При работе электрооборудования между электродами распределителя и свечей зажигания, контактами электрических приборов, а также между щетками и контактными кольцами генератора, щетками и коллектором электродвигателей создается искрение, являющееся причиной возникновения высокочастотных электромагнитных волн, которые создают помехи, ухудшающие прием радио- и телевизионных установок, и сильно мешают работе радиолокационных установок. Особенно сильные помехи создает система зажигания.
Подавления помех достигают различными средствами в зависимости от источника помех и требований к степени их подавления.
На автомобилях, оборудованных широковещательными радиоприемниками, для обеспечения радиоприема и устранения помех для близко расположенных бытовых приемников и телевизоров введены следующие устройства.
В проводах от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам устанавливают подавительные резисторы величиной сопротивления от 7 до 14 кОм (СЭ12А; СЭ14 и др.), изготовленные в виде стержней из обуглероженного асбеста или других материалов, перемешанных с бакелитовым или другим лаком, которые помещаются в карболитовых наконечниках. В прерывателях-распределителях большинства автомобилей подавительным резистором является контактный уголек, устанавливаемый в центральный ввод крышки распределителя. Подавительный резистор также устанавливают на роторе распределителя. При применении экранированных свечей подавительный резистор устанавливают внутрь экрана свечи.
Наряду с установкой подавительных резисторов применяют высоковольтные провода с высокоомным (15—40 кОм/м) распределенным сопротивлением, сердечник которых представляет собой хлопчатобумажный шнур,
оплетенный капроном и пропитанный полупроводящим составом на основе ацетиленовой сажи и других веществ.
Применяют также провода с распределенным сопротивлением (2 кОм/м), у которых сердечник представляет собой шнур из льняной пряжи, заключенный в фер-рито-пластмассовую оболочку. Поверх этой оболочки намотан .провод диаметром 0,11 мм из сплава никеля и железа по 30 витков на сантиметр. Снаружи провода имеют изолирующую оболочку из резины или поливи-нилхлорида. Хороший контакт токопроводящего сердечника с металлическим наконечником обеспечивается введением внутрь сердечника металлического стержня.
Подавительные резисторы уменьшают амплитуды токов в контурах высокочастотных колебаний и способствуют гашению дугового разряда, что снижает мощность электромагнитных колебаний, а следовательно, и радиус помех.
На некоторых автомобилях применяют блокирующие конденсаторы емкостью 0,25—0,5 мкФ, которые включают параллельно искрящим контактам датчиков контрольно-измерительных приборов, а также параллельно якорям генератора постоянного тока и электродвигателя стеклоочистителя.
Блокирующие конденсаторы нарушают периодичность колебаний в искрообразующих контурах и энергия импульсов электромагнитных волн расходуется на заряд конденсаторов и гасится в них, что в значительной степени снижает уровень помех.
На автомобилях, оборудованных высокочувствительной радиоаппаратурой для служебной радиосвязи, применяют полное экранирование систем зажигания и энергоснабжения, помехоподавляющие дроссели, фильтры и др. Так, например, на автомобиле ГАЗ-66-04 свечи зажигания, прерыватель-распределитель и катушка зажигания имеют специальные экраны, а все провода высокого напряжения помещены в специальные гибкие экранирующие шланги и имеют подавительные резисторы; в первичной цепи системы зажигания установлен индуктивно-емкостной фильтр ФР82-А, в цепях стеклоочистителя и указателя уровня топлива установлены блокирующие конденсаторы.
Фильтр ФР82-А состоит из корпуса, штепсельных разъемов, двух катушек, намотанных на фер-ритовые сердечники, и двух проходных конденсаторов емкостью по 1,0 мкФ каждый.
Высокочастотные импульсы, возникающие в системе зажигания, попадая в фильтр, сначала гасятся первым конденсатором, который для импульса высокой частоты представляет цепь с малым сопротивлением. Затем оставшаяся часть высокочастотного импульса резко снижается в катушке индуктивности, так как она для высокочастотного импульса представляет цепь с большим сопротивлением. Часть импульса высокой частоты, прошедшая через катушку, попадает во второй конденсатор и гасится в нем.
В специальных экранах приборов и проводов электромагнитные волны, излучаемые источниками помех, индуктируют вихревые токи и энергия этих волн расходуется на нагрев экрана.
Кроме искрения в приборах электрооборудования, на автомобиле искровые разряды могут происходить за счет электростатических зарядов, возникающих на изолированных друг от друга металлических частях, при трении кузова о воздух, отработавших газов в трубопроводах и т. д.
Для устранения искрения за счет электростатических зарядов необходимо выравнивать электрические потенциалы между отдельными частями кузова и агрегатами автомобиля, что достигается обеспечением хорошего контакта в соединениях за счет применения гибких перемычек из плоского многожильного провода и зубчатых шайб.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства для снижения уровня радио- и телепомех"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы