Строительство является древнейшей областью разумной деятельности человека. В нашей стране капитальное строительство — основа развития всех отраслей народного хозяйства, на которую ежегодно расходуется до 25% ассигнований государственного бюджета. Перевозка строительных грузов составляет до 25% грузооборота железных и до 30% автомобильных дорог. От эффективности строительства зависит успешность развития других отраслей материального производства и уровень благосостояния населения. В сфере строительства занято свыше 10 млн. чел., из них более 1 млн. чел. инженерно-технического персонала. На строительстве используется свыше 1 млн. различных машин, не считая примерно такого же количества автомобилей; стоимость парка машин составляет сейчас более 8 млрд. руб.
Строительные машины и оборудование для механизации строительства позволяют в десятки, сотни и тысячи раз повысить производительность труда по сравнению с производительностью при ручных работах, сократить сроки и во много раз снизить стоимость строительства.
Основными показателями общего процесса механизированных строительных работ являются производительность труда на одного человека в смену, занятого на всем комплексе работ, стоимость единицы продукции, а также доля ручных процессов по объему работ и по численности занятых на них рабочих. Косвенными показателями являются механовооруженность рабочего (в киловаттах) и количество основных машин (с указанием их мощности), приходящихся на 100 рабочих, степень использования машин (показатель Кк) *, масса и мощность машин и оборудования на 1 млн. руб. годовой программы строительства и расход энергии на единицу продукции.
Как показано в табл. 1, механизация с применением машин малой мощности позволяет увеличить производительность труда в несколько раз, причем больше для работ повышенной трудоемкости и тяжелых работ со сложным технологическим процессом. При этом стоимость снижается не более чем в 2— 2,5 раза, и только для менее трудоемких, деревообделочных работ она снижается в 4—6 раз.
Эффективность использования машин средней мощности по сравнению с применением машин малой мощности выше по производительности труда в 2,5—8 раз, а по стоимости в 1,5 — 3 раза.
При массовых работах с применением машин большой мощности, производительность труда в 15—30 раз выше, а стоимость в 2—4 раза ниже, чем на работах с использованием машин средней мощности. Применение машин очень большой мощности (при массовых земляных и открытых горных работах) по сравнению с использованием машин малой мощности повышает производительность труда до 2000 раз и снижает стоимость работ до 12 раз.
Рис. 1. Сооружение канала вручную (1928 г.)
Если столь велико значение мощности применяемого оборудования, то технология вида строительных работ и отвечающей ей механизации может обусловить разницу технико-экономических показателей в десятки и даже сотни раз.
При использовании машин большой мощности стоимость работ может быть снижена в 1,3—1,5 раза, производительность труда увеличена в 2—4 раза, расход энергии и масса оборудования снижены в 1,2—1,4 раза. На рис. 1 показано сооружение вручную Каракумского канала, а на рис. 2 — сооружение перевальной выемки Волго-Донского канала с помощью шагающего драглайна.
Механовооруженностью называется отношение (в процентах) стоимости парка машин к общей стоимости годовой программы строительства. Показатель этот весьма условный, так как при неудачной структуре парка высокому значению механовооруженности может сопутствовать низкая производительность труда.
Рис. 2. Сооружение перевальной выемки Волго-Дона шагающим драглайном с ковшом емкостью 14 м3 и стрелой длиной 65 м (1951 г.)
Использование машин определяется обычно выполнением директивных норм, но лучше его выражать через степень использования по времени машин и их технической производительности, так как директивные нормы обычно не превышают трех-, четырехмесячной выработки при хорошем использовании машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Значение строительных машин, основные показатели строительных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы