К землеройно-транспортным машинам относятся бульдозеры, скреперы и автогрейдеры.
Бульдозеры предназначаются для послойного срезания грунта и перемещения его на небольшие расстояния (50…100 м), а также для проведения планировочных работ. Их используют при засыпке траншей, сооружении каналов и котлованов, возведении насыпей, валке деревьев, для расчистки местности от кустарников и в других случаях.
Бульдозер (рис. 7.4) имеет отвал, навешенный с помощью двух толкающих брусьев 6 на трактор или тягач. Отвал снабжен ножами. Различают две конструктивные схемы бульдозеров: с неповоротным и с поворотным отвалом.
У бульдозеров с неповоротным отвалом брусья параллельны и крепятся с одной стороны шарнирно к раме трактора, а с другой — шарнирно или жестко к отвалу. Отвал установлен перпендикулярно продольной оси и не поворачивается в плане.
У бульдозеров с поворотным отвалом толкающие брусья — дугообразные и в передней части соединены между собой листом и шаровой головкой, которой они в свою очередь соединяются с отвалом. Отвал путем перестановки боковых толкателей может устанавливаться перпендикулярно к продольной оси машины или под углом 60…65° к ней.
Конструкцией большинства бульдозеров предусмотрена возможность изменения угла резания ножей наклоном отвала вперед и назад, а конструкцией некоторых из них и возможность перекоса отвала в поперечной плоскости.
Рис. 7.4. Бульдозер:
1 — трактор; 2 — гидроцилиндры; 3 — отвал; 4 — козырек; 5 — ножи; 6 — толкающие брусья; 7 — раскосы.
Управление отвалом (подъем и опускание) бывает канатно- блочное и гидравлическое. При канатно-блочной системе используется фрикционная тракторная лебедка, устанавливаемая сзади трактора.
Основные параметры бульдозеров: номинальное тяговое усилие 9,0…250 кН, длина отвала 2,0…4,54 м, масса 3070…31 380 кг.
Скреперы предназначены для послойного копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения. Применяются при отрывке выемок и котлованов, при возведении насыпей и дамб.
Скрепер (рис. 7.5) представляет собой самоходную или прицепную машину с рабочим органом в виде ковша с заслонкой. Ковш в передней части имеет ножи, которыми срезается грунт при поступательном перемещении всей машины.
Рабочий процесс скрепера осуществляется следующим образом. Ковш 8 опускается на грунт, ножи ковша при поступательном перемещении машины врезаются в грунт и снимают слой некоторой толщины. Срезанный грунт поступает в ковш и накапливается в нем.
Рис. 7.5. Самоходный скрепер:
1 — тягач; 2 — поворотно-сцепное устройство; 3 — гидроцнлпндр поворота; 4 — тяговая рама; 5 — гидроцилиндр подъема ковша; 6 — заслонка; 7 — гидроцилиндр управления заслонкой; 8 — ковш; 9 — задняя стенка; 10 — буфер; 11 — ножи ковша; 12 — боковые ножи
После заполнения ковш поднимается, закрывается заслонкой 6 и грунт перевозится к месту укладки, где принудительно выталкивается из ковша передвижением задней стенки. Заслонка при этом поднимается вверх.
В современных конструкциях скреперов управление ковшом и заслонкой — гидравлическое. Вместимость ковша 3…15 м3, ширина захвата 1960…2850 мм, мощность базовой машины 55…257 кВт.
Автогрейдеры предназначены для профилирования поверхности дорог, возведения невысоких насыпей (до 0,6 м), перемещения и разравнивания грунта, песка, гравия и щебня. Их применяют также при планировочных работах, для очистки дорог и площадей от свежевыпавшего снега и др.
Рис. 7.6. Автогрейдер:
1 — рулевое колесо; 2 — рулевой механизм; 3 — отвал бульдозера; 4 — управляемая ось; 5 — основная рама; 6 — тяговая рама; 7 — основной рабочий орган; 8 — кнрковщик; 9 — ведущее колесо; 10 — двигатель.
Основным рабочим органом автогрейдера (рис. 7.6) является отвал, расположенный между передними и задними осями машины. В отличие от бульдозера отвал автогрейдера имеет большую подвижность и может устанавливаться на ходу под разными углами к направлению движения, выноситься в сторону от продольной оси машины, а также перекашиваться. Отвал посредством поворотного круга и тяговой рамы присоединен к основной раме и имеет возможность вращения в плане, выноса вправо и влево, наклона относительно тяговой рамы.
Кроме основного отвала, автогрейдер снабжен кирковщиком или бульдозерным отвалом 3 и зубьями рыхлителя, располагаемыми на тыльной стороне основного отвала. Управление рабочими органами автогрейдера — гидравлическое.
Ходовая часть автогрейдера характеризуется колесной формулой АхБхВ, где А— число управляемых осей, Б — число ведущих осей, В — общее число осей. Наиболее распространены автогрейдеры с колесной формулой 1X2X3.
Основные параметры автогрейдеров: общая масса—до 19 т, мощность двигателя 66… 184 кВт, длина отвала 2,5…4,5 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортно-землеройные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы