Под типажом понимают систему типоразмерных рядов машин, необходимых для комплексной механизации работ. Основа типажа— экономически оправданный и максимально сжатый типоразмер ный ряд машин, подобранных по наиболее характерному главному параметру, принятому на основе предпочтительных чисел. Например, типоразмерный ряд одноковшовых погрузчиков составлен по грузоподъемности (т), скреперов — по емкости ковша (м3), грейдеров-элеваторов — по производительности (м3/ч), автогрейдеров — по массе, отнесенной к мощности (т/л. с), тягачей и тракторов — по классам и тяговому усилию (тс) и т. д. Помимо главного параметра, типаж включает некоторые основные параметры, характеризующие производственные качества машины: производительность, универсальность (наличие сменного рабочего оборудования) и др., а также показатели, определяющие унификацию машин между собой в одном ряду (внутри-типовую) и по рядам смежных типов машин (межтиповую): мощность двигателя, вид ходовой части, тип привода, способ управления и др.
Необходимость в типаже вызвана тем, что многие дорожные машины имели очень близкие, параметры другие же, часто необходимые, не выпускали совсем или выпускали одного типоразмера, и они не всегда являлись наиболее экономичными. Одинаковые узлы и детали машин отличались конструкцией, что затрудняло их обслуживание и ремонт.
Внедрение типажа создало благоприятные условия для унификации машин, широкого использования нормализованных узлов, что является основой метода агрегатной сборки машин и осуществления широкой кооперации в машиностроении и специализации предприятий. Благодаря унификации созданы условия для повышения серийности, резкого сокращения издержек при подготовке и оснащении производства, улучшения качества продукции, повышения долговечности машин и значительного снижения их себестоимости. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость узлов и деталей, что облегчает также техническое обслуживание и ремонт машин.
Типаж служит основой для создания базовых моделей — машин конкретного конструктивного исполнения определенного типоразмера, являющихся базой для создания всего или части размерного ряда данного типа или различных унифицированных исполнений — модификаций. Наличие базовых моделей с широкой унификацией и применением нормализованных узлов и деталей значительно сокращает сроки проектирования и промышленного освоения машин различного назначения. Типаж дорожно-строи-тельных машин увязан с типажами смежных отраслей машиностроения. Так, типаж машин для подготовительных и земляных работ (кусторезов, корчевателей, бульдозеров, скреперов и др.) увязан с типажом тракторов, типаж колесных машин (автогрейдеров, погрузчиков) — с типажом двигателей внутреннего сгорания, типаж автомобильного оборудования (снегоочистителей, битумовозов, цементовозов и др.) — с типажом грузовых автомобилей и т. п.
На основе типажа дорожных машин создаются государственные стандарты на типоразмеры машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типаж дорожных машин и его значение в машиностроении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы