Строительные машины и оборудование, справочник






Дорожное движение автомобилей


Категория:
   Управление автомобилем


Дорожное движение автомобилей

Дорожное движение представляет собой процесс движения транспортных средств по дорогам, во время которого действия его участников определяются специальными правилами. Этот процесс характеризуется взаимодействием его основных элементов: водителя, транспортного средства, дороги. Пешеход тоже является участником дорожного движения, не использующим транспортного средства. Основным нормативным документом, определяющим требования к дорожному движению, взаимодействие между его элементами и участниками, являются «Правила дорожного движения».

Качество дорожного движения характеризуется безопасностью, которая, в свою очередь, оценивается количественно по числу дорожно-транспортных происшествий. Обеспечение безопасности дорожного движения в условиях роста автомобильного парка означает снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа раненых и погибших.

Безопасность повышается за счет улучшения организации дорожного движения, предусматривающей подготовку и воспитание его участников, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, методов и средств регулирования движения, контроль за соблюдением «Правил дорожного движения». Эти задачи в нашей стране решаются государственной системой обеспечения безопасности дорожного движения путем контроля, убеждения или принуждения всех организаций и граждан к соблюдению норм, связанных с безопасностью движения. При необходимости создаются ведомственные или межведомственные службы безопасности движения. Координирует всю их деятельность Комиссия по безопасности движения при МВД СССР, а научно-исследовательскую работу направляет специальный совет при Госкомитете по науке и технике.



Основным рабочим органом в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения является Государственная автомобильная инспекция МВД СССР (ГАИ), которая разрабатывает или участвует в разработке правил, нормативов и стандартов, касающихся безопасности движения, а также контролирует соблюдение организациями и гражданами требований указанных документов.

Водитель играет главную роль во взаимодействии элементов дорожного движения. От его действий в решающей степени зависит безопасность движения, так как установлено, что 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Труд водителя отличается значительной напряженностью и предъявляет высокие требования к его способностям, навыкам и чувству ответственности за безопасность окружающих, т. е. общему психофизическому состоянию организма.

Способности водителя ориентироваться в окружающей обстановке определяются специальными медицинскими комиссиями путем освидетельствования водителя не реже чем через 5 лет. Навыки управления автомобилем вырабатываются у водителя в процессе его подготовки на курсах, в школах или комбинатах путем сознательного повторного выполнения специальных упражнений. Чувство ответственности воспитывается у водителя путем применения широкого комплекса государственных и общественных мер, направленных на то, чтобы убедить водителя в необходимости соблюдения «Правил дорожного движения», а при необходимости принудить его к выполнению этих правил.

Право на управление автомобилем водитель приобретает после необходимой подготовки и сдачи экзамена в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ, где ему выдается удостоверение. При этом в зависимости от подготовки и умения водителя в удостоверении делается отметка о праве управления транспортными средствами следующих категорий:
категория А — мототранспортные средства: мотоциклы, мотороллеры, мопеды;
категория В —автомобили с полной массой (масса автомобиля с номинальной нагрузкой) не более 3500 кг и числом мест, помимо водителя, не более восьми (все легковые автомобили и
грузовые моделей УАЗ);
категория С — автомобили с полной массой свыше 3500 кг; категория D — автомобили с числом пассажирских мест более восьми (автобусы);
категория Е — автопоезда.

Для последующего получения отметки, разрешающей управление транспортными средствами более высокой категории, необходимо пройти дополнительное обучение, сдать теоретический и практический экзамены. Получение отметки о праве управле-> ния средствами низшей категории возможно после сдачи только практического экзамена по вождению.

Квалификация водителя определяется администрацией автотранспортных предприятий, которая присваивает ему 1-й, 2-й или 3-й класс, что обусловливает надбавку к заработной плате.

Транспортные средства оказывают важное влияние на безопасность движения, так как совершенство их конструкции и техническая исправность во многом определяют вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Безопасность конструкции современного автомобиля согласовывается с ГАИ и учитывает требования активной и пассивной безопасности. Активная безопасность автомобиля обеспечивается конструктивными мерами, направленными на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, пассивная безопасность связана с особенностями конструкции, предусматривающими снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Активная безопасность требует улучшенных тормозных свойств, устойчивости и управляемости автомобиля при движении, повышенной прочности и сцепных качеств автомобильных шин, надежности и легкости рулевого управления, хорошей обзорности с места водителя, эффективной работы приборов системы освещения и сигнализации, повышенного удобства работы водителя. Эти условия выполняются за счет применения усилителя привода тормозов, дисковой конструкции тормозов передних колес, раздельного (двухконтурного) привода тормозов колес каждой оси и регулятора тормозных сил тормозов задних колес; бескамерных шин и усилителя рулевого управления; панорамного ветрового стекла, двух зеркал заднего вида и противо-туманных фар.

Пассивная безопасность предусматривает отсутствие острых выступающих частей наружной и внутренней поверхности кабины, наличие ремней безопасности и подголовников сидений, про-тивоосколочных стекол в окнах кабины, энергопоглощающую конструкцию рулевой колонки и передней части кабины, наличие огнетушителя. Одним из самых эффективных средств защиты водителя и пассажиров являются ремни безопасности. При столкновениях на скорости менее 100 км/ч они почти полностью исключают гибель людей и на 50% уменьшают возможность травмирования. Такие же результаты обеспечиваются благодаря энергопоглощающей рулевой колонке, а подголовник на 50j% снижает опасность перелома шейных позвонков при сильном ударе по автомобилю сзади.

Техническая исправность автомобиля определяет возможность получения тех его эксплуатационных качеств, которые заложены в нем конструкцией и обеспечивают надежность, долговечность и безопасность работы. Главным средством поддержания автомобилей в работоспособном состоянии является система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, выполняемых на автотранспортных предприятиях или станциях технического обслуживания.

Контроль за технической исправностью транспортных средств производится органами ГАИ согласно «Правилам проведения государственных периодических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов». Автобусы и легковые автомобили-такси, техническая исправность которых имеет особое значение для безопасности массовых перевозок пассажиров, подвергаются осмотру два раза в год. Остальные транспортные средства осматриваются один раз в год, при этом транспортные средства, принадлежащие предприятиям, — в период с 1 февраля по 31 мая, принадлежащие индивидуальным владельцам,— с 1 января по 31 октября. Техническая неисправность транспортных средств служит причиной всего около 4% всех дорожно-транспортных происшествий, что говорит о несомненной эффективности принятой системы технического обслуживания и контроля исправности транспортных средств.

Дорожные условия в значительной мере определяют характер движения транспортных средств, являясь причиной около 20% дорожно-транспортных происшествий. К дорожным условиям относятся характер проезжей части и обочин, дорожных устройств и оборудования дорог. В наибольшей степени на безопасность движения влияют состояние дорожного покрытия и обочин, а также геометрические параметры дороги и освещенность проезжей части. В связи с этим проектирование автомобильных дорог и городских улиц производится в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП II—60—75), материалы которых предписывают согласование с органами ГАИ проектов автомобильных дорог в части, касающейся безопасности дорожного движения.

Регулирование дорожного движения представляет собой координацию действий всех его участников в интересах повышения скорости и безопасности. Эта задача осуществляется методами обязывания, запрещения или указания водителям и пешеходам выполнять те либо иные действия. Основные требования регулирования движения содержат «Правила дорожного движения», в которых характеризуются также средства регулирования: ограничения скорости, дорожные знаки, разметка проезжей части, светофорная сигнализация. Этими средствами, а также распорядительными действиями органы ГАИ осуществляют дорожное регулирование, смысл которого состоит в том, чтобы сообщить водителю, по какой зоне дороги, с каким режимом и скоростью он должен двигаться.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины