В качестве первичных двигателей передвижных электростанций мощностью до 200 кет применяют четырехтактные и двухтактные бескомпрессорные дизели.
На типы и конструкции дизелей существует Государственный общесоюзный стандарт. ГОСТом определены для дизелей следующие условные (буквенные и числовые) обозначения: Ч — четырехтактный, Д — двухтактный, С — судовой с реверсивной муфтой, П- с редукторной передачей, ДД — двухтактный дизель двойного действия, К-крейцкопфный (двигатель с ползуном), Н-двигатель с наддувом, Г-газовый двигатель. Цифра впереди букв обозначает число цилиндров в двигателе, числитель дроби — диаметр цилиндра (в см), знаменатель — ход поршня (в см).
Так, например, условное обозначение 64 15/18 означает шестицилиндровый четырехтактный дизель с диаметром цилиндра 15 см и ходом поршня 18 см.
Заводы-изготовители присваивают дизелям заводские обозначения, которые применяются в технической документации или наносятся на базисные детали двигателя. Например, заводская марка дизеля 1Д6-150 расшифровывается так: 1-номер модели, Д — дизель, 6 — шестицилиндровый, 150 — мощность дизеля (в л. е)…
По конструкции отдельных узлов и компоновке вспомогательных агрегатов дизели имеют различные исполнения.
К первичным двигателям, устанавливаемым на передвижных электростанциях, предъявляются определенные требования, а именно:
— способность запускаться и работать при низких (до -50 °С) и высоких (до +50 °С) температурах окружающей среды;
— номинальная мощность на высотах до 1000 м над уровнем моря.
Дизель Д-40Р является модификацией тракторного двигателя Д-54. Соответствующей настройкой регулятора топливного насоса дизель Д-40Р отрегулирован на меньшую часовую подачу топлива (в связи с уменьшением мощности до 40 л. с. при 1000 об/мин) и используется в качестве первичного двигателя на передвижных электростанциях ЖЭС-30, ДЭС-ЗО.и ПЭС-30.
Дизель Д-40Р (рис. 1) четырехтактный четырехцилиндровый с вихрекамерным смесеобразованием. Блок-картер представляет собой чугунную отливку, в которую вставлены четыре гильзы. Головка цилиндров отлита из хромоникелевого чугуна и прикреплена к блок-картеру шпильками. Клапаны расположены в головке цилиндров и приводятся в движение штангами от распределительного вала через толкатели. На рис. 1 показан такт впуска. Впускной клапан открыт, поршень движется сверху вниз. Закрываются клапаны под действием пружин. Задняя и передняя стенки блок-картера имеют приливы, образующие гнезда коренных подшипников коленчатого вала, в которые установлены стальные вкладыши. Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках, изготовленных из стали. Пятая шейка коленчатого вала заканчивается упорным буртом (гребнем), за которым находятся маслосгонная резьба и фланец. К фланцу крепится шестью болтами маховик. На передней стенке блок-картера установлен картер, в котором размещены распределительные шестерни: шестерня привода масляного насоса, шестерня коленчатого вала, шестерня распределительного вала, шестерня привода топливного насоса, шестерня привода вентилятора и водяного насоса и промежуточная шестерня.
Задняя балка двигателя (кожух маховика) прикреплена болтами к задней стенке блок-картера. Она отлита из чугуна вместе с лапами двигателя и фланцем для установки -пускового двигателя. Маховик тоже отлит из чугуна. На маховик напрессован зубчатый венец, в зацепление с которым при пуске дизеля входит ведущая шестерня -привода механизма пускового двигателя. Задняя балка имеет отверстие для спуска масла. Поршневые пальцы стальные цементированные. Шестеренчатый масляный насос установлен в средней части дизеля и прикреплен к блок-картеру снизу. Дизель охлаждается водой, которая циркулирует в системе от действия центробежного насоса.
Дизель 1Д6 (рис. 2), четырехтактный шестицилиндровый однорядный со струйным распыливанием топлива мощностью 150 л. с. при 1500 об/мин, применяется на электростанциях ПЭС-100 и У-12.
Остов дизеля состоит из картера и блока цилиндров, которые скреплены силовыми шпильками. Картер отлит из чугуна или алюминиевого сплава и делится на две части — верхнюю и нижнюю. В верхней части картера имеются гнезда для установки вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Коленчатый вал вращается в семи коренных подшипниках.
Блок цилиндров состоит из рубашки, головки и шести гильз цилиндров. В головке блока для каждого цилиндра установлены два впускных и два выпускных клапана и форсунка. На головке расположены распределительный вал впускных клапанов и распределительный вал выпускных клапанов. В верхней части блока цилиндров смонтирована крышка головки. Поршни соединяются с шатунами посредством поршневых пальцев плавающего типа. Верхняя головка шатуна неразъемная, нижняя — разъемная. Вкладыши нижней головки шатуна изготовлены из стали и залиты свинцовистой бронзой. Применяют также вкладыши из стале-алюминиевой ленты.
Система питания дизеля состоит из топливоподкачивающего насоса, топливного насоса высокого давления, фильтра, форсунки и устройства для остановки дизеля при падении давления масла в главной магистрали ниже 2,5 кГ/см2. На корпусе топливного насоса установлен всережимный регулятор центробежного типа.
Дизель имеет циркуляционную систему смазки с сухим картером. Смазка деталей осуществляется с помощью трехсекционного масляного насоса, две секции которого откачивают масло из картера и подают его в бак. Кроме масляного насоса дизель имеет маслопрокачивающий насос для прокачки масла перед пуском.
Очищается масло в проволочно-щелевом фильтре с картонным элементом тонкой очистки.
Система охлаждения — замкнутая, с охлаждением воды и масла в радиаторах. На переднем торце остова дизеля установлен вентилятор 9 с клиноременной передачей (приводом) от коленчатого вала; поток воздуха направляется от дизеля к радиатору.
Пуск дизеля производится электростартером или сжатым воздухом.
Щиток управления и контрольных приборов смонтирован сбоку дизеля. На боковой стороне головки блока цилиндров укреплены на шпильках штампованные стальные выпускной и впускной коллекторы. Дизель установлен на двух кронштейнах, надетых на цапфы кожуха маховика, и на литой балке. Эта балка одновременно служит кронштейном, на котором крепится ведомый шкив вентилятора с крыльчаткой.
Дизель 1Д12 (рис. 3), двенадцатицилиндровый с двухрядным V-образным расположением цилиндров и номинальной мощностью 300 л. с. при 1500 об/мин, предназначен для работы в качестве первичного двигателя на стационарных и передвижных электростанциях.
Остов двигателя состоит из картера и двух блоков цилиндров, прикрепленных к картеру силовыми шпильками. Картер является основанием, на котором монтируют все детали и узлы дизеля, и состоит из двух отлитых из чугуна частей: верхней и нижней. В гнездах верхней части картера установлены стальные вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, залитые свинцовистой бронзой. Коленчатый вал вращается в семи коренных подшипниках. Блок цилиндров состоит из чугунной рубашки, шести стальных или чугунных гильз и отлитой из алюминиевого сплава головки. В головке блока для каждого цилиндра размещено по два впускных и по два выпускных клапана. Кроме того, на каждой головке расположено по два распределительных вала: вал впускных клапанов и вал выпускных клапанов. Головка блока закрывается крышкой.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. Поршневые пальцы пустотелые плавающего типа. Главный и прицепной шатуны стальные штампованные, стержни шатунов двутаврового сечения.
Система питания дизеля состоит из топливоподкачивающего насоса коловратного типа, двух войлочных фильтров, топливного насоса и форсунок.
На корпусе топливного насоса смонтирован всережимный регулятор центробежного типа. К головке блока с левой и правой сторон дизеля прикреплены фланцами выпускные коллекторы. Впускные коллекторы расположены на боковых стенках блока, внутри его развала.
Смазка деталей осуществляется трехсекционным шестеренчатым насосом. Масло очищается в проволочно-щелевом фильтре с картонным элементом тонкой очистки.
Система охлаждения дизеля замкнутая, с охлаждением воды и масла в радиаторах. Вентилятор тянущий или толкающий с клиноременным приводом от коленчатого вала. Тянущий вентилятор подает воздух на дизель и имеет стальную штампованную крыльчатку, при вращении которой воздух проходит через радиатор, охлаждая воду и масло. Толкающий вентилятор имеет литую с профилированным зубом крыльчатку и толкает воздух от дизеля к радиатору. Проталкиваемый вентилятором через радиатор воздух охлаждает воду и масло и выбрасывается наружу. Циркуляция воды в системе охлаждения осуществляется водяным насосом с приводом от дизеля.
Пуск дизеля производится электростартером или сжатым воздухом. Электрооборудование дизеля выполнено по однопровод-ной системе с присоединением минуса аккумуляторной батареи на «массу». Электрическая сеть дизеля неэкранированная, постоянного тока, напряжением 24 в. В состав электрооборудования входят: генератор 3 типа Г-731, реле-регулятор, электростартер, пусковое реле стартера, кнопка стартера, выключатель аккумуляторных батарей или двухполюсный рубильник и аккумуляторные батареи 6СТЭ-128.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство дизелей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы