Укладывают асфальтобетонные смеси асфальтоукладчиками, состоящими из самоходного шасси и рабочего оборудования. Они предназначены для приема смеси из транспортных средств, распределения по основанию и предварительного уплотнения. Смеси распределяют слоем заданной толщины с обеспечением поперечного и продольного профилей покрытия.
Смесь из автосамосвала, перемещаемая во время выгрузки толкающим усилием машины, через ролики выгружается в приемный бункер. Из бункера смесь через регулируемое разгрузочное отверстие у дна бункера подается скребковыми питателями на основание. Количество поступающей из бункера смеси регулируется заслонкой, которая перемещается в вертикальной плоскости винтами. Смесь на основании распределяется винтовыми конвейерами на заданную ширину и уплотняется трамбующим брусом и виброплитой. Для получения заданного поперечного профиля рабочие органы (винтовые конвейеры, трамбующий брус, виброплита) состоят из двух частей — правой и левой, которые внизу соединены шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя по всей ширине укладываемой полосы асфальтобетонной смеси регулируют винтами.
Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители рабочих органов, трамбующего бруса и виброплиты.
Обычно асфальтоукладчики оборудуют системой автоматического управления, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного и поперечного уклонов поверхности устраиваемого покрытия.
По типу ходового устройства асфальтоукладчики классифицируют на гусеничные, колесные и комбинированные.
Самоходное шасси выполняет функции приема асфальтобетонной смеси из самосвалов, перемещения ее к винтовым распределителям. Оно приводится в движение двигателем, который обеспечивает поступательное рабочее движение машины вперед. На шасси навешиваются толкающие ролики, загрузочный бункер, заслонка (затвор) для регулирования количества смеси, поступающей на основание, и питатель.
Упорные ролики расположены перед бункеррм асфальтоукладчика и предназначены для толкания автосамосвала впереди машины. Ролики должны быть чистыми и свободно вращаться, так как в противном случае создаются дополнительные силовые нагрузки на асфальтоукладчик, смещающие ось его движения.
Бункер предназначен для приема и временного хранения асфальтобетонной смеси. Его ширина должна быть больше ширины кузова автосамосвала. Чтобы исключить давление самосвала на переднюю часть асфальтоукладчика, необходимо использовать такие автосамосвалы, у которых поднятый кузов при разгрузке не будет опираться на бункер.
Для очистки бункера от асфальтобетонной смеси его боковые стенки складываются с помощью гидроцилиндров.
Зачастую машинисты асфальтоукладчиков перед разгрузкой автосамосвала для предотвращения высыпания смеси на основание с помощью боковых стенок бункера перемещают всю смесь к винтовым конвейерам. Это приводит к тому, что после загрузки бункера задняя часть питателя остается без смеси, в результате чего нарушаются сплошность и толщина укладываемого слоя. Частота подъема стенок бункера зависит от полноты загрузки бункера, температуры смеси и погодных условий. Стенки следует поднимать до того, как смесь, скопившаяся в углах, остынет настолько, что образовавшиеся комья не будут разрушаться при попадании их на питатель и к винтовым конвейерам. В любом случае приемный бункер должен быть загружен не ниже уровня заслонки.
Скребковые питатели, предназначенные для перемещения асфальтобетонной смеси к распределительным винтовым конвейерам, находятся на дне бункера. Правый и левый питатели имеют независимый привод и могут перемещать различное количество смеси. Такая конструкция позволяет укладывать покрытие на различных радиусах кривых.
Скорость передвижения ленты питателя зависит от скорости движения асфальтоукладчика.
Заслонки для регулирования количества асфальтобетонной смеси, подаваемой к винтовым конвейерам, находятся в задней части бункера. Величина их открытия зависит от толщины укладываемого слоя покрытия и устанавливается в соответствии с таблицей, расположенной обычно на капоте двигателя.
Винтовые конвейеры предназначены для равномерного распределения смеси по всей ширине укладываемой полосы. Качество распределения смеси конвейерами зависит от точности выбранного положения регулирующих заслонок.
Количество смеси, подаваемое в винтовую камеру, должно быть постоянным. Оптимальным считается такой уровень, при котором винтовые конвейеры погружены в смесь до середины винтового вала.
Объем смеси в винтовой камере обычно регулируется автоматически с помощью установленных датчиков (лопатки с концевыми выключателями). Если наблюдается недостаток или избыток смеси, а также происходит частое включение винтовых конвейеров (чаще пяти раз в минуту), то необходимо настроить положение лопаток на концевых выключателях или изменить положение заслонки бункера.
Рис. 10.3. Положение заслонок:
подняты слишком высоко; б — опущены слишком низко; в — правильное положение; 1 — регулирующая заслонка; 2 — винтовой конвейер
Для обеспечения ровности асфальтобетонного покрытия необходима непрерывная и равномерная подача смеси питателем и безостановочная работа винтовых конвейеров.
Виброплита и расположенный перед ней трамбующий брус являются основными элементами рабочих органов. Предварительное уплотнение смеси осуществляется трамбующим брусом, эффективность работы которого зависит как от частоты его колебания, так и амплитуды. На отечественных асфальтоукладчиках величина амплитуды составляет от 3,2 до 8 мм. Выбор амплитуды следует соотносить с толщиной укладываемого слоя по правилу: чем тоньше слой, тем меньше амплитуда, и наоборот.
Для обеспечения качества строительства асфальтобетонного покрытия необходимо периодически регулировать положение трамбующего бруса в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Установка трамбующего бруса по отношению к плите в вертикальной плоскости считается правильной, если его нож в крайнем нижнем положении будет ниже основания плиты на 0,4 мм. Если этот допуск более 0,4 мм, то плита не будет выглаживать поверхность покрытия и на ней останутся следы от трамбующего бруса. Если нож трамбующего бруса выше основания плиты, то происходит налипание смеси к плите и образование трещин на поверхности покрытия. Регулируют положение трамбующего бруса изменением количества прокладок под подшипниками эксцентрикового вала.
В горизонтальной плоскости регулируют зазор между ножом трамбующего бруса и торцом плиты. Его величина должна находиться в пределах 0,5-1,0 мм. Регулируют установку трамбующего бруса отжимным болтом.
Виброплита оказывает уплотняющее воздействие на асфальтобетонную смесь и в основном формирует текстуру поверхности укладываемого слоя.
Регуляторами толщины слоя можно задавать плите определенный угол атаки. Для увеличения толщины укладываемого покрытия плиту необходимо наклонить назад, т. е. увеличить угол атаки.
Поперечный уклон дорожного покрытия задается регулятором поперечного профиля, который позволяет изменять угол между левой и правой половинами выглаживающей плиты.
Выглаживающая плита оснащается нагревателями, которые предназначены для ее обогрева в начале работы асфальтоукладчика. Очень важно, чтобы основание плиты имело такую же температуру, как и асфальтобетонная смесь, находящаяся под ней. В противном случае слой смеси будет прилипать к основанию плиты и «разрываться».
Продолжительность нагрева плиты зависит от температуры воздуха. Необходимо следить за тем, чтобы не произошло перегрева плиты, так как это приведет к необратимому ее деформированию. После прогрева плиты в процессе укладки смеси нагреватели отключают.
Перед укладкой асфальтобетонной смеси асфальтоукладчик подготавливают к работе. Вначале устанавливают вибрационную (выглаживающую) плиту в рабочее положение. Для этого под нее укладывают шаблон, толщина которого на 10-15% больше проектной толщины покрытия. С помощью регулировочных винтов плиту опускают так, чтобы между ней и шаблоном не оставалось просветов. Зафиксировав положение винтов, шаблон убирают. Затем осматривают другие органы асфальтоукладчика, Для чего поднимают боковые стенки приемного бункера, осматривают винтовой конвейер и трамбующий брус, устанавливают шиберные заслонки в положение, соответствующее толщине укладываемого слоя.
Укладывать асфальтобетонные смеси следует на всю ширину покрытия или на отдельных полосах, ширина которых кратна ширине покрытия. В последнем случае, уложив одну полосу, переходят на соседнюю, пока чрезмерно не остыла кромка ранее уложенной полосы.
Рис. 10.4. Схема перехода асфальтоукладчика с полосы на полосу длиной: 1 — асфальтоукладчик; 2 — готовое покрытие; 3 — ось покрытия; 4-7 — номера проходов асфальтоукладчика
При одновременной работе двух асфальтоукладчиков на смежных полосах опережение одного относительно другого должно быть в пределах 10-30 м.
Для обеспечения качества укладки асфальтобетонной смеси необходимо периодически проверять и регулировать элементы уплотняющего оборудования. Проверки 1 и 2 проводят один раз в сезон, проверку 3 — при отклонении поперечного уклона покрытия от проектного.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Укладка асфальтобетонной смеси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы