Электрической схемой называется чертеж, на котором показаны соединения электрических цепей. Электрические крановые схемы дают возможность проследить прохождение тока по различным участкам цепи и рассмотреть работу любой части электрооборудования.
В любой из схем электрических соединений крана должны быть предусмотрены:
1) защита электрооборудования от перегрузки и коротких замыканий;
2) возможность реверса (изменения направления вращения электродвигателя);
3) торможение механизма при остановке;
4) автоматическое отключение электродвигателя при подходе механизма к концу пути;
5) отключение всего электрооборудования или его части для ремонта;
6) защита от понижения или исчезновения напряжения и невозможность самозапуска двигателей при восстановлении напряжения после случайного его снятия.
При составлении электрических схем пользуются условными обозначениями для изображения отдельных частей электрического оборудования и аппаратуры, которые приведены в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Электрическая схема в отличие от машиностроительного чертежа не имеет масштаба.
Электрические схемы делятся на принципиальные и монтажные. Принципиальная схема дает понятие о соединениях отдельных частей электрооборудования и аппаратуры, монтажная схема — о монтажных соединениях электрооборудования.
В монтажных схемах электрические аппараты и машины показывают так, как они будут располагаться на установке. Их элементы не разделяются, зажимы аппаратов соединяются проводами так, как должно быть выполнено при монтаже. Каждому зажиму и каждому проводу присваивают номер, что облегчает монтаж и обнаружение повреждения цепи. В данной книге монтажные схемы не рассмотрены.
На принципиальной электрической схеме показывают цепи главного тока, или главные цепи (силовые цепи электродвигателя), и цепи вспомогательного тока (цепи управления).
Электрические соединения барабанных контроллеров изображают в виде развернутых схем или, иначе говоря, разверток. Развертку получают так: мысленно разрезают вращающийся барабан контроллера сверху донизу по нулевой линии и развертывают его по плоскости чертежа. Отсюда и произошло название такого рода схем.
Подвижные контакты сегменты контроллера изображают в виде прямоугольников, соединенных между собой перемычками, а неподвижные контакты — пальцы — черными. сплошными кружками, имеющими буквенное или цифровое обозначение. Затем показывают присоединение к пальцам проводов, идущих к электродвигателю, сопротивлениям и главному щиту.
Положения контроллера обозначают тонкими вертикальными линиями, над которыми стоят цифры, указывающие положение контроллера. Поворот барабана вправо и влево в развернутой схеме условно заменяется прямолинейным передвижением сегментов вправо и влево. Сегменты имеют разную длину и различные электрические соединения, поэтому при повороте в каждое следующее положение схема изменяется, т. е. каждому положению барабана соответствует одна вполне определенная схема соединений.
Такими схемами барабанных контроллеров пользовались до 1950 г., но мостовые краны и их оборудование работают десятками лет. В связи с этим приведенные схемы содержатся в паспортах кранов, изготовленных в прошедшие годы.
Контроллер типа КП (крановый постоянного тока) имеет симметричную схему без электрического торможения (рис. 6.1). Контроллеры типа КТ (крановые трехфазные) применяют для трехфазных двигателей с фазовым ротором и имеют симметричную схему включения (рис. 6.2). При положении «Спуск» возможно электрическое торможение в генераторном режиме. Развертка простейшего барабанного контроллера представлена на рис. 6.3.
Существуют определенные правила изображения схем, облегчающие их чтение. На чертеже показывают все элементы, т. е. катушки, контакты, сопротивления и обмотки всех аппаратов и устройств, входящие в схему.
Рис. 6.1. Развертка контроллера типа КП-2020
По соображениям удобства и большей наглядности схемы, а также для наиболее ясного выделения цепей отдельные элементы различных аппаратов и устройств на чертеже не соответствуют их действительному расположению. Например, катушка реле или контактора может находиться в одном месте схемы, а их контакты — в другом. Расположение цепей по возможности должно соответствовать ствия аппаратов.
Электрическую схему мостового крана составляют таким образом, чтобы количество перекрещивающихся линий было наименьшим. Контакты всех аппаратов на чертеже изображают в отключенном положении, т. е. при отсутствии внешних воздействий. Для реле или контактора внешним воздействием является прохождение тока через катушку, а для кнопки с самовозвратом — нажатие Lee рукой, и т. д.
Рис. 6.2. Схема контроллера КТ-2006
В соответствии с этим все контакты делятся на замыкающие и размыкающие контакты коммутирующих элементов, имеющие два исходных положения. Так как отдельные элементы одного и того же аппарата могут находиться в различных местах чертежа, для указания принадлежности всех элементов к данному аппарату их обозначают одинаковыми буквенными или цифровыми индексами. Каждому аппарату в схеме присваивают буквенные обозначения в соответствии с его назначением в виде одной или нескольких букв.
Рис. 6.3. Развертка контроллера типа КТ-3005
ГОСТ 2.710—81 распространяется на электрические схемы и устанавливает типы условных буквенно-цифровых обозначений их элементов. В обозначениях использованы прописные буквы латинского алфавита и арабские цифры, например: FU — плавкий предохранитель; если предохранителей несколько в одной схеме, их обозначают FU1, FU2 и т. д. Обозначения контакторов, магнитных пускателей и реле начинаются с буквы К’- КМ — контактор или пускатель; К.А — токовое (максимальное) реле; КК ~ тепловое реле; KF — реле торможения; KV — реле напряжения. Обозначения сопротивлений, реостатов и резисторов начинаются с буквы JR: RA — сопротивление якоря; RR — резистор регулировочный (реостат); RT — резистор пусковой; RF — резистор тормозной и т. д. Часто используют также следующие обозначения: YB — электромагнит тормозной; YA — электромагнит; ХА — токосъемник, контакт скользящий; М — электродвигатель; Т — трансформатор; Q — выключатель в силовых цепях (например: QF — автоматический выключатель; QS — рубильник); 5 — выключатель и переключатель в цепях управления (SA — выключатель; SB — выключатель кнопочный) и др.
Для правильного чтения электрической принципиальной схемы необходимо хорошо знать условные графические обозначения электрических машин, аппаратов различного назначения и их элементов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Условные обозначения, принятые в схемах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы