Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Утстройство кранов на железнодорожном ходу

Публикация:
   Устройство силовых механизмов

Читать далее:




Устройство силовых механизмов

Механизм главного вала. Главным валом обычно называют первый вал лебедки крана, получающий движение непосредственно от силовой установки. На рис. 136 изображен главный вал парового крана ПК-6.

Вал опирается на две опоры, которыми служат подшипники скольжения с рабочей поверхностью, залитой баббитом, или со вставленными бронзовыми вкладышами. На валу при помощи шпонок неподвижно закреплены две цилиндрические шестерни. Первая имеет сцепление с паровой машиной, вторая — передает движение следующему механизму.

В средней части вала на двух скользящих шпонках посажена двусторонняя кулачковая муфта, перемещающаяся посредством рычажной отводки и соединяющаяся с одной из конических шестерен. Эти шестерни имеют также кулачки и сидят на валу свободно на бронзовых втулках, которые выполнены с одним буртиком, запрессованы в ступицы шестерен и закреплены от проворота винтами.

В среднем положении между кулачками муфты и шестерен имеются зазоры, благодаря чему это положение является нейтральным.

По обе стороны конических шестерен с упором в буртики втулок на валу закреплены на резьбе стальные разрезные хомуты. Наличие резьбы позволяет осуществлять требуемый продольный разбег шестерен и прочно фиксировать их положение на валу.

Конические шестерни главного вала постоянно сцеплены с горизонтальной шестерней, напрессованной на удлиненную ступицу горизонтальной цилиндрической шестерни, внутри которой поставлены бронзовые втулки. Шестерни свободно вращаются на оси, тогда как сама ось посажена в расточки в верхнем и нижнем настилах верхней рамы и укреплена двумя стопорными планками.

Шайба, на которую опирается бронзовая втулка, служит для предохранения настила от износа и является монтажной для регулировки зацепления конических шестерен.

Трущиеся поверхности смазываются от пресс-масленки через засверленный в оси центральный канал, а также от масленок. Пробка сделана с целью очистки смазочного канала на случай его засорения.

Для большей износоустойчивости рабочие поверхности зубьев шестерен и кулачков подвергаются поверхностной закалке. Поверхностной закалке подвергают также и шейки вала в местах посадки в подшипники.

Главный вал парового крана Я-45 изображен на рис. 137. Вал имеет две опоры в виде двух разъемных подшипников с антифрикционным слоем. На конце вала на шпонке закреплена шестерня приводящая вал в движение.

Рис. 136. Главный вал крана Щ-6

Остальные все шестерни на валу сидят свободно на бронзовых втулках и включаются посредством кулачковых муфт, перемещающихся по валу на скользящих шпонках. Включением муфты шестерня передает движение к барабану грейфера; включением муфты и шестерни движение передается к механизму передвижения крана. Муфта включает шестерню, насаженную на втулке, передавая движение механизму вращения крана в ту или иную сторону, а кулачковая муфта через шестерню со втулкой передает движение на барабан подъема груза. От продольного перемещения по валу шестерни закреплены установочными кольцами и специальными резьбовыми коническими гайками. Рабочие поверхности смазываются от пресс-масленок через каналы в валу и деталях.

Главный вал крана ГЩ-ЦУМЗ-15 (рис. 138) в отличие от, рассмотренных валов является одновременно и кривошипным валом: на концы вала насажены два диска кривошипа с запрессованными в них пальцами, смещенными относительно друг друга на 90°. Между опорными подшипниками на валу сидят эксцентрики, повернутые относительно соответствующих им пальцев кривошипа на угол 50° в сторону запаздывания.

Шестерня посажена на валу на шпонке и предназначена для передачи движения к другим механизмам.

Рис. 137. Главный вал крана Я-45

Рис. 138. Главный вал крана ПК-ЦУМЗ-15

Посередине главного вала размещена реверсивная передача, состоящая из двух конических шестерен, сцепленных с шестерней вертикального вала передвижения, и двух фрикционных муфт. Корпус одной из муфт одновременно является тормозным диском, который обжимается колодочным тормозом из двух полухомутов. Муфта включается посредством кулачка и отводки.

Главный вал парового крана ПЖ-45 (рис. 139) расположен вдоль поворотной рамы на четырех подшипниках скольжения. Он получает движение через конические шестерни от промежуточного вала и несет на себе два конических реверса А: один для передачи движения на механизм передвижения (вал 8), второй для передачи движения на механизм поворота крана (вал 10). Между коническими шестернями реверсои установлены две фрикционные муфты (устройство их показано на рис. 96).

Рис. 139. Схема расположения механизмов крана ПЖ-45:
1—коленчатый вал паровой машины; 2 — эластичная муфта сцепления; 3 — вал промежуточный; 4 — фрикционная муфта сцепления; 5,6 и 13 — конические шестерни; 7 —главный вал; 8 — горизонтальный вал к механизму передвижения; 9 — муфта кулачковая двусторонняя; 10 — горизонтальный вал к механизму поворота; 11—муфта фрикционная; 12 — коническая шестерня к стрелоподъемному механизму

Переключением муфт достигается смена направления движения крана и поворота его верхней части. Главный вал вращается непрерывно, как только начинает работать паровая машина.

Механизм подъема груза — один из наиболее ответственных и сложных механизмов лебедки крана. В кранах, приспособленных для работы с грейфером, этот механизм тесно связан с механизмом подъема грейфера и часто представляет один сложный механизм.

На рис. 140 показан механизм подъема груза крана ПК-6. На оси грузового барабана, лежащей в гнездах верхней рамы крана и укрепленной с обеих сторон врезными стопорными планками, свободно на бронзовых втулках сидит шестерня, грузовой барабан и тормозной шкив.

Барабан отлит из чугуна, имеет форму пустотелого цилиндра с двумя ступицами в торцовых частях. На цилиндрической поверхности барабана сделаны винтовые сходящиеся к середине желобчатые канавки для укладки каната. Концы канатов продеты в литые гнезда барабана и зажаты клиновыми планками, закрепленными винтами.

Рис. 140. Механизм подъема груза крана ПК-6:
1— ось; 2 — шестерня; 3— шкив тормозной; 4 — тормозная шайба барабана; 5— планка; 6— кольцо; 7— хомутик; 5 — стержень; 9, 17 — рычаги; 10 — барабан грузовой; 11 и 12 — втулки распорные; 13 — тяга; 14 — лента тормоза; 15—венец зубчатый; 16, 23 — валики; 18 — кожух; 19 — болт-ограничитель; 20-—шпонка; 21—рычажок двойной; 22 — сухарь; 24—шайба скольжения; 25 — лента муфты; 26 — лента ферродо; 27 — скоба; 28 — винт-ограничитель; 29 — планка стопорная; 30 — ушко стержня; 31— болт с ушком; 32 — хвостовик ленты; 33 — гайки; 34 — втулка; 35 — масленка; 36 — крепление каната

На концах барабана посажены тормозные шайбы, закрепленные на нем шпильками. На шестерне и тормозном шкиве смонтированы две одинаковые ленточные муфты. Рычаги управления приводятся в действие от стержней, входящих в отверстия на концах оси. Вдвигая стержень внутрь оси, при помощи планки перемещают специальное кольцо и облегающий его хомутик. Перемещение хомутика вызывает поворот рычагов, вследствие чего подвижный конец ленты затягивается и достигается сцепление. Тормозной шкив обжимается лентой замкнутого тормоза и нормально находится в заторможенном состоянии.

Между ступицами шестерни, барабана, тормозного шкива и распорных втулок установлены прокладные кольца — бронзовые и стальные. Эти кольца, воспринимая продольные усилия от сил включения муфт, уменьшают износ втулок. С правой стороны к тормозному шкиву на шпильках прикреплен зубчатый венец, передающий движение на механизм подъема грейфера. Шестерня, сидящая на оси, вращается непрерывно в течение всего времени работы паровой машины. Одновременным или раздельным включением правой и левой муфт в сочетании с включением тормоза осуществляют совместное или раздельное вращение грузового или грейферного барабана, при этом барабаны могут вращаться либо паровой машиной, либо под действием натяжения канатов в сторону опускания груза или грейфера.

Все рабочие поверхности трения смазываются при помощи масленок через каналы, просверленные в теле оси и выведенные на трущиеся поверхности.
На рис. 141 изображен механизм подъема груза крана Я-45. Ось закреплена в щековинах лебедки ригельными планками. На ось свободно на бронзовых втулках посажена шестерня, имеющая удлиненную ступицу, на которую опирается своей ступицей барабан, укрепленный на ней шпонками. Вторая ступица барабана сидит свободно на оси, опираясь через втулку. Поверхность барабана имеет нарезку для укладки каната и гнезда в середине и с конца для его закрепления. Рядом с барабаном на ступице шестерни на шпонках закреплен храповик и тормозной шкив, состоящий из двух частей, свободно сидящих на втулках.

С внутренней стороны шкива расположены три собачки. Качаясь на осях, они могут своими концами западать в зубья храповика. На концах собачек установлены выключатели, состоящие из двух щечек. Их нижние концы оканчиваются камнями, входящими в кольцевые пазы А с обеих сторон храповика. Благодаря такому устройству выключателей при вращении шестерни и барабана «на подъем» щечки приподнимают собачки и барабан с храповиком свободно вращается. При обратном вращении щечки выключателей увлекаются по прорези и собачки западают в зубья храповика, в результате чего подсоединяется тормозной шкив, а следовательно, осуществляется полное торможение или спуск груза с подтормаживанием. Совершенно аналогично устроен и второй барабан, используемый для работы с грейфером.

Механизм подъема груза крана ПК-ЦУМЗ-15 показан на рис. 142. Вал механизма имеет две опоры, в которые вставлены подшипники скольжения с бронзовыми вкладышами, составляющие одно целое с рамой лебедки.

Рис. 141. Механизм подъема груза крана Я-45:
1—ось барабана; 2 — планка ригельная; 3, 7 и 17 — втулки; 4— ведущая шестерня; 5 —барабан; 6 — шпонка; S —храповик; 9 — тормозной шкив; 10 — собачка; 11 — ось собачки; 12 — клин-планка; 13 — канат; 14 — винт прижимной; 15 — прокладное кольцо; 16 — заглушка-футорка; 18 — щечка выключателя; Л—кольцевые пазы

На валу посредством шпонок закреплена ведущая шестерня и ведущий диск. Между этими деталями на валу сидят свободно на бронзовых втулках две ступицы.

Для компенсации продольных зазоров между ступицами и у подшипников поставлены прокладные стальные кольца.

На ведущей шестерне и ведущем диске смонтированы одинаковые ленточные фрикционные муфты. Посредством лент, обжимающих фланцевую часть ступиц, муфты соединяют ведущую шестерню и ведущий диск со ступицами, причем это соединение в зависимости от включения муфт может быть одновременным или раздельным.

Муфтами управляют посредством стержней, помещенных в засверленные концы вала, и планок, проходящих через прорези вала и соединенных с втулками. Втулки могут перемещаться на скользящих шпонках в продольном направлении и, действуя на шарнирные рычаги, затягивают ленты муфт. Ступицы представляют собой широкие шкивы с удлиненной ступичной частью, которой они посажены на вал. На широкую поверхность ободов каждой ступицы, кроме лент фрикционных муфт, воздействуют ленты тормозов.

Угол обхвата тормозными лентами ступиц составляет 290°. Для лучшего отхода лент в отторможенном состоянии на каждый тормоз установлены по три отжимные пружины.

Рис. 142. Механизм подъема груза крана ПК-ЦУМЗ-15:
1 — вал; 2 — шестерня; 3 — втулка включения; 4 — диск ведущий; 5 и 6 — ступицы; 7 —втулка; 8 и 9 — кольца; 10, 11, 17, 18 и 36 — рычаги; 12 — серьга; 13 — стержень; 14 —планка; 15, 41 и 42 — оси; 16 и 29 — щеки; 19 и 20 — барабаны грейферные; 21— барабан грузовой; 22 и 23 — шпонки; 24 — лента муфты; 25 — лента тормоза; 26 — пружина отжимная; 27 —винт-ограничитель; 28 — опора вала; 30— валик; 31— скоба; 32 — стойка; 33 и 34 — ушки ленты; 35 — шпилька; 37 — стойка упора; 38 — гайка; 39— винт упорный; 40—лента ферродо; 43 — масленка

На удлиненные части ступиц в зависимости от характера работы могут быть надеты или два раздельных барабана, или один—общий барабан. Барабаны фиксируются на ступицах шпонками. При постановке двух барабанов один используется для наматывания поддерживающего каната грейфера, другой — для замыкающего каната грейфера. Оба барабана на цилиндрической поверхности имеют ручьи для правильной укладки канатов.

Общий грузовой барабан имеет большую длину, так как используется при работе с крюком с применением полиспаста, поэтому длина наматываемого каната значительна. Все барабаны разъемные и состоят из двух половинок, свинченных между собой болтами. Концы канатов на барабанах закрепляют в трех отверстиях на диске ступиц планками.

Рабочие поверхности трения втулок на осях смазываются от масленок по трубчатым магистралям, выведенным в отверстия барабанов.

Механизм подъема груза крана ПЖ-45 показан на рис. 143. Этот кран имеет два грузовых крюка, поэтому и механизм подъема груза имеет два барабана. От коленчатого вала через фрикционную муфту включается шестерня и движение передается шестерне. Эта шестерня свободно на бронзовых втулках сидит на удлиненной ступице шестерни и в свою очередь имеет ступицу в виде гильзы с продольными пазами, в которые заходят постоянно сцепленные с ней выступы корпуса двусторонней муфты. Эта муфта свободно сидит на валу и своими внутренними кулачками при включенном положении может соединяться с кулачками шестерни, вследствие чего движение от шестерни передается к шестерне, а следовательно, на барабан основного крюка или к шестерне и через паразитную шестерню и шестерню на барабан вспомогательного крюка. Для торможения механизмов подъема груза имеются два раздельных замкнутых тормоза.

Рис. 143. Механизм подъема груза крана ПЖ-45

Тормоза грузовых барабанов замкнутые ленточного типа. Стальная лента обжимает тормозной шкив с деревянными колодками и под действием груза держит его в заторможенном состоянии. Растормаживание осуществляется системой рычагов, приподнимающих груз и ослабляющих тормозную ленту.

Тормозной шкив свободно посажен на ступице храповика. Храповик имеет зубья, в которые западают собачки тормозного шкива; при этом направление зубьев таково, что при движении на подъем собачки не препятствуют вращению вала с храповиком при заторможенном шкиве, а при движении на спуск храповик через собачки соединяется со шкивом и спуск может происходить лишь при ослаблении тормоза.

Механизм подъема груза дизель-электрического крана КДЭ-151 изображен на рис. 144. Два раздельных грузовых барабана приводятся каждый от отдельного электродвигателя через два двух-ступенчатых одинаковых редуктора, заключенных в один корпус.

Рис. 144. Механизм подъема груза храна КДЭ-151

От электродвигателя через зубчатую муфту движение передается к первичному валу редуктора. Часть зубчатой муфты сидит непосредственно на хвостовике вала и является одновременно тормозным шкивом, который затормаживается замкнутым электротормозом типа ТКТ-300 или тормозом с гидротолкателем. С первичного вала движение через промежуточный вал-шестерню и шестерни передается на выходной вал, заканчивающийся ступицей. Ступица выходного вала одновременно является опорой для подшипника вала барабана и частью зубчатой муфты, соединяющейся с барабаном через вставную ступицу, которая является второй частью зубчатой муфты. Все валы редуктора и барабанов опираются на подшипники качения. Наличие в механизме двух барабанов позволяет поднимать груз или раздельно каждым барабаном, или одновременно обоими; в этом случае скорость подъема увеличивается вдвое. Перепасовкой канатов можно один барабан использовать для грузовой работы, а второй — для грейферной. Направление вращения барабанов изменяется при помощи электродвигателя. Все шестерни, заключенные в корпус редуктора, смазываются за счет своего погружения в налитое в корпус масло и разбрызгивания его при вращении шестерен.

На рис. 145 изображен механизм подъема груза крана ЭДК-25, имеющего основной и вспомогательный крюки. Оба барабана сидят свободно на оси и с концов имеют прикрепленные к ним шестерни. Привод барабанов осуществляется от электродвигателя через систему зубчатых передач. На конце вала электродвигателя посажена эластичная муфта, соединяющаяся с первичным валом редуктора.

Обод муфты одновременно служит тормозным шкивом, который тормозится колодочным электротормозом. Первичный вал редуктора заканчивается конической шестерней, сцепленной с шестерней, посаженной на вал-хвостовик шестерни, которая через шестерню передает движение удлиненному выходящему валу, выступающему из корпуса редуктора. На этом валу свободно сидят кулачковые муфты, на ступицах которых закреплены ведущие шестерни. На ободы полумуфт действуют ленточные тормоза. Между полумуфтами на скользящих шпонках размещена кулачковая муфта. При своем перемещении она сцепляется с той или иной полумуфтой, передавая тем самым движение на барабан главного крюка или на барабан вспомогательного крюка. Эта передача осуществляется от ведущих шестерен через валы с шестернями, постоянно сцепленными с шестернями барабанов. На ступице каждого барабана размещена звездочка, которая через цепную передачу воздействует на конечный выключатель, отключающий электродвигатель при предельном сматывании канатов с барабанов.

На аварийный случай при отсутствии электроэнергии в механизме имеется ручной привод, действующий от рукоятки через зубчатую передачу на вал электродвигателя. Аналогичный механизм подъема груза установлен и на кране ЭДК-50, при этом на оси вместо двух барабанов посажен один барабан с закрепленной на нем шестерней. Вместо двух отдельных валов установлен вал с сидящими на нем шестернями. Движение на этот вал передается с удлиненного вала редуктора, при этом в зависимости от положения кулачковой муфты изменяется передаточное отношение передачи, а соответственно изменяется и скорость подъема груза.

Механизм подъема грейфера. В ряде кранов, например в кранах ПК-6, механизм подъема грейфера представляет собой самостоятельный механизм.
На рис. 146 показан механизм подъема грейфера крана ПК-6.

На оси, закрепленной стопорными планками, в гнездах рамы крана посажен грейферный барабан, представляющий собой чугунную цилиндрическую отливку, имеющую две ступицы. Одна ступица (удлиненная) переходит в горловину барабана. В ступицы барабана впрессованы бронзовые втулки, которыми барабан опирается на ось. На цилиндрической поверхности барабана нарезаны две сходящиеся к середине винтовые канавки для каната. Концы каната закреплены в каналах утолщенных мест барабана и зажаты клинообразными планками и винтами.

На горловине барабана установлена цилиндрическая шестерня. Крепление шестерни может быть или на скользящих шпонках, что позволяет ей перемещаться по горловине барабана и входить в зацепление с зубчатым венцом механизма подъема груза, или она закреплена шпонкой и болтом на барабане, а зацепление шестерен осуществляют за счет перемещения вдоль оси всего барабана. В последнем случае разъемный хомут переставляют на другую сторону барабана и помещают между ступицей барабана и стопорным кольцом. Трущиеся поверхности втулок смазываются от пресс-масленок по каналам, просверленным в ступице и оси.

Рис. 146. Механизм подъема грейфера крана ПК-6

Механизм подъема стрелы предназначен для изменения угла наклона грузовой стрелы, а следовательно, и для изменения вылета крана. Характерной особенностью этого механизма является наличие в нем червячной передачи преимущественно с самотормозящим червяком.

Устройство механизма подъема стрелы крана ПК-6 показано на рис. 147. В отверстиях кронштейна и щековины лебедки крана закреплена стопорными планками ось стрелового барабана, посаженного на эту ось свободно на бронзовых втулках. Барабан имеет удлиненную ступицу, на которую неподвижно на двух шпонках напрессована чугунная червячная шестерня, закрытая снизу кожухом. От продольного перемещения барабан удерживается прокладными кольцами.

На цилиндрической поверхности барабана выполнена винтовая канавка для укладки каната. Конец каната укреплен в барабане прижимной планкой.

На вертикальной оси, закрепленной в гнездах верхней рамы посредством затяжной гайки, посажен однозаходный червяк. Червяк на ось посажен свободно на бронзовых втулках. На нижней цилиндрической части червяка посредством скользящих шпонок сидит кулачковая муфта. Нижней торцовой поверхностью червяк опирается на ступицу цилиндрической шестерни, сидящей на одной с червяком оси. Ступица этой шестерни имеет кулачки, а на оси шестерня сидит свободно на бронзовых втулках. Посредством кулачковой муфты шестерня может быть соединена с червяком.

Рис. 147. Механизм подъема стрелы крана ПК-6

Кулачковая муфта перемещается отводкой, входящей в кольцевой паз муфты и приводимой в движение системой рычагов с рабочего места машиниста. Верхний конец вертикальной оси имеет опору в специальном кронштейне.

Вследствие постоянного сцепления червяка с червячной шестерней и непрерывной нагрузки на червяк последний со значительным усилием стремится подняться вдоль оси. Для воспринятия этого усилия на верхний конец оси навинчена на резьбе опорная гайка с каленой и шлифованной поверхностью.

Для смазки рабочих поверхностей червячной шестерни под нижнюю часть ее подведена масляная ванна, образуемая защитным кожухом. Трущиеся поверхности осей и втулок смазываются от пресс-масленок или штауферов через центральные каналы в осях.

Несмотря на то, что червяк в данном случае имеет угол подъема, не выходящий за пределы самоторможения, для большей гарантии от самопроизвольного опускания стрелы механизм оборудован стопорным устройством. В выключенном состоянии муфты качающаяся собачка под собственным весом западает в зубцы на верхней поверхности муфты и не дает червяку повернуться в сторону опускания стрелы.

При включении механизма муфта опускается и конец собачки остается на весу, освобождая тем самым муфту.

Материалом для червячного колеса служит серый чугун, а для червяка — сталь марки Ст. 5. Рабочая поверхность нарезки червяка закалена до твердости 220—250 единиц по Бринеллю.

Рис. 148. Механизм подъема стрелы крана Я-45

В силу того, что червячное колесо чугунное, большое значение имеет правильный монтаж червячной передачи, отсутствие перекосов, хорошее состояние смазки и соблюдение скоростей, установленных паспортом.

На рис. 148 показано устройство механизма подъема стрелы крана Я-45. В соответствующих гнездах поворотной рамы крана размещены три розеточных подшипника, в которых вращается вал с посаженными на нем двумя барабанами. От продольного перемещения вал укреплен разъемным хомутом, установленным между барабанами, а сами барабаны наружными ступицами с небольшим зазором заходят между щековинами рамы. Кроме барабанов, на валу посажена червячная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с однозаходным червяком, закрепленным на валу, опирающемся на три разъемных подшипника скольжения. На выступающем конце вала свободно на бронзовой втулке расположена коническая шестерня, ступица которой имеет кулачки, а сама шестерня сцеплена с шестерней главного вала. Позади шестерни на скользящих шпонках размещена кулачковая муфта. Перемещая муфту и вводя в зацепление ее кулачки с кулачками конической шестерни, движение передается на вал червяка и далее на червячную шестерню, в результате чего барабаны будут вращаться, наматывать на себя канат и изменять вылет стрелы.

Все рабочие трущиеся поверхности смазываются от колпачковых масленок, а червячное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну. Пробка предназначена для спуска из ванны отработавшего масла.

Механизм подъема стрелы крана ПКХЦУМЗ-15 (рис. 149) в отличие от рассмотренных механизмов имеет высоко расположенный барабан.

Рис. 149. Механизм подъема стрелы крана ПК-ЦУМЗ-15

Привод механизма осуществляется от промежуточного горизонтального вала лебедки. Этот вал имеет по концам две опоры и вращается в бронзовых вкладышах подшипников щековины лебедки. Шестерня, закрепленная на валу шпонкой, приводит вал во вращение. Шестерня, также посаженная на шпонку, передает движение механизму вращения.

В средней части вала размещена реверсивная передача, состоящая из двух конических шестерен и двусторонней кулачковой муфты, двигающейся на скользящих шпонках.

Шестерни напрессованы на кулачковые втулки, свободно вращающиеся на валу. Внутрь кулачковых втулок запрессованы бронзовые втулки.

Положение шестерен на валу зафиксировано стопорными кольцами и упорными шайбами, в которые с одной стороны упираются буртики втулок, а с другой —концы шпонок. С этими шестернями сцеплена коническая шестерня вертикального вала червяка. Эта шестерня на вал посажена на шпонке и от сползания вниз закреплена торцовой шайбой и болтом.

Вал червяка имеет две опоры во втулках нижней и верхней балок, укрепленных между собой щековинами рамы крана и стойками. Верхний конец вала имеет упор в подушку подпятника. Несколько выше нижней балки на валу сидит на шпонке тормозной шкив, который непрерывно обжат тормозной лентой, находящейся под воздействием пружины на сбегающем конце ленты. Этот тормоз служит дополнительным средством, гарантирующим от самопроизвольного опускания стрелы.

Стальной однозаходный червяк с закаленной рабочей поверхностью закреплен на валу шпонкой, посажен до упора в заплечик вала и находится в масляной ванне.

Параллельно верхней балке в гнездах стоек закреплена ось (рис. 150). На ней свободно на бронзовых втулках сидит длинный барабан с гладкой цилиндрической поверхностью, на которую наматываются два конца стрелового каната. Концы каната на барабане закреплены прижимными планками.

Посередине барабана на утолщенную его часть надета с нагревом бронзовая червячная шестерня, закрытая в кожухе и находящаяся в зацеплении с червяком. Продольные усилия от червячной пары воспринимаются специальными разъемными хомутами и упорными шайбами. Червяк и червячная шестерня заключены в специальный разъемный кожух, являющийся одновременно и масляной ванной.

Кроме барабана, на ось надета своими ушками вилка. На противоположном конце вилки закреплена ось с надетыми на нее двумя блоками, составляющими нижнюю часть полиспаста подвески стрелы.

Все трущиеся поверхности осей и втулок смазываются посредством пресс-масленок через каналы в осях.

На рис. 151 схематично изображен механизм подъема стрелы крана ПД-45. Наклонно расположенный червяк размещен на трех радиальных подшипниках в корпусе и получает движение через сидящую на его конце шестерню, сцепляемую с шестерней промежуточного вала. С червяком постоянно сцеплен червячный венец, закрепленный на барабане. Под воздействием натяжения каната червяк постоянно испытывает усилие Р вдоль оси и стремится повернуться в одну и ту же сторону. Продольное усилие воспринимается упорным шарикоподшипником не через фланец червяка, а непосредственно через прокладные кольца скольжения и боковую поверхность храпового колеса, между которыми возникают значительные силы трения, затормаживающие механизм.

В корпусе расположены две собачки. Они могут западать в зубья храпового колеса и препятствовать его повороту в сторону спуска стрелы. Таким образом, под воздействием усилия каната и задержания собачками храпового колеса червяк удерживается за счет силы трения, возникшей между прокладными кольцами и храповым колесом. Червяк в направлении спуска приводится в движение паровой машиной, при этом преодолевается в основном сила трения.

Рис. 150. Барабан стрелового механизма крана ПК-ЦУМЗ-15

Собачки тягами связаны с кольцами, состоящими из двух половин, облегающими буртик червяка и прижатыми к его поверхности пружинами. Нажатие пружин достаточно для того, чтобы при вращении червяка в сторону спуска стрелы увлечь за собой полухомут и тягами завести собачки в зубья храпового колеса, а при движении червяка на подъем, наоборот, приподнять их, вывести из зацепления и обеспечить беспрепятственный подъем. При остановке подъема стрелы в силу стремления червяка повернуться в обратную сторону собачки снова западут в зубья храпового колеса и червяк снова окажется заторможенным.

Стрелоподъемный механизм приводится в действие включением шестерни и муфтой. Устройство этой муфты показано на рис. 96. Цилиндрическая поверхность наружного корпуса муфты является одновременно тормозной, и на нее действует замкнутый тормоз ленточного типа, затормаживающий при необходимости весь механизм.

Рис 151. Механизм подъема стрелы крана ГЩ-45

Кран КДЭ-151 для подъема стрелы имеет самостоятельный механизм с приводом от электродвигателя (рис. 152). На вал этого двигателя посажена на шпонке цепная полумуфта, на удлиненной ступице которой закреплен тормозной шкив, обжимаемый колодками электрического тормоза. К полумуфте вплотную примыкает полумуфта червяка. На зубья обеих полумуфт надета цепь. Благодаря такому соединению образуется цепная муфта, передающая движение от двигателя к червяку и допускающая в незначительных пределах несовпадение осей. Червяк однозаходный верхнего расположения размещен в корпусе редуктора с одной стороны на коническом роликоподшипнике, ас другой — на радиальном шарикоподшипнике в сочетании с упорным шарикоподшипником, воспринимающим продольные усилия.

Установку подшипников регулируют нажатием винта в торцовую шайбу с последующим закреплением контргайкой. Червяк находится в зацеплении с червячным колесом, состоящим из бронзового обода, посаженного на стальную ступицу. Червячное колесо своей ступицей закреплено на шлицах вала, размещенного в корпусе редуктора в плоскости его разъема и опирающегося на два конических роликоподшипника. Установку этих подшипников также регулируют нажатием в торцовую шайбу винта.

Рис. 152. Механизм подъема стрелы крана КДЭ-151

Нижняя часть корпуса редуктора образует масляную ванну; в нее погружается обод червячного колеса. На выходящий конец вала червяка на шлицах посажена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом, напрессованным на шейку барабана. В обе ступицы барабана вставлены стаканы, внутри которых

размещены шарикоподшипники. Внутренние обоймы подшипников садятся на втулки, одетые с напряженной посадкой на неподвижную ось, закрепленную в кронштейнах рамы. С торцов, стаканы закрыты крышками и прикреплены болтами к ступицам барабана. С целью предохранения подшипников от попадания пыли, загрязнения и возможности вытекания смазки по обеим сторонам каждого подшипника поставлены типовые резиновые уплотнения.

От продольного перемещения по оси барабан укреплен кольцами.

На рабочей поверхности барабана сделана винтовая канавка для укладки каната, прикрепляемого к барабану двумя прижимными планками. При включении электродвигателя освобождается тормозной шкив и движение через зубчатую муфту, червячный редуктор и две цилиндрические шестерни передается на барабан. При выключении электродвигателя электротормоз немедленно замыкается и механизм оказывается заторможенным. Изменение направления вращения барабана достигается изменением вращения якоря электродвигателя. Механизм подъема стрелы кранов ЭДК-25 и ЭДК-50 показан на рис. 153. Он также состоит из электродвигателя, редуктора, эластичной муфты, электротормоза, червячного редуктора. Эластичная муфта соединяет вал двигателя с первичным валом редуктора. Редуктор состоит из двух конических шестерен и двух Цилиндрических шестерен, сидящих на одном промежуточном валу, а на конце выходного вала сидит коническая шестерня, соединяющаяся с шестерней, посаженной на хвостовик червяка. Червяк своими шейками опирается на бронзовые втулки, а продольные усилия воспринимаются упорным подшипником. Червяк постоянно погружен в масло, чем осуществляется смазка и червячного колеса, закрепленного на шпильках к барабану, вращающегося на оси. Ось закреплена неподвижно в щековинах станины. Для ограничения сматывания каната с барабана барабан через звездочку связан цепной передачей с концевым выключателем. На случай неисправности электрической части и необходимости незначительного прокручивания механизма предусмотрен ручной привод, действующий от рукоятки через пару конических шестерен на вал электродвигателя.

Рис. 154. Механизм поворота крана ПК-6

Механизм поворота крана ПК-6 (рис. 154) состоит из валов:горизонтального и вертикального. Горизонтальный вал лежит на двух опорах — подшипниках скольжения. Во вращение вал приводится шестерней, закрепленной шпонкой. В средней части на валу расположена реверсивная передача, состоящая из конических шестерен, свободно сидящих на валу, и двусторонней кулачковой муфты, передвигающейся по скользящим шпонкам. Конические шестерни на ступицах имеют кулачки, а внутрь ступиц впрессованы втулки. Конические шестерни горизонтального вала, будучи сцеплены с шестерней вертикального вала, образуют тем самым устройство, позволяющее перемещением кулачковой муфты сцеплять ее с той или иной шестерней горизонтального вала, изменять тем самым направление вращений вертикального вала, а следовательно, и направление вращения крана. Опорами для вертикального вала служат бронзовые втулки , запрессованные в колонну, укрепленную в раме крана болтами. Шестерня имеет тормозной шкив, обжимаемый лентой тормоза, автоматически включаемый в момент выключения муфты (в кранах ранних выпусков). Автоматическое включение достигается блокировкой систем рычагов управления муфтой и тормозом. На кранах поздних выпусков автоматический тормоз заменен открытым ленточным тормозом, действующим от ножной педали.

На нижний конец вертикального вала, выходящий за пределы верхней рамы крана, на шпонке посажена цилиндрическая шестерня, сцепленная с зубчатым венцом нижней ходовой рамы крана.

Рис. 155. Механизм поворота крана Я-45

От сползания с вала шестерня удерживается шайбой и болтами с замком. Шайбы являются дистанционными для регулировки зацепления.
Рабочие поверхности механизма смазываются от колпачковых масленок или от пресс-масленок по каналам вала, трубчатым магистралям и через крышки подшипников.

Механизм поворота крана Я-45 изображен на рис. 155. На горизонтальном валу, опирающемся на два разъемных подшипника с баббитовой заливкой, посажены на шпонках конические шестерни. Шестерня, будучи сцеплена, с коническими шестернями IX и XIII (см. рис. 132), образует вместе с ними реверсивное устройство, позволяющее изменять направление вращения механизма. Малая коническая шестерня сцеплена с шестерней, посаженной на вертикальном валу механизма. Тормозной шкив служит для торможения механизма, для. чего его поверхность облегает тормозная лента, Управляемая системой рычагов. Вертикальный вал, смазываемый через масленку, имеет опоры в виде двух розеточных подшипников с бронзовыми втулками. Прокладное кольцо, воспринимая вертикальные усилия, предназначено также и для регулировки зацепления конических шестерен. На нижнем конце вертикального вала насажена малая цилиндрическая шестерня, постоянно сцепленная с зубчатым венцом нижней ходовой рамы крана; при своем вращении она обегает вокруг венца и обеспечивает поворот крана. Упорные шайбы предохраняют шестерни от спадания с валов.

Рис. 156. Механизм поворота крана Щ-ЦУМЗ-15:
1 — вал горизонтальный; 2, 4 и 5 —шестерни; 3 — вкладыш подшипника- 6 — вал вертикальный; 7 — муфта дисковая; 8 — колодка тормоза; 9, 10 и 22 — втулки; 11 — колонна; 12 и 15 — кольца; 13 — шестерня малая; 14 — шайба; 16 — венец зубчатый; 17 — кольцо стопорное; 18 — масленка; 19 — кулак включения; 20 — хомут кулака- 21— шайба; 23 — ступица муфты; 24 — штифт; 25 — шпилька; 26 — болт стопорный- 27 — шпонка скользящая; 28 и 29 — шпонки; 30 — болт; 31 -замок; 32 — маслопровод

Механизм поворота крана ГЩ-ЦУМЗ-15 (рис. 156) состоит из горизонтального и вертикального валов. Горизонтальный вал поворота расположен параллельно главному валу лебедки и получает вращение от последнего через вал механизма подъема стрелы и цилиндрическую шестерню. Вал имеет две опоры в подшипниках с бронзовыми вкладышами.

В средней части вала размещена реверсивная передача, состоящая из двух конических шестерен, сцепленных шестерней вертикального вала поворота, и двух фрикционных дисковых муфт. На корпус одной из муфт воздействуют колодки тормоза открытого типа. Верхняя коническая шестерня на вертикальном валу закреплена двумя шпонками. Этот вал имеет две опоры во втулках, запрессованных в стальную колонну, вставленную в расточенные гнезда верхней рамы. Между ступицей шестерни и буртиком верхней втулки имеется кольцо, служащее шайбой скольжения. На нижний конец вала насажена цилиндрическая шестерня, закрепленная шпонками. От смещения вдоль вала верхняя коническая шестерня и нижняя цилиндрическая укреплены болтами и шайбами с замками.

Между заплечиком вертикального вала и его нижней шестерней имеется кольцо, служащее дистанционной прокладкой, устраняющей продольный разбег вала.

Нижняя шестерня вертикального вала постоянно сцеплена с зубчатым венцом, имеющим внутреннее зацепление и укрепленным неподвижно на ходовой раме крана. Вращаясь, шестерня обегает по внутренней стороне венец, в результате чего верхняя часть крана вращается.

Все трущиеся поверхности втулок смазываются от пресс-масленок, поставленных или на концы трубчатых маслопроводов, или ввинченных непосредственно в тело основных деталей.

На рис. 157 схематично показан механизм поворота крана ПЖ-45. От шестерни вала движение передается на блок шестерен, сидящих на вертикальном валу. Цилиндрическая шестерня передает движение шестерне, посаженной на вертикальный вал. Этот вал опирается в специальных подшипниках, укрепленных в металлические конструкции рамы крана. На нижнем конце вала закреплена малая цилиндрическая шестерня, сцепленная с зубчатым венцом, укрепленным на нижней раме. Направление вращения крана может изменяться посредством изменения хода паровой машины, а также переключением фрикционной муфты А (см. рис. 139).

На валу (рис. 157), опирающемся на два разъемных подшипника скольжения, посажен тормозной шкив, на который действует замкнутый тормоз ленточного типа, управляемый ножной педалью. Механизм поворота дизель-электрического крана КДЭ-151 изображен на рис. 158. Электродвигатель соединен с редуктором, укрепленным на одной с ним раме центробежной муфтой. На валу двигателя посажена массивная звездочка, в радиально расположенные пазы которой заложено шесть колодок с наделками из ферродо.

Рис. 158. Механизм поворота крана КДЭ-151

При вращении колодки под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности корпуса полумуфты, и чем больше будет число оборотов, тем больше будет сила прижатия, тем больший крутящий момент передает муфта. Полумуфта посажена на хвостовике конической шестерни, уложенной на роликоподшипниках в редукторе. Коническая шестерня находится в сцеплении с.промежуточной шестерней, закрепленной на шейке вала-шестерни, имеющей наклонные зубья. Через зацепление шестерен движение передается на вертикальный вал, который заключен в колонну. На нижнем конце этого вала сидит малая цилиндрическая шестерня, сцепляемая с внутренними зубцами опорного венца крана. Корпус редуктора сделан разъемным с отъемной крышкой и смотровым окном, прикрываемым крышкой. Опорой всех валов служат подшипники качения. Зубчатые передачи в редукторе смазываются находящимся в редукторе маслом посредством его разбрызгивания во время работы редуктора. Для торможения механизма служит электрический тормоз, колодки которого обжимают наружную поверхность центробежной муфты. При включении электродвигателя муфта освобождается от нажатия колодок, а при выключении она снова затормаживается.

На рис, 159 показан механизм поворота кранов ЭДК-25 и ЭДК-50. От электродвигателя движение передается через эластичную муфту, вал на шестерню зубчатого редуктора, установленного на одну с двигателем массивную станину (вал и шестерня выполнены одной деталью). Обод муфты одновременно служит и тормозным шкивом, на который действует колодочный тормоз. Этот валик уложен в специальный вкладной стакан редуктора и опирается на ряд подшипников качения. Шестерня сцеплена с шестерней промежуточного вала. Этот вал изготовлен за одно целое с косозубой цилиндрической шестерней, сцепляющейся с шестерней конечного вала редуктора. На конце этого вала на шпонке посажена коническая шестерня, сцепленная с шестерней вертикального вала.

Вертикальный вал укреплен в колонне, вставленной в раму, и опирается на бронзовые втулки. На нижнем конце этого вала сидит цевочная звездочка; ее зубья сцепляются с цевками опорного кольца с внутренним зацеплением.

При аварии двигателя и неисправности его электрической части механизм можно провернуть вручную зубчатым приводом, действующим на вал электродвигателя. Направление вращения изменяется посредством изменения направления вращения якоря двигателя.

Механизм поворота крана ЭДК-50 в основном такой же, как и на кране ЭДК-25, и отличается только тем, что он имеет дополнительную зубчатую пару между редуктором и вертикальным валом вращения.

Механизмы передвижения крана. Характерной особенностью механизмов передвижения самоходных полноповоротных кранов является передача движения от главного вала на ходовые части через вал, проходящий через центральную колонну. Эта особенность вызывается необходимостью передать движение с поворотной части крана на неповоротную его часть.

Рис. 159. Механизм поворота кранов ЭДК-25 t и ЭДК-50

Исключение составляют дизель-электрические краны, в которых расположенный в нижней ходовой части крана механизм передвижения приводится в движение от самостоятельного электропривода.

На рис. 160 изображен механизм передвижения крана ПК-6 и его привод через центральную колонну. В расточенные гнезда нижней ходовой рамы вставлена центральная пустотелая колонна. Нижний ее конец упирается своим буртиком в накладки рамы.

Рис. 160. Механизм передвижения крана ПК-6

В средней части колонна закреплена гайкой, укрепленной от поворота стопорной планкой. Специальная шпонка в нижней части колонны предохраняет ее от поворота относительно нижней рамы.

В верхней части колонна имеет рабочую поверхность, на которую садится центральный подшипник верхней поворотной рамы. Центральное отверстие подшипника имеет сферическую поверхность, чем достигается возможность некоторого качания верхней рамы без зажима в подшипнике. Верхний конец центральной колонны нарезан и закреплен гайкой 6. От самопроизвольного развинчивания в торце гайки сделаны сверления, в которые вкладываются цилиндрические пальцы. В верхний и нижний концы колонны впрессованы втулки, являющиеся опорами для центрального вала, проходящего через внутреннюю полость колонны.

На нижний конец вала посажена на шпонке коническая шестерня, закрепленная от сползания с вала шайбой, поставленной на винтах. В верхней части вал имеет резьбу, на которую надет разъемный хомут. Поворотом этого хомута на резьбе подтягивают и устанавливают продольный разбег вала в нормальных пределах. На верхний конец центрального вала свободно посажена цилиндрическая шестерня, имеющая на ступице кулачки, а внутри —бронзовую втулку. Выше этой шестерни на скользящих шпонках на валу посажена кулачковая муфта.

Включение и выключение этой муфты осуществляют отводкой, входящей в кольцевой паз и приводимой в движение системой рычагов с рабочего места машиниста. При опускании муфты происходит сцепление кулачков, центральный вал начинает вращаться вместе с цилиндрической шестерней и передавать движение на нижний горизонтальный вал. Подъем муфты ограничен шайбой, закрепленной болтами на торце вертикального вала. Нижняя коническая шестерня центрального вала сцеплена с шестерней, закрепленной шпонкой на горизонтальном валу передвижения. Горизонтальный вал имеет две опоры в виде розеточных подшипников с бронзовыми втулками, прикрепленные к кронштейнам.

На горизонтальном валу на шпонках закреплены две звездочки, передающие цепью движение на разъемные звездочки, закрепленные на осях колесных пар крана.

На выступающий конец горизонтального вала посажен чугунный тормозной шкив, обхватываемый лентой тормоза замкнутого типа. Тормоз посредством тяги, проходящей через засверловку центрального вала, выключается в момент включения кулачковой муфты, и, наоборот, при выключении муфты лента тормоза под действием груза затягивается и затормаживает механизм. На кранах поздних выпусков этот автоматический тормоз заменен открытым тормозом, включаемым нажатием ножной педали.

Все рабочие поверхности валов и втулок смазываются от колпачковых масленок или пресс-масленок по каналам вала и по трубчатым магистралям.

На рис. 161 показаны отдельные узлы механизма передвижения крана Я-45. Как на многих кранах, в этом кране движение на нижний ходовой механизм передается от главного вала через центральную колонну, установленную на нижней ходовой раме и закрепленную гайкой. Центральный подшипник служит опорой для посадки верхней поворотной части крана на колонну. Вертикальные усилия, возникающие при нагрузке, воспринимаются специальным опорным подпятником, состоящим из прокладных колец и самоустанавливающейся шайбы со сферической поверхностью и сверху закрепленным гайкой. Через центральную колонну проходит сквозной вертикальный вал, на котором наверху сидит коническая шестерня, сцепляемая с шестерней главного вала, а на нижнем конце закреплена коническая шестерня, передающая движение через шестерню на вал ходового механизма. Этот вал установлен в подшипниках двух фасонных литых кронштейнов, укрепленных снизу ходовой рамы. В средней части этого вала посажена цилиндрическая ведущая шестерня, зубцы которой могут входить в зацепление с зубьями паразитных шестерен, которые могут свободно перемещаться вдоль

своих осей, укрепленных в тех же кронштейнах, что и горизонтальный вал. Паразитные шестерни имеют удлиненные ступицы с кольцевыми пазами. Эти шестерни при включении передвигаются по осям и вводятся в зацепление одновременно с шестерней и шестернями ведущих колесных пар.

Рис. 161. Механизм передвижения крана Я-45

Смазка трущихся поверхностей подшипников и втулок осуществляется от колпачковых масленок, установленных непосредственно на деталях, или через систему подводящих трубок.

На рис. 162 показан механизм передвижения крана Щ-ЦУМЗ-15. Его центральная колонна монтируется сверху через соответствующие вваренные в верхнюю и нижнюю рамы крана стальные гильзы.

Гильза поворотной рамы имеет внутри две бронзовые втулки, причем верхняя втулка выполнена с буртиком. Верхним фланцем колонна опирается на буртик этой втулки, а нижний конец ее затянут гайкой и закреплен винтами. От поворота центральная колонна в нижней раме укреплена специальной шпонкой.

Через центральную колонну проходит вал, имеющий опоры во втулках. На верхнем конце вала на двух шпонках закреплена коническая шестерня, которая сцеплена с соответствующей шестерней главного вала, а своей ступицей через стальную шайбу опирается на буртик втулки; сверху шестерня закреплена гайкой.

Рис. 162. Механизм передвижения крана ГЖ-ЦУМЗ-15

На нижний конец вала на шлицевом соединении посажена малая коническая шестерня, соединяемая с шестерней горизонтального вала механизма передвижения. Шайба является установочной и служит для компенсации продольного люфта. От спадания с вала шестерня закреплена гайкой, навернутой на конец вала. Центральное отверстие в вертикальном валу служит для прохода трубы воздушной магистрали к пневматическому тормозу нижней рамы. В верхней части установлено смазочное устройство, состоящее из двух концентричных ванн. Внутренняя ванна служит для смазывания верхней, и нижней втулок центрального вала; наружная ванна предназначена для смазывания втулок центральной колонны. Масляные ванны заполняются маслом централизованно от пресс-масленки или фитильной масленки по трубкам.

Горизонтальный вал передвижения имеет две опоры в кронштейнах нижней рамы. В качестве опор поставлены два двухрядных сферических шарикоподшипника. Шарикоподшипники в кронштейны поставлены через промежуточные стаканы.

Прокладки между фланцами стаканов и корпусами кронштейнов служат для правильной установки зацепления конических шестерен и для регулировки теплового зазора в подшипниках.

Шайбы, закрепленные винтами, служат креплением шарикоподшипников на валу предотвращают их продольное смещение. Снаружи шарикоподшипники закрыты крышками, а с внутренней стороны поставлены уплотнительные кольца, предохраняющие подшипники от попадания в них пыли.

В упор до ступицы конической шестерни на горизонтальный вал посажена цилиндрическая шестерня. Эта шестерня может перемещаться вдоль вала на скользящих шпонках. От самопроизвольного продольного перемещения шестерня удерживается распорной муфтой, состоящей из двух половинок, стянутых болтами, которые плотно прилегают к валу.

Цилиндрическая шестерня во включенном состоянии сцепляется одновременно с двумя шестернями, закрепленными на ведущих осях тележек крана.

Чтобы включить передачу на ведущие оси тележек, шестерню смещают вдоль вала и ставят ее на место муфты, для чего муфту снимают и ставят на вал между шестернями.

Рис. 163. Механизм передвижения крана ПЖ-45

Для облегчения ввода шестерни в зацепление шестерни осей тележек имеют различную ширину или смещены относительно друг друга, вследствие чего сцепление происходит сначала с одной, а затем и с другой шестерней.

Механизм передвижения крана ГЩ-45 (рис. 163) получает движение от промежуточного вала через пару конических шестерен на вертикальный вал, проходящий через центральную колонну крана. На нижнем конце вертикального вала посажена коническая шестерня, сцепленная с шестерней горизонтального вала нижнего механизма. Коническая шестерня выполнена одним блоком с цилиндрической шестерней, входящей в зацепление с паразитными шестернями, сидящими на паразитных валах. Винтовым механизмом отводки и винтами паразитные шестерни перемещаются по своим валам и вводятся в зацепление одновременно с центральной шестерней и с шестернями, закрепленными на ведущих осях колесных пар, или выводятся из зацепления на случай движения крана не самоходом, а при его транспортировке в составе поезда.

Механизм передвижения крана КДЭ-151 (рис. 164) представляет собой два самостоятельных механизма, установленных снизу ходовой рамы крана на специальных рамах. Каждый из этих механизмов состоит из электродвигателя, зубчатой муфты и редуктора, опирающегося на ведущую ось ходовой тележки. На конце вала электродвигателя посажена на шпонке внутренняя полумуфта с наружными зубцами, входящими в зацепление с внутренними зубцами промежуточной втулки.

Рис. 164. Механизм передвижения крана КДЭ-151

Эта втулка имеет также и наружные зубцы, которыми она сцепляется с наружной полумуфтой, соединенной болтами с тормозным шкивом, сидящим своей ступицей на первичном валу редуктора. Этот вал сделан за одно целое с шестерней, сцепляемой с шестерней, посаженной на шлицах вторичного вала.

Параллельно на тех же шлицах посажена цилиндрическая шестерня 10, находящаяся в сцеплении с шестерней конечного вала редуктора. На шлицах этого вала посажена шестерня, могущая перемещаться вдоль вала и выходить из зацепления с шестерней ведущей оси колесной пары. Из зацепления эта шестерня выводится отводкой и рычагом, расположенным снаружи редуктора; при перемещении этой шестерни отключается ходовой механизм для следования крана в составе поезда. Все валики редуктора смонтированы на подшипниках качения. Затяжка конических роликоподшипников регулируется винтами через нажимные шайбы. Корпус редуктора выполнен из двух половин, соединяемых на болтах по периметру разъема. Он установлен на общую с двигателем раму. На этой же раме установлен корпус дополнительного педшипника, образующий вторую опору механима передвижения. Как основной корпус редуктора, так и подшипник опираются на ось колесной пары посредством витых роликов, собранных в обойме-сепараторе из двух половин каждый. Разъемные обоймы служат наружными обоймами этих специальных подшипников качения. В корпус редуктора заливается смазка, смазывающая все зубчатые передачи редуктора. Для улучшения условий смазки зубцов в нижней части редуктора размещена специальная смазочная шестерня, сцепляющаяся с шестерней, которая, находясь большей своей частью в масле, переносит смазку на зубцы шестерни.

Второй конец рамы механизма передвижения подвешивается к буферному брусу крана на двух регулируемых подвесках. Эти подвески в местах прикрепления к буферному брусу имеют шарнирные сочленения в двух направлениях, благодаря чему рама механизма свободно перемещается при движении крана в кривых. В месте прикрепления рамы к подвескам установлены амортизаторы из массивных резиновых шайб, смягчающих колебания рамы в вертикальном направлении.

Механизм передвижения крана ЭДК-25 изображен на рис. 165. Этот механизм имеет двойное назначение: обеспечить передвижения крана самоходом и передвижение промежуточной платформы с поворотной частью крана по рельсам ходовой рамы. На верхней поворотной части крана на литой станине установлен электродвигатель, соединенный эластичной муфтой с двухступенчатым редуктором и с цилиндрическими шестернями. Корпус эластичной муфты одновременно является тормозным шкивом, на который действует колодочный тормоз.

На выходном валу редуктора укреплена коническая шестерня, сцепляемая с шестерней центрального вала. Этот вал проходит через центральную колонну, закрепленную в передвижной промежуточной платформе крана. Центральная колонна служит шкворнем, вокруг которого поворачивается поворотная рама верхней части крана со всеми механизмами. На колонну при помощи своей расточки с бронзовыми втулками насажена траверса, крепящаяся гайкой. Траверса имеет цапфы, посредством которых она заходит в соответствующие гнезда .верхней рамы, чем и осуществляется их соединение. Нижний конец колонны имеет уширенную часть, через которую проходит горизонтальный вал. На этот вал на шпонке посажен блок из двух шестерен: цилиндрической и сидящей на ее ступице конической шестерни. Коническая шестерня соединена с шестерней нижнего конца вертикального вала. Цилиндрическая шестерня соединена с рейкой, проложенной вдоль ходовой рамы крана по ее поверхности. Рейка на участке своей середины имеет вста-выш. Вставыш рейки может сдвигаться в сторону и выходить из зацепления с шестерней. Когда вставыш стоит на месте и шестерня сцеплена с его зубьями, то при движении механизма шестерня катится по рейке, в результате чего промежуточная платформа с укрепленной на ней верхней частью крана перемещается по нижней ходовой раме крана. Рядом с рейкой по ходовой платформе проложена линейка, на которую опирается штанга, пропущенная через канал центральной колонны. На конце линейка имеет уступы, благодаря которым при подходе платформы к крайним своим положениям штанга приподнимается, через систему рычагов и тяг действует на конечный выключатель и останавливает тем самым движение промежуточной платформы. На буферных брусьях, кроме того, имеются упоры, предохраняющие промежуточную платформу от скатывания с ходовой рамы крана.

На выступающем конце горизонтального вала закреплена цилиндрическая шестерня, сцепляющаяся с шестерней, имеющей возможность смещаться вдоль своей оси; при этом ее смещение связано с перемещением вставыша—рейки. При положении вставыша «в рейке» шестерня оказывается вне сцепления с шестерней; в этом случае движется только промежуточная платформа без движения крана. При положении вставыша «вне рейки», наоборот, шестерня вступает в сцепление с шестернями; в этом случае движение передается только на нижний механизм передвижения и поэтому двигаться может только кран, а промежуточная платформа при этом неподвижно закреплена на раме крана. От шестерни передача к ведущим осям колесных пар передается через ряд зубчатых передач из шестерен, посаженных свободно на своих осях. Шестерни посажены на оси так, что имеют возможность перемещаться вдоль них специальным винтовым устройством и выходить из зацепления с шестернями осей колесных пар, чем достигается отключение механизма самохода для транспортировки крана локомотивом или в составе поезда. Шестерни, закрепленные на осях колесных пар, имеют бочкообразную форму, что обеспечивает правильное зацепление при смещении осей в кривых. На центральном горизонтальном валу нижнего механизма, кроме шестерен, установлена фрикционная муфта, позволяющая временно отключать механизм передвижения на одну ходовую тележку в целях облегчения ввода в зацепление шестерен другой тележки. Изменение направления Движения крана или движения промежуточной платформы осуществляется изменением направления вращения ротора электродвигателя. Если возникнет необходимость повернуть механизм вручную, то пользуются ручным приводом на вал электродвигателя.

Механизм передвижения крана ЭДК-50 (рис. 165) мало чем отличается от механизма крана ЭДК-25, но на этом кране нет промежуточной платформы, а следовательно, нет и реечного механизма для ее передвижения. Движение от электродвигателя через редуктор, соединенный с ним эластичной муфтой , передается парой конических шестерен на вертикальный вал центральной колонны. На нижнем конце вертикального вала сидит коническая шестерня, передающая движение на средний горизонтальный вал нижнего механизма. От этого вала движение к колесным парам передается через шестерни. Шестерня также имеет возможность передвигаться вдоль своей оси, чем достигается вывод ее из зацепления с шестернями. Фрикционная муфта предназначена для временного отключения передачи одной ходовой тележки с целью облегчения включения передач другой тележки.

Рис. 166, Механизм передвижения крана ЭДК-50: 1 —электродвигатель; 2 —редуктор; 3 — муфта эластичная; 4 — тормоз; 5 —вал вертикальный; б —вал горизонтальный; 7,8 и 9 — шестерни передач к осям колесных пар; 10 — шестерня передвижная; 11 —шестерня оси колесной пары; 12 — муфта фрикционная; 13 – рама ходовой платформы; 14 — рама поворотной части; 15 — колонна центральная; 16 — корпус нижних передач; 17 — ось колесной пары; 18— привод ручной; 19 — конические шестерни вертикального вала

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Утстройство кранов на железнодорожном ходу

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устройство силовых механизмов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства