Строительные машины и оборудование, справочник







Козловые краны классификация и назначение

Категория:
   Строительные краны


Козловые краны классификация и назначение

Козловые краны находят все более широкое применение при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в различных отраслях промышленного, гражданского, энергетического и транспортного строительства, а также для обслуживания складов и заводов-полигонов по изготовлению металлических или железобетонных конструкций.

Ригель (ферма или балка) крана установлен на опорах-козлах; по ригелю перемещается грузовая тележка или тельфер (электроталь). Опоры крана установлены на ходовых тележках с механизмами передвижения крана. Управление краном производится” из кабины, расположенной на опоре, на ригеле или на грузовой тележке. Перемещение крана осуществляется по рельсовым путям с колеей, равной пролету крана.

Преимуществами козловых кранов являются простота конструкции, высокая устойчивость и надежность в работе, постоянство грузоподъемности и высоты подъема во всей рабочей зоне, обслуживаемой краном, относительно большая грузоподъемность на единицу веса крана и меньшая стоимость эксплуатации по сравнению с другими кранами с теми же параметрами, а также хороший обзор крановщиком рабочей зоны.

Однако козловые краны можно использовать преимущественно при возведении объектов простой конфигурации в плане (объемно-линейных и линейно-протяженных) ; монтажные блоки строящегося объекта необходимо раскладывать вдоль подкранового пути под консолями либо внутри пролета крана, что требует применения кранов с увеличенными пролетами. Козловые краны невозможно применять при больших уклонах местности без выполнения значительного объема планировочных работ.

Все модели козловых кранов с точки зрения конструктивных решений и связанных с ними технологических возможностей применения кранов в строительном производстве характеризуются следующими четырьмя основными группами факторов (рис. 200): 1) характером грузоподъемных органов; 2) конструкцией кранового строения; 3) способом передвижения грузовых тележек; 4) методом монтажа и демонтажа.

Некоторые модели козловых кранов, например серии КП (УК) отличаются воз-, можностью удлинения ригеля и опор при помощи вставок. Это позволяет, используя одни и те же механизмы и оснбвные узлы металлоконструкций, изменять в широких пределах грузоподъемность, пролет и высоту подъема крюка. Изменяя число вставок ригеля и опор, а также используя предварительное напряжение ригеля, можно собирать краны, грузоподъемность которых увеличивается от 15 до 50 г, пролет—от 32 до 62 ж и высота подъема крюка — от головки рельса — от 7,1 до 30’ м. В несколько меньшей степени это относится к кранам серии К, к кранам КС50-45, КС50-42, КСК30-42А, а также к крану грузоподъемностью 3,2 т Калининградского РМЗ.

Некоторые из приведенных в книге козловых кранов сняты, с производства, но еще эксплуатируются в строительно-монтажных организациях. Приводятся также данные о новых моделях кранов, которые серийно еще не выпускаются, но являются перспективными по своей конструкции (например, краны серии УК с предварительным напряжением ригеля и др.).

Для удобства выбора и сопоставления кранов все 37 моделей условно подразделены на 3 группы: 1) краны грузоподъемностью 5—10 г; 2) краны грузоподъемностью 12—50 г; 3) краны с предварительным напряжением ригеля грузоподъемностью 15—>50 т. Приведена также характеристика козлового крана грузоподъемностью 3,2 т, который представляет интерес как пример прогрессивного направления в краностроении.

Рис. 1. Показатели классификации козловых кранов.

Козловые краны грузоподъемностью 5—10 т

Большая часть кранов этой группы имеет высоту подъема крюка до 10—Ц м и предназначена для погрузочно-разгрузочных работ на прирельсовых складах, для обслуживания полигонов по изготовлению металлических и железобетонных изделий и для укрупнительной сборки конструкций и оборудования строящихся объектов на сборочно-складских площадках.

Краны моделей КС5Х2-28А и КМК2Х5-23 с высотой подъема крюка соответственно 19 и 23 м предназначены для монтажа сборных жилых и промышленных зданий высотой в 3—5 этажей. С ростом индустриализации строительства и со-ответствующим увеличением веса монтажных элементов область применения этих кранов значительно сузилась и дальнейший выпуск их прекратился.

Часть кранов данной группы оснащена тельфером грузоподъемностью 5 т, который перемещается по ездовой балке (модели К-09; К-51; КК-5; кран Львов- < ского ПВРЗ; 5-тонный кран Московского механического завода № 5). На кранах КМК2Х5-11, КМК2Х5-23 и КС5Х2-28А установлены по два таких тельфера, которые могут работать как совместно, так и раздельно. У крана КДКК-7,5/10 по двухбалочному мосту перемещается самоходная грузовая тележка, на которой размещены механизмы подъема груза и передвижения тележки, а также кабель-ный барабан, обеспечивающий работу грейфера или электромагнита. На кранах ККУ-7,5, ККУ-Ю и 10-тонном кране Московского механического завода № 5 применены грузовые тележки с трособлочной системой перемещения и подъема груза.

Все краны (за исключением крана грузоподъемностью 5 т Львовского ПВРЗ) являются двухконсольными. Длина консолей (4,2 и 7—8 м) обеспечивает перекрытие и обслуживание каждой консолью одного или двух железнодорожных путей.

Модели ККУ-7,5; ККУ-10; КС5Х2-28А и 10-тонный кран Московского механического завода № 5 выпускаются с изменяющимся пролетом, что расширяет возможность их использования.

Большинство кранов имеет ригель в виде решетчатой фермы, к которой снизу подвешена двутавровая ездовая балка (монорельс). Исключение представляют кран модели КДКК-7,5/10, ригель которого состоит из двух сплошностенчатых коробчатых балок, и 5-тонный кран Львовского ПВРЗ с ригелем из одной двутавровой балки.

Все краны являются самоходными. Каждая из четырех ног крана устанавливается на ходовую тележку с катком (у крана КМК2Х5-23 тележки двухкатко-вые). Передвижение кранов по рельсам осуществляется механизмами передвижения, установленными на двух ходовых тележках. У крана КДКК-7,5/10’ приводными являются все четыре ходовые тележки.

Большинство кранов этой группы являются самомонтирующимися. Подъем их в рабочее положение производится путем стягивания ног крана при помощи лебедки, установленной на кране (модель К-09; кран Львовского ПВРЗ; 5 и 10-тонные краны Московского механического завода № 5) либо в стороне от него (модели КДКК-7,5/10; КМК2Х5-11; КМК2Х5-23; КС5Х2-28А). Остальные краны данной группы (КК-5; ККУ-7,5; ККУ-Ю) монтируются при помощи стреловых кранов и монтажных мачт.

Рис. 2. Самомонтирующийся козловой кран грузоподъемностью 5 т

Кран Львовского ПВРЗ может иметь 2 исполнения, отличающихся величиной пролета между опорами.

Рис. 3. Двухконсольный самомонтирующийся козловой кран грузоподъемностью 5 т Московского механического завода № 5

Краны, аналогичные модели Московского механического завода № 5, встречаются также под названием кран Тульского завода железнодорожного машиностроения.

Рис. 4. Двухконсольныи козловой кран К-09.

Кран К-09 может иметь два исполнения: с управлением из кабины и с земли; при этом скорость передвижения крана равна соответственно 60 и 40 м/мин.

Рис. 5. Двухконсольный козловой кран К-51.

Рис. 6. Двухконсольный козловой кран КК-5.

Пролет крана КК-5 может быть изменен с 35,1 м на 27,3 и на 19,5 м путем исключения из ригеля одной или двух средних секций длиной по 7,8 м.

Рис. 7. Двухконсольные козловые краны ККУ-7,5 и ККУ-10.

Пролет крана ККУ-7,5 может быть изменен с 20 на 32 м путем вставки секции ригеля. Кран ККУ-10 может иметь два исполнения, отличающихся величиной пролета между опорами.

Кран КМК2Х5-11 оснащается двумя тельферами грузоподъемностью по 5 т либо грузовой тележкой грузоподъемностью 10 т, передвигаемой при помощи тяговой лебедки.

Рис. 8. Двухконсольный самомонтирующийся козловой кран КМК2Х5-11.

Кран КМК2Х5-23 оснащается двумя тельферами грузоподъемностью по 5 т либо грузовой тележкой грузоподъемностью 10 т, передвигаемой при помощи тяговой лебедки. Конструкция крана позволяет осуществлять его перевод на расположенные под углом к эксплуатируемым новые подкрановые пути. Для этого тележки на одной опоре крана сближаются и разворачиваются на поворотном круге, а тележки на другой опоре в это время перемещаются по кривой, что обеспечивается шарнирным опиранием стоек опоры на тележки.

Рис. 9. Двухкоисольный самомонтирующийся козловой кран КМК2Х5-23.

Рис. 10. Двухконсольный самомонтирующийся козловой кран КС5Х2-28А.

Рис. 11. Двухконсольный козловой кран КДКК-7,5/10.

Кран КДКК-7,5/10 может работать со сменным оборудованием: крюком, подъемным магнитом М-41, грейфером емкостью 1,5 м3, захватом для лесоматериалов ЗЛК-З емкостью 3 ж3, автостропом для 5-тонных контейнеров. На тележке крана установлен кабельный барабан, обеспечивающий работу всего сменного оборудования.

Рис. 12. Двухконсольный козловой кран грузоподъемностью 10 т завода «Подъемник».

Краны, аналогичные модели завода «Подъемник», встречаются также под названиями: кран Тульского завода железнодорожного машиностроения, кран ЦП МПС.

Рис. 13. Двухконсольный самомонтирующийся козловой кран грузоподъемностью 10 г Московского механического завода № 5.

Кран может иметь 4 исполнения, отличающихся наличием вставок ригеля.

Козловые краны грузоподъемностью 12—50 т

В данную группу входят модели кранов, значительно различающиеся между собой параметрами и конструктивными особенностями.

Наибольшее распространение получили краны типа К, спроектированные институтом Промстальконструкция. В каждую из трех серий кранов этого типа входят несколько моделей, отличающихся только величиной пролета и грузоподъемностью. Пролет изменяется при помощи 6-метровых вставок ригеля. С увеличением пролета крана уменьшается его грузоподъемность. Краны первой серии (К-122; К-152; К-202) и второй серии (К-182; К-305; К-405; К-505) с высотой подъема крюка 10,5 м предназначаются для обслуживания складов и полигонов; краны третьей серии (К-183; К-184Н; К-253; К-451) с высотой подъема крюка 24 м предназначаются для монтажа сборных конструкций промышленных зданий и сооружений.

Краны типа К имеют одну грузовую тележку, которая перемещается по верхнему поясу ригеля при помощи каната. Лебедка механизма передвижения грузовой тележки установлена на ригеле. На концах ригеля установлены также одна или две грузоподъемные лебедки.

На основе базовых моделей кранов серии К разработаны модификации К-183-2М, К-308, серия КП, К-302П. У крана К-183-2М на грузовой тележке помимо основного крюка грузоподъемностью 18 т установлен шевр с вспомогательным крюком грузоподъемностью 10 т. Кран К-308 имеет две тележки грузоподъемностью по 30 т, что позволяет монтировать элементы весом до 60 г. При работе одним крюком грузоподъемность крана при всех положениях крюка равна 30 т. Для передвижения дополнительной тележки используется тяговый канат основной тележки.

Большинство кранов не имеет консолей. Ригель представляет собой замкнутую четырехплоскостную решетчатую ферму с верхним поясом из двух двутавровых прокатных балок, на которых установлены рельсы.

Спроектированы та£же козловые краны, по конструктивным решениям аналогичные кранам типа К (модели К20-32; К30-32; К50-38; 50-тонный кран Ленинградского завода ГМО). Кран Ленинградского завода ГМО имеет вставки опор, при помощи которых высота подъема крюка может быть изменена (12 и 17 м); остальные краны изготовляются с одной высотой подъема.

В данную группу входят также двухконсольные козловые краны, у которых одна или обе консоли являются съемными (К2К; КС50-42; КСК30-42А; КС50-45). Длина пролета этих кранов может изменяться при помощи вставок, но грузоподъемность при этом не меняется.

Краны КС60-42 и КС50-45 имеют по две грузовых тележки: основную грузоподъемностью 50 т и вспомогательную грузоподъемностью 10 т. Выход на консоли У крана КС50-42 имеет только вспомогательная тележка, основная же может перемещаться лишь в пределах пролета. Краны моделей КСК30-42А и КС50-42 являются самомонтирующимися. Остальные краны монтируются с помощью мачт и стреловых кранов.

Рис. 14. Козловой кран К-122 (К-152 и К-202).

Кран К-183-2М является измененной моделью крана К-183 и отличается от него наличием на его грузовой тележке шевра грузоподъемностью 10 т. При этом грузоподъемность основного крюка снижается до 14 г.

Рис. 15. Козловой кран с шевром К-183-2М.

Рис. 16. Козловой кран К-153.

Кран К-153 представляет собой модификацию крана К-152, отличающуюся увеличенной высотой опор и длиной пролета моста.

Кран К2К оборудуется моторным грейфером емкостью 3 м3 грузоподъемностью 5,1 т. Кран может иметь 6 исполнений, отличающихся наличием вставок моста.

Рис. 17. Козловой кран К-182 (К-ЗЙ5Н, К-405, К-505).

Рис. 18. Козловой кран К-183 (К-253, К-451).

Рис. 19. Козловой кран К-184Н.

Рис. 20. Двухконсольный козловой кран К2К.

Рис. 21. Козловой кран К20-32 (К30-32).

Краны К20-32 и К30-32 являются реконструированными моделями крана К-202, у которых усилены металлоконструкции моста. Это позволило увеличить пролет, а у крана К30-32, кроме того, повысить грузоподъемность и скорости передвижения крана и тележки.

Аналогичные краны с высотой подъема 10 м встречаются также под названием Центроэнергомонтаж.

Рис. 22. Двухконсольный козловой кран КСК30-42А.

Грузоподъемность крана КСК30-42А в пролете между опорами и на консолях при вылете от опор до 12 м равна 30 т, на участке правой (удлиненной) консоли при вылете от 12 до 16 м — 20 т.

Кран может иметь 12 исполнений, отличающихся наличием вставок моста и опор. Правая удлиненная консоль крана является съемной.

Рис. 23. Козловой кран К-308.

Кран К-308 оборудован основной и дополнительной грузовыми тележками. Дополнительная тележка может передвигаться по мосту крана с помощью тягового каната основной грузовой тележки. При совместной работе грузовых тележек грузоподъемность основной тележки при вылете от опоры до 8 м равна 30 т, при вылете больше 8 м — 23 т; грузоподъемность дополнительной тележки при вылете от опоры до 7 м равна 30 г, при вылете 7-ь9 м — 28 г, при вылете больше 9 м — 23 т.

Козловой кран Ленинградского завода гидромеханического оборудования (ГМО) грузоподъемностью 50 т может иметь 2 исполнения, отличающихся наличием вставок опор.

Кран КС50-42 может иметь 9 исполнений, отличающихся вставками ригеля.

Рис. 24. Самомонтирующийся двухконсольный козловой кран КС50-42.

Рис. 25. Двухконсольный козловой кран КС-50-45.

Примечания:
1. Для исполнений 1—3, 7—9, 13—15, L9—21 высота крана в свету Г = =27,86 м\ для остальных исполнений — 19,25.
2. Размеры М, и Р для консолей 13,48 и 12,22 м равны соответственно 10,63 и 9,6 л; для консолей 7,48 и 3,22 ж —2,85 и 1,82 м.

Козловые краны с предварительно напряженным ригелем

Модернизация существующих козловых кранов позволяет увеличить их грузоподъемность, пролет и высоту подъема. Так, например, только за счет усиления стыков ригеля грузоподъемность крана К-183 была увеличена с 18 до 25 т. Дальнейшая модернизация заключалась в повышении несущей способности ригеля путем его предварительного напряжения, которое создается контргрузом через вантовые растяжки. Предварительное напряжение позволяет в 1,5—2 раза увеличить грузоподъемность кранов и создать новые модели с увеличенными пролетами и меньшим весом по сравнению с существующими кранами той же грузоподъемности (краны моделей К-302П и КП(УК), разработанные Днепропетровским отделом треста Укрмонтажоргстрой).

Кран К-302П представляет собой модернизированный кран К-302 (К-305), грузоподъемность которого увеличена за счет усиления стыков ригеля и предварительного его напряжения. Козловые краны серии КП являются модернизированными кранами серии К-183 (К-184; К-253; К-451), у которых грузоподъемность увеличена путем предварительного напряжения ригеля. ^Механизмы крана используются без изменений.

На основании опыта модернизации и эксплуатации существующих кранов разработан проект нового козлового крана серии УК. Основные технические характеристики кранов серий КП и УК совпадают. Каждая модель обозначается маркой КП (пли УК) и тремя двухзначными числами: первое число определяет грузоподъемность, второе — пролет, третье — высоту опор.

Техническая характеристика козловых кранов с предварительно напряженными ригелями.

Рис. 26. Козловой кран с предварительно напряженным ригелем К-302П.

Кран К-302П может иметь 3 исполнения, отличающихся наличием вставок моста.

Рис. 27. Козловой кран К50-38: а — с ненапряженным ригелем; б— с предварительно напряженным ригелем

Рис. 28. Козловой кран серии КП(УК).

Козловой кран с предварительно напряженным ригелем серии КП (УК) может иметь 21 исполнение, отличающиеся наличием вставок ригелей и опор.

Вес ко-нтргруза составляет 11 г и создает в разгрузочных канатах постоянное усилие 90 т.

Рис. 29. Козловой кран Калининградского опытного механического завода грузоподъемностью 3,2 т.

Кран может иметь 17 исполнений, отличающихся наличием вставок ригеля, а также положением жесткой и гибкой опор.


Читать далее:

Категория: - Строительные краны





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины