Для использования с дорожными машинами применяют тракторы как общего назначения, так и промышленные. Тракторы общего назначения рассчитаны главным образом на крюковую тягу из условий работы в сельском хозяйстве на повышенных скоростях движения (10—12 км/ч), вследствие чего они не приспособлены для длительной работы в режиме малых скоростей, особенно необходимых для земляных работ (2,5—3 км/ч), с максимальным тяговым усилием по сцепному весу. Они не рассчитаны также на тяжелое навесное оборудование и не обладают необходимой проходимостью. Промышленные колесные и гусеничные тракторы могут работать с навесным оборудованием (бульдозеры, погрузчики, рыхлители, корчеватели) в тяжелых условиях земляных работ.
Промышленные тракторы в некоторых случаях являются модификациями базовых тракторов общего назначения и обладают следующими основными качествами: – рассчитаны на дополнительную нагрузку от навесного оборудования и реализуют тягу по сцепному весу; – имеют специальные места для навески оборудования и необходимые зазоры между гусеницами и рамой для расположения толкающих брусьев бульдозеров и подъемных стрел погрузчиков; – оборудованы гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей меньшее количество переключений передачи, лучшие тяговые качества и предохранение трансмиссии от поломок при резких перегрузках; – снабжены быстродействующим реверсивным механизмом для лучшего маневрирования при челночном способе работы; – колесные тракторы-тягачи обычно имеют все ведущие колеса одного размера с одинаковой развеской на переднюю и заднюю оси, что обеспечивает максимальную тягу по сцепному весу, хорошую устойчивость и проходимость.
В табл. 1.2 и 1.3 приведены характеристики типоразмеров отечественных тракторов и двухосных колесных тягачей. Как видно из таблиц, основным показателем для этих машин, определяющим возможность применения того или иного типоразмера навесного, прицепного или седельного оборудования, является тяговое усилие. Для тракторов основным параметром является номинальное тяговое усилие — класс. Максимальное тяговое усилие гусеничных машин определяется сцепным весом (машины и навесного оборудования), а для колесных тягачей — весом, приходящимся на ведущие колеса.
Таблица 1.2
Характеристика типоразмеров тракторов
С дорожными машинами широко применяются гусеничные тракторы ДТ-75М, ДТ-75МР класса 3 тс, имеющие реверс-редуктор, а также ДТ-75Б болотной модификации, который широко используется для погрузчиков с обычной (не уширенной) гусеницей, что создает необходимый просвет между гусеницей и рамой трактора для размещения подъемных стрел погрузчика.
Таблица 1.3
Характеристика двухосных тягачей со всеми ведущими колесами
Тракторная промышленность выпускает тракторы Т-4АП1, приспособленные для дорожно-строительного оборудования, на базе сельскохозяйственного трактора общего назначения Т-4А. Алтайский тракторный завод выпускает тракторы Т-4АП2, которые отличаются от Т-4АП1 усиленной ходовой частью, наличием гидропривода, обеспечивающего работу навесного дорожно-строительного оборудования на повышенных скоростях, и лучшими эргономическими показателями.
К серийным гусеничным тракторам класса 10 тс относятся тракторы Т-100МЗ, Т-130 и их модификации. Тракторы Т-100МЗ и Т-100МЗГП (с гидроприводом) являются переходными модификациями от тракторов Т-100 и Т-100ГП к тракторам Т-130 и Т-130Г. Они имеют усиленную ходовую часть и задний мост.
Трактор Т-130 является базовой моделью, на основе которой созданы модификации Т-130Г с гидроприводом Т-130С для работы в условиях Крайнего Севера и Т-130Б — болотоходный для агромелиоративных работ. На этом тракторе установлен двигатель Д-130 мощностью 140 л. с.
Челябинский тракторный завод выпускает эти тракторы с форсированным двигателем Д-160 мощностью 160 л. с, в том числе модификацию с гидроприводом с передней навеской гидроцилиндров для дорожно-строительного оборудования Т-130.1.Г-1, то. же Т-130.1.Г-3 с задней навеской гидроцилиндров и Т-130БГ-3 болотоходный с гидроприводом и задней навеской гидроцилиндров.
С 1979 г. тракторы Т-100МЗ заменяются более прогрессивными тракторами Т-130, которые имеют: – повышенную производительность землеройного оборудования (в среднем на 20%) за счет повышения мощности со 108 до 160 л. с; – сниженную удельную материалоемкость (кг/л. с.) на 15—20%; – увеличенную надежность за счет повышения технического ресурса основных узлов и агрегатов трактора до 6000 ч (ходовая часть — 4000 ч); – повышенную эффективность работы в различных почвенно-климатических зонах страны, в том числе в районах с низкой температурой, а также возможность применения в разнообразный условиях строительства, за счет использования различных модификаций трактора с гидроприводом; – улучшенную конструкцию: усилены ходовая часть, лонжероны, рамы гусеничных тележек, внедрена восьмискоростная коробка передач (вместо пятискоростной), обеспечивающая установку ходоуменьшителя, уменьшены усилия на рычагах и педалях внедрена новая удобная кабина с большой площадью остекления и др.; – повышенные эргономические показатели, улучшающие условия труда тракториста: облегчено управление трактором, улучт шены обзорность, кабина имеет термозвукоизоляцию, приточную вентиляцию и обогрев, снижена трудоемкость технического обслуживания и т. п.
К тяжелым серийным гусеничным промышленным тракторам класса 15 и 25 тс относятся тракторы Т-180, Т-180Г, Д-804М, Д-804ГП, ДЭТ-250, ДЭТ-250М. Тракторы Т-180 и Т-180Г (с гидроприводом) имеют специальный гусеничный ход с торсионным устройством. Тракторы Д-804М и Д-804ГП (с гидороприводом) являются модификацией трактора Т-180 и предназначены: Д-804М — для работы с трубоукладчиком грузоподъемностью 35 т, Д-804ГП — для работы с фронтальным погрузчиком грузоподъемностью 4 т. Тракторы ДЭТ-250 и ДЭТ-250М (со стальным мостом для установки рамы рыхлителя) имеют электрическую бесступенчатую трансмиссию, которая автоматически изменяет соотношение скорости движения и тягового усилия в зависимости от величины преодолеваемых внешних сопротивлений.
Новое семейство унифицированных промышленных гусеничных тракторов Т-220, Т-330 и Т-500 классов 15, 25 и 35 тс осваивается Чебоксарским заводом промышленных тракторов. Этр семейство максимально унифицировано по двигателям, ходовой части, трансмиссиям, приводам и кабинам.
Из колесных тракторов с дорожными машинами широко используются тракторы Т-16М, Т-40А, МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82. на базе сельскохозяйственного колесного трактора Т-150К выполнены промышленные модификации Т-156 с задним расположением двигателя — для бульдозерного и погрузочного оборудования, монтируемого спереди, и Т-158 с передним расположением двигателя — для навесного и седельного оборудования, монтируемого сзади. На базе сельскохозяйственного трактора К-700 ленинградского Кировского завода создана промежуточная базовая модель К-700А, на основе которой выполнены промышленные модификации тягачей для лесной промышленности К-701 мощностью 300 л. с. и дорожно-строительных машин К-702 мощностью 200 л. с. Тягач К-702 имеет гидромеханическую трансмиссию, оборудованную быстродействующим реверсом, усиленную ходовую часть с безрессорной жесткой подвеской для принятия двойной нагрузки на передний мост при работе с погрузчиком, усиленные шины и поворотное сиденье в кабине с дублированным рулевым управлением, обеспечивающие работу тягачом в обе стороны в зависимости от использования навесного переднего, прицепного или седельного заднего оборудования.
Как видно из табл. 1.2 и 1.3, основной тенденцией развития тракторов и тягачей является увеличение единичной мощности в каждом классе. При увеличении мощности двигателей создается некоторый ее избыток, необходимый для реализации максимальной тяги по сцепному весу, что обеспечивает быстрое преодоление пиковых нагрузок и позволяет повысить производительность строительного оборудования, маневренность и мобильность машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тракторы в дорожном строительстве"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы