Строительные машины и оборудование, справочник






Эксплуатация светотехнических приборов


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Эксплуатация светотехнических приборов

В процессе эксплуатации автомобилей под влиянием различных внешних воздействий происходит изменение характеристик световых приборов. Изменение характеристик фар характеризуется разрегулировкой (изменением направления светового пучка) и ухудшением светотехнических характеристик. Светосигнальные приборы подвержены влиянию только второго фактора.

Разрегулировка фар происходит от постоянного воздействия вибрационных нагрузок и изменения жесткости подвески автомобиля. Кроме того, к изменению ориентации светового пучка приводит замена перегоревшей лампы. У новой лампы при ее работе под действием высокой температуры нити накала происходит деформация экрана ближнего света относительно поддерживающего его электрода. При этом пучок ближнего света как бы поворачивается по часовой стрелке. В результате при ближнем свете увеличивается излучение в направлении глаз водителя встречного транзисторного средства и ухудшается освещение обочины. Положение экрана стабилизируется через 25—30 ч работы лампы.

При эксплуатации фар с галогенными лампами следует избегать попадания жира на колбу лампы. Жир, попавший на колбу, которая имеет рабочую температуру больше температуры колб обычных ламп, вгорает в кварц стекла, что приводит к уменьшению светового потока лампы. Поэтому при установке галогенной лампы не следует касаться ее колбы даже руками.



Светотехнические характеристики внешних световых приборов изменяются в основном от воздействия внешней среды. В наружную часть рассеивателей световых приборов при движении автомобиля постоянно ударяются твердые частицы (песок, пыль), которые вызывают их абразивный износ. В результате поверхность рассеивателей покрывается микроскопическими царапинами и трещинами. Особенно абразивному износу подвержены рас-сеиватели светосигнальных приборов, которые изготовляются из относительно мягких пластмасс.

Естественное старение пластмасс приводит к уменьшению их прозрачности. Под действием радиации, в результате выгорания красителей, происходит изменение цвета рассеивателей. В конечном счете цветные рассеиватели становятся белесыми и не могут выполнять своих функций. Сила света такого прибора возрастает и может превысить допустимые нормы.

К изменению светотехнических характеристик приводит также эффект, наблюдаемый при выключении светового прибора. Нагревшийся при работе воздух внутри прибора начинает охлаждаться и происходит всасывание наружного воздуха, вместе с которым внутрь попадают пыль и влага. Оседая на внутренних поверхностях оптического элемента, пыль и влага уменьшают силу света прибора, а влага еще способствует и ускорению коррозионных процессов на отражателе и в патроне.

Коррозионные процессы на контактах патронов ламп и в штекерных соединениях цепей питания приводят к увеличению переходных сопротивлений контактов и, следовательно, к увеличению падения напряжения в цепи. В результате также уменьшается сила света прибора. Для уменьшения скорости коррозионных процессов рекомендуется заполнять контактные узлы смазкой Литол-24.

Нормативными документами регламентированы предельные значения параметров световых приборов, выход за которые запрещает их эксплуатацию.

Головной свет регламентируется суммарной силой дальнего света в направлении оси отсчета, которая должна быть не менее 20 тыс. кд.

Регулировка направления светового пучка фар типов С и CR осуществляется по ближнему свету. Фары должны быть отрегулированы так, чтобы горизонтальная часть светотеневой границы была ниже центра фары на расстоянии 10 м от нее на 150 мм Для легковых автомобилей, 200 мм для микроавтобусов, 250 мм для грузовых автомобилей и автобусов. Фары типа R регулируются так, чтобы максимальная сила света совпадала с осью отсчета.

Сила света противотуманных фар в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 675 кд в направлении 3° вверх и не менее 1000 кд в направлении 3° вниз. Световой пучок противотуманных фар должен быть наклонен вниз к плоскости дороги на угол, зависящий от высоты установки фар.

Сила света сигнальных фонарей в направлении оси отсчета ограничивается двумя пределами: верхний такой же, как у новых изделий, нижний несколько меньше норматива для новых изделий.

Считается также недопустимым эксплуатация автомобиля, у которого парные световые приборы (например, сигналы торможения) имеют силу света, отличающуюся более чем в 2 раза.

Для условий эксплуатации нормируются следующие режимы работы указателей поворота:
— частота следования проблесков должна составлять 90±30 проблесков в минуту;
— первый проблеск при включении указателя поворота должен появиться не позднее чем через 3 с.

Поддержание исправного состояния и своевременная замена световых приборов (или их отдельных элементов) обеспечиваются выполнением в полном объеме операций технического обслуживания.

При ежедневном обслуживании (ЕО) необходимо за счет убо-рочно-моечных работ обеспечить чистое состояние рассеивателей световых приборов. Промывать и протирать их следует осторожно, чтобы песком, оставшимся в протирочном материале, не повредить поверхности рассеивателя. Кроме того, при ЕО необходимо последовательным включением убедиться в исправности всех световых приборов и их щитковых сигнализаторов.

Состав контрольно-регулировочных работ при проведении ТО-2 предусматривает дополнительно к операциям ЕО проверку правильности установки фар, измерение силы света фар, проверку состояния ламп, проводов, контактов, винтовых соединений.

Регулировку фар необходимо проводить также после замены лампы, а также после 25—30 ч работы лампы, когда стабилизируется положение экрана ближнего света.

Регулировку фар проводят на специальном посту. На практике посты для регулировки фар оснащаются или экраном с матовым покрытием, или специальным прибором-реглоскопом.

При применении экрана, кроме него, в пост входит рабочая площадка, устройство ориентации автомобиля относительно экрана и. устройство для измерения силы света. Автомобиль на рабочей площадке устанавливается таким образом, чтобы расстояние между фарами и экраном было от 5 до 10 м. Целесообразнее регулировать фары на расстоянии 10 м, так как при этом обеспечивается большая точность регулировки. Площадка должна быть ровной. Допускаются неровности не более 5 мм. Плоскость экрана должна быть перпендикулярной плоскости площадки с отклонением не более 5°. Автомобиль устанавливают относительно экрана так, чтобы его ось симметрии совпадала с плоскостью ООА или чтобы ось задних колес была параллельна экрану, а плоскость ООА делила расстояние между фарами пополам. От точности установки автомобиля во многом зависит точность регулировки фар. Поэтому используются специальные ориентирующие устройства.

Рис. 1. Разметка контрольного экрана и площади для установки автомобиля при проверке и регулировке фар

На экране наносят две вертикальные линии V—V, отстоящие от линии 00 на расстояние, равное половине расстояния между фарами. Горизонтальная линия R — R наносится на высоте, равной высоте Я центров фар. Ниже линии R — R на величину А с левой стороны от линий V — V наносятся горизонтальные линии, которые с правой стороны от линии V—V переходят в линии, направленные под углом 15° к горизонту. Таким образом образуются ломаные линии С—С. Величина А равна нормативной величине смещения горизонтальной светотеневой границы пучка ближнего света.

При регулировке и проверке силы света одной фары другую перекрывают непрозрачной заслонкой. Регулировку осуществляют совмещением светотеневой границы ближнего света с соответствующей ломаной линией С—С.

Измерение силы пучка дальнего света производят с помощью измерительного устройства, состоящего из фотоэлемента диаметром 30,0—62,5 мм и микроамперметра. Фотоэлемент должен быть коррегирован под среднюю кривую спектральной чувствительности глаза. Предварительно устройство должно быть оттарировано. При измерении силы света необходимо учитывать влияние посторонних источников света. При измерении силы света фар типа CR фотоэлемент устанавливают на линии V— V на 90 мм выше горизонтального участка ломаной линии С—С. При измерении силы света фар типа R фотоэлемент устанавливают на пересечении линий V—V и R — R.

Измерение силы света можно проводить с использованием серийно выпускаемых люксметров. Для получения искомого значения силы света измеренное значение освещенности, которое регистрируют люксметры, необходимо умножить на квадрат расстояния (в метрах) от фары до фотоэлемента.

При регулировке и проверке силы света фар необходимо, чтобы давление в шинах было в норме, а загрузка автомобиля соответствовала данным в его конструкции.

В целом очень простой метод контроля параметров фар с применением экрана имеет ряд недост гков: необходимы значительные площади для организации поста, помещение должно быть затемненным, сложно обеспечить необходимую точность ориентации автомобиля относительно экрана, низкая производительность труда. Попытки устранить указанные недостатки привели к созданию специальных приборов для проверки и регулировки фар — реглоскопов.

Основным узлом реглоскопа является оптическая камера, состоящая из линзы, концентрирующей свет фар на расположенный от нее на расстоянии 400—500 мм экран. Экран снабжен устройством для его перемещения в вертикальной плоскости, а на его поверхности нанесена разметка. В фокусе линзы установлен фотоэлемент, который через выключатель 6 подключается к показывающему прибору.

Оптическая камера обычно устанавливается на штативе, по которому она может перемещаться вверх-вниз. Так обеспечивается возможность совмещения оптической оси объектива с осью отсчета фар по высоте.

Штатив, как правило, закрепляется на подвижном основании, благодаря чему прибор является передвижным. Для обеспечения совмещения оптической оси объектива с осью отсчета фар в горизонтальной плоскости реглоскопы снабжаются специальными приспособлениями, называемыми системой ориентации.

Системы ориентации отличаются друг от друга теми элементами автомобиля, которые служат базой для ориентации оптической камеры. Базой для ориентации могут быть передние колеса, задние колеса или задняя ось, симметричные точки кузова. Наиболее распространены системы ориентации по симметричным точкам кузова. Они также имеют совершенно различное исполнение. Так, на приборе КЗОЗ используется лучевая система ориентации. Реализуется система с помощью специального осветителя, который излучает широкий световой пучок, имеющий резкую светотеневую границу. Осветитель монтируется на приборе таким образом, чтобы светотеневая граница пучка на горизонтальной плоскости, проходящей через оптическую ось камеры, была перпендикулярна оптической оси. При работе прибор ориентируют относительно автомобиля таким образом, чтобы светотеневая граница осветителя проходила через симметричные точки кузова.

Измерение силы света фонарей можно производить с помощью пары фотоэлемент — микроамперметр или указанными выше стандартными люксметрами. Располагать фотоэлемент целесообразно на расстоянии 2,5—3,0 м от проверяемого фонаря. Контроль соответствия цвета сигнальных приборов может быть произведен визуально.

В системе освещения и световой сигнализации в процессе эксплуатации возникают неисправности, определяемые визуально, признаками которых являются нарушения функционирования приборов. При этом можно выделить два состояния: прибор или группа приборов не работает; нарушено нормальное функционирование прибора или группы приборов.

Рис. 2. Схема работы оптической камеры реглоскопа

Рис. 3. Реглоскоп КЗОЗ

Неисправности первой группы можно разделить с учетом дополнительных признаков следующим образом: не работает один световой прибор; не работает группа приборов, имеющая общую цепь питания.

Отказ в работе одного светового прибора может быть вызван перегоранием нитей ламп, плохим контактом в патроне лампы, обрывом подводящих проводов. Определение вида неисправности в этом случае проводится осмотром и контрольной лампой.

Когда не работает целая группа приборов, это может быть следствием обрыва цепи до ее разветвления по отдельным приборам, результатом срабатывания термобиметаллического или перегорания плавкого предохранителя или неисправности в коммутационном устройстве. Место обрыва цепи ищут контрольной лампой. Неисправности коммутационных приборов определяют подключением контрольной лампы к их выводам.

При срабатывании или перегорании предохранителя возможно наличие в цепи замыкания на корпус. Для его определения вместо предохранителя включают контрольную лампу большой мощности (40—50 Вт), а затем включают световые приборы. Если контрольная лампа горит неполным накалом, значит, короткого замыкания нет. Если контрольная лампа горит полным накалом, в цепи приборов есть замыкание. Для определения конкретной цепи, в которой имеется замыкание, поочередно отсоединяют цепи приборов в месте их разветвления. Если при отключении всех цепей лампа горит полным накалом, значит, замыкание на корпус имеется в общем проводе между предохранителем и местом разветвления.

Нарушение нормального функционирования приборов освещения и световой сигнализации заключается в значительном уменьшении силы света приборов, которое может явиться следствием ухудшения оптических свойств деталей оптического элемента или увеличения падения напряжения в цепях питания.

Если напряжение на световом приборе в пределах нормы, неисправен оптический элемент. При этом осмотром можно определить загрязнение отражателя и рассеивателя, потемнение колбы лампы, плохой контакт в патроне.

Величина падения напряжения в цепях определяется разностью напряжений на источнике и на потребителе (световом приборе) . Для цепей световых приборов установлены нормы на падение напряжения. Его величина в цепях фар, сигналов торможения, указателей поворота не должна превышать 0,9 В для систем с номинальным напряжением 12 В и 0,5 В для 24-вольтовых систем. В цепях габаритных огней, освещения номерного знака и салона падение напряжения ограничено 0,6 В для 12-вольтовых и 0,4 В для 24-вольтовых систем. Причинами увеличения падения напряжения при эксплуатации являются сильное окисление наконечников проводов в местах соединений и окисление выводов светового прибора, которые легко устраняются.

На практике встречаются особые случаи отказа световых приборов, который характеризуются дополнительными признаками. К этим случаям следует отнести потерю контакта между корпусом автомобиля и корпусом фонаря или фары.

При двухфарной системе освещения фара, потерявшая контакт с корпусом автомобиля, светит очень слабым светом. При внимательном осмотре обнаруживается, что светят сразу обе нити (дальнего и ближнего света лампы). Объясняется это тем, что изменяется путь электрического тока. Так, при включении ближнего света электрический ток протекает через нити ближнего и дальнего света фары, потерявшей контакт с корпусом, затем по проводу, соединяющему нити дальнего света фар, и нить дальнего света другой фары на корпус автомобиля. При этом получает питание и загорается контрольная лампа дальнего света, что также является признаком рассматриваемой неисправности.

Потеря контакта с корпусом автомобиля в одном из задних фонарей обнаруживается следующим образом. При включении указателей поворота той стороны, в которой возникла неисправность, оба задних фонаря начинают работать (могут гореть лампы других огней) в проблесковом режиме. Сила света фонарей при этом уменьшается.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины