Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бурение геологоразведочных скважин

Публикация:
   Закрытие (ликвидация) скважин после окончания бурения

Читать далее:




Закрытие (ликвидация) скважин после окончания бурения

После окончания бурения и проведения необходимых исследований каждая скважина должна быть закрыта (ликвидирована).

Основной целью проведения работы по закрытию скважин является исключение всякой возможности последующего обводнения продуктивных горизонтов месторождения пластовыми водами и смешения вод различных водоносных горизонтов. Поэтому в процессе закрытия скважины должны быть надежно изолированы все водоносные горизонты, извлечены обсадные трубы, а ствол скважины залит густым глинистым раствором (заливка раствором производится до прекращения поглощения его скважиной). Основанием для закрытия скважины является также возникновение тяжелых аварий и осложнений в скважине, вследствие чего дальнейшее ее бурение становится невозможным.

Разрешение на закрытие скважины дает геолог партии или экспедиции, обслуживающий буровые работы.

Перед закрытием скважины в ней проводятся геофизические и гидрогеологические исследования. Объем и порядок исследований в скважине устанавливается геологом экспедиции и осуществляется под его непосредственным наблюдением и руководством.

После окончания всех намеченных планом исследований и испытаний скважина подлежит закрытию с выполнением следующих обязательных работ: извлечением из скважин обсадных труб; надежным перекрытием водоносных горизонтов; заливкой ствола густым глинистым раствором; установкой опознавательного знака в устье скважины; нанесением устья скважины на карту района работ с привязкой к существующей сети триангуляции.

Наиболее трудоемкой частью работ по ликвидации скважины является извлечение колонн обсадных труб. В породах с постоянной положительной температурой извлечение обсадных труб осуществляется при помощи домкратов и талевой системы станка. Если не удастся стронуть колонну, то обычно прибегают к разрезанию ее в скважине на отдельные куски и извлечению труб по частям. Особенно сложным является извлечение труб в породах с постоянной отрицательной температурой.

Полностью извлечь трубы из мерзлых пород можно только в двух случаях: а) при оттаивании труб на всю длину колонны; б) когда породы за трубами будут оттаяны на 2—3 см (при этой глубине оттаивания трубы поддаются расхаживанию).

Чрезмерный прогрев труб приводит к быстрому и глубокому растеплению пород в затрубном пространстве, вследствие чего создается угроза обильного оползания оттаявшей породы, оседания минеральных частиц и зашламовывания колонны. В этом случае часть труб может совсем остаться в скважине. Продолжительность отогревания труб зависит от многих причин (мощности и температуры мерзлых пород, времени года, диаметра труб и физических свойств пород) и устанавливается опытным путем на месте работ.

Определение наименьшего и в то же время достаточного растепления мерзлой породы в затрубном пространстве достигается осторожным периодическим расхаживанием обсадных труб.

Оттаявшие трубы следует извлекать длинными свечами.

Лишнее растепление мерзлых пород за трубами и медлительность при подъеме являются основными причинами оставления труб в скважинах.

Методы и приемы перекрытия водоносных горизонтов разрабатываются на месте в зависимости от сочетания пород в разрезе, их физической характеристики, интенсивности водопроявлений и температуры пород.

При небольшом поступлении минерализованной воды в скважину перекрытие водоносного горизонта осуществляется трамбованием ствола вязкой глиной. Глину, предварительно очищенную от песка, размачивают в теплой воде, доводя ее до консистенции теста.

При значительных притоках воды перекрытие осуществляется тампонажный цементом. Если породы имеют постоянную положительную температуру, то затворение цемента производится обычным способом на пресной воде с добавлением 2—3% СаС12 в качестве ускорителя реакций схватывания цемента.

Выше столба цемента устанавливают подушку из вязкой глины, после чего скважину заливают до устья густым глинистым раствором с удельным весом 1,3—1,4 Г/см3. Заливают глинистый раствор до полного прекращения поглощения его скважиной.

После перекрытия водоносных горизонтов глиной или цементом проверяют качество тампонажных работ нагнетанием глинистого раствора в скважину или способом понижения уровня жидкости в обсадной колонне.

Первый способ применяется в тех случаях, когда уровень водоносного горизонта высокий и скважина до устья заполнена жидкостью. Нагнетают глинистый раствор под давлением 40—50 am, после чего при закрытых задвижках наблюдают за давлением в трубах. Если через 20 мин давление жидкости в колонне упадет менее, чем на 5 am, то колонну считают герметичной и тампонаж скважины удовлетворительным.

Второй способ применяется при небольших притоках жидкости в скважину. Понижение уровня жидкости в трубах достигается с помощью желонки. При этом в неглубоких скважинах жидкость откачивают полностью («досуха»), а в глубоких — уровень понижают ниже статического уровня жидкости перекрываемых горизонтов. После этого скважину оставляют в полном покое на 24 ч. Если через сутки уровень жидкости поднимется меньше, чем на 1 м, тампонаж скважины считают удовлетворительным.

В устье ликвидированной скваяданы устанавливают опознавательный знак. В мерзлых породах его следует закреплять в устье скважины на глинистом основании. В этом случае глина быстро и прочно смерзнется с породами устья скважины. На опознавательном знаке нанесены несмываемой краской номер скважины, даты начала и окончания бурения и наименование организации, проводившей бурение.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бурение геологоразведочных скважин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Закрытие (ликвидация) скважин после окончания бурения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства