдение и смазку механизмов.
Установку кранов для производства монтажных работ следует осуществлять в соответствии с проектом производства работ.
В этом проекте необходимо предусматривать:
— соответствие кранов условиям монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема крюка и вылету;
— обеспечение безопасных расстояний от электрических сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, безопасных расстояний приближения кранов к зданиям, сооружениям и
— складам строительных конструкций и материалов;
— условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
— условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях; применяемые грузозахватные приспособления и графическое изображение схем строповки грузов;
— места и габариты складирования грузов, подъездные пути и др.;
— решения по безопасному производству работ на участке, где установлен кран (ограждения строительной площадки, монтажной зоны, подкрановых путей и др.).
Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям, зданиями, штабелями конструкций и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 70 см, а на высоте более 2 м — не менее 40 см. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м. Расстояние между поворотной частью стрелового крана при любом его положении и зданиями, штабелями конструкций и другими предметами не должно быть меньше 1 м.
Стреловой кран может быть установлен и работать на расстоянии меньше, чем 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 36 в, только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Стреловые краны могут работать под неотключенными контактными проводами городского транспорта при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при условии установки ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы. Безопасное расстояние С от основания откоса котлована до ближайших опор крана (в том числе до конца шпалы подкранового пути) может быть определено в зависимости от величины призмы обрушения грунта по формуле
К управлению кранами и подъемными механизмами с моторным приводом, а также к работам по строповке грузов к грузовому крюку могут быть допущены только лица, прошедшие специальное обучение и выдержавшие испытание перед квалификационной комиссией. Лица, обслуживающие кран, должны знать: правила по технике безопасности при работе на кранах; устройство и назначение всех механизмов крана; инструкцию по эксплуатации, смазке и сигнализации. Такелажник должен владеть приемами строповки и крепления груза, а также системой сигнализации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, захватных устройств и техника безопасности при их эксплуатации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы