После окончания бурения и проведения необходимых исследований каждая скважина должна быть закрыта (ликвидирована).
Основной целью проведения работы по закрытию скважин является исключение всякой возможности последующего обводнения продуктивных горизонтов месторождения пластовыми водами и смешения вод различных водоносных горизонтов. Поэтому в процессе закрытия скважины должны быть надежно изолированы все водоносные горизонты, извлечены обсадные трубы, а ствол скважины залит густым глинистым раствором (заливка раствором производится до прекращения поглощения его скважиной). Основанием для закрытия скважины является также возникновение тяжелых аварий и осложнений в скважине, вследствие чего дальнейшее ее бурение становится невозможным.
Разрешение на закрытие скважины дает геолог партии или экспедиции, обслуживающий буровые работы.
Перед закрытием скважины в ней проводятся геофизические и гидрогеологические исследования. Объем и порядок исследований в скважине устанавливается геологом экспедиции и осуществляется под его непосредственным наблюдением и руководством.
После окончания всех намеченных планом исследований и испытаний скважина подлежит закрытию с выполнением следующих обязательных работ: извлечением из скважин обсадных труб; надежным перекрытием водоносных горизонтов; заливкой ствола густым глинистым раствором; установкой опознавательного знака в устье скважины; нанесением устья скважины на карту района работ с привязкой к существующей сети триангуляции.
Наиболее трудоемкой частью работ по ликвидации скважины является извлечение колонн обсадных труб. В породах с постоянной положительной температурой извлечение обсадных труб осуществляется при помощи домкратов и талевой системы станка. Если не удастся стронуть колонну, то обычно прибегают к разрезанию ее в скважине на отдельные куски и извлечению труб по частям. Особенно сложным является извлечение труб в породах с постоянной отрицательной температурой.
Полностью извлечь трубы из мерзлых пород можно только в двух случаях: а) при оттаивании труб на всю длину колонны; б) когда породы за трубами будут оттаяны на 2—3 см (при этой глубине оттаивания трубы поддаются расхаживанию).
Чрезмерный прогрев труб приводит к быстрому и глубокому растеплению пород в затрубном пространстве, вследствие чего создается угроза обильного оползания оттаявшей породы, оседания минеральных частиц и зашламовывания колонны. В этом случае часть труб может совсем остаться в скважине. Продолжительность отогревания труб зависит от многих причин (мощности и температуры мерзлых пород, времени года, диаметра труб и физических свойств пород) и устанавливается опытным путем на месте работ.
Определение наименьшего и в то же время достаточного растепления мерзлой породы в затрубном пространстве достигается осторожным периодическим расхаживанием обсадных труб.
Оттаявшие трубы следует извлекать длинными свечами.
Лишнее растепление мерзлых пород за трубами и медлительность при подъеме являются основными причинами оставления труб в скважинах.
Методы и приемы перекрытия водоносных горизонтов разрабатываются на месте в зависимости от сочетания пород в разрезе, их физической характеристики, интенсивности водопроявлений и температуры пород.
При небольшом поступлении минерализованной воды в скважину перекрытие водоносного горизонта осуществляется трамбованием ствола вязкой глиной. Глину, предварительно очищенную от песка, размачивают в теплой воде, доводя ее до консистенции теста.
При значительных притоках воды перекрытие осуществляется тампонажный цементом. Если породы имеют постоянную положительную температуру, то затворение цемента производится обычным способом на пресной воде с добавлением 2—3% СаС12 в качестве ускорителя реакций схватывания цемента.
Выше столба цемента устанавливают подушку из вязкой глины, после чего скважину заливают до устья густым глинистым раствором с удельным весом 1,3—1,4 Г/см3. Заливают глинистый раствор до полного прекращения поглощения его скважиной.
После перекрытия водоносных горизонтов глиной или цементом проверяют качество тампонажных работ нагнетанием глинистого раствора в скважину или способом понижения уровня жидкости в обсадной колонне.
Первый способ применяется в тех случаях, когда уровень водоносного горизонта высокий и скважина до устья заполнена жидкостью. Нагнетают глинистый раствор под давлением 40—50 am, после чего при закрытых задвижках наблюдают за давлением в трубах. Если через 20 мин давление жидкости в колонне упадет менее, чем на 5 am, то колонну считают герметичной и тампонаж скважины удовлетворительным.
Второй способ применяется при небольших притоках жидкости в скважину. Понижение уровня жидкости в трубах достигается с помощью желонки. При этом в неглубоких скважинах жидкость откачивают полностью («досуха»), а в глубоких — уровень понижают ниже статического уровня жидкости перекрываемых горизонтов. После этого скважину оставляют в полном покое на 24 ч. Если через сутки уровень жидкости поднимется меньше, чем на 1 м, тампонаж скважины считают удовлетворительным.
В устье ликвидированной скваяданы устанавливают опознавательный знак. В мерзлых породах его следует закреплять в устье скважины на глинистом основании. В этом случае глина быстро и прочно смерзнется с породами устья скважины. На опознавательном знаке нанесены несмываемой краской номер скважины, даты начала и окончания бурения и наименование организации, проводившей бурение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Закрытие (ликвидация) скважин после окончания бурения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы