Строительные машины и оборудование, справочник







Лебедки кранов КБ

Категория:
   Cтроительные башенные краны серии КБ


Лебедки кранов КБ

Унифицированные лебедки кранов серии КБ (рис. 48) обозначаются Л-150, Л-450, Л-500 и Л-600. В обозначении лебедок буква Л это условное обозначение лебедки, трехзначная цифра за буквой обозначает межцентровое расстояние между быстроходным и тихоходным валами, а цифра после точки — порядковый номер модификации.

Рис. 47. Схема работы безопасной рукоятки:
а — положение упорных роликов в нейтральном положении; б — то же при произвольном повороте шкива по часовой стрелке; в — то же при повороте шкива с помощью рукоятки

Как видно из таблицы, одни и те же лебедки могут выполнять функцию как грузовых, так и стреловых лебедок. Так, лебедка Л-450 на кране КБ-16 используется как грузовая, а на кранах КБ-60 и КБ-100 как стреловая. Лебедка Л-600 используется на кранах КБ-160.2 как грузовая и стреловая.

Исключение составляет лебедка для перемещения грузовой тележки. Она не вошла в унифицированный ряд, так как проектировалась позднее и состоит из унифицированного агрегата МТРГУ-120-29,5-МТ-Ш-6 (см. механизмы передвижения) и барабана с опорой. Эта лебедка специального назначения и применяется на различных кранах с балочной стрелой в качестве тележечной, В зависимости от длины стрелы и грузоподъемности используется барабан соответствующей длины и диаметра. Все лебедки выполнены по единой принципиальной конструктивной схеме, в которой двигатель, редуктор и барабан выполнены без рамы в виде единого блока (моноблок). Электродвигатель прикреплен к корпусу редуктора с помощью фланца, а барабан жестко связан с выходным валом редуктора.

Рис. 48. Общие виды унифицированных лебедок:
а — Л-150; б — Л-450.2; в.— Л-500; г — Л-600.4

При такой конструкции отпадает необходимость тщательной проверки соосности соединений, что упрощает монтаж и эксплуатацию лебедок.

Все лебедки имеют три точки опоры, которыми они прикрепляются к металлоконструкциям крана. Две опоры А и Б имеет редуктор (рис. 52), третьей опорой служит выносная опора барабана (В, Г). Хотя выносная опора и крепится к металлоконструкции двумя болтами, ее можно рассматривать как одну балансирную опору, так как оба болта поставлены близко и благодаря наличию шаровых опор под пятой позволяют качаться всей опоре в направлении, указанном стрелками, относительно прямой линии Д, проходящей через головки шаровых опор В и Г.

Рис. 49. Конструктивные схемы унифицированных лебедок:
а— Л-150; б — Л-450 и Л-600.5

Рис. 50. Конструктивные схемы унифицированных лебедок Л-450.2:
а — с цилиндроконическйм барабаном; б ~ со ступенчатым цилиндрическим барабаном (цифровые значения букв см. табл. 12)

Наличие трех точек опирания (вместо четырех) облегчает их установку, так как не требует выверки плоскости посадочных мест металлоконструкций. При трехопорном опирании исключается необходимость применения выравнивающих прокладок под опоры и устраняется влияние на лебедку упругого изгиба рамы поворотной платформы, происходящего во время работы крана. При такой конструкции выходной вал редуктора, жестко связанный с барабаном, лежит на трех подшипниках, два из которых находятся в редукторе, третий — на выносной опоре.

Рис. 51. Конструктивная схема лебедок Л-500 и Л-600.4:
а — лебедка; б — схема расположения анкерных болтов

Трехопорные валы обычно требуют тщательной выверки при установке, чтобы исключить дополнительные нагрузки на какой-либо из трех подшипников опор из-за иесоосности или изгиба вала. Однако в данной конструкции опасность перегрузки вала и подшипников устранена за счет шарнирного крепления самого редуктора к поворотной платформе. При искривлении вала за счет неточности изготовления или несоосности осей барабана и выходного вала, подшипники его не испытывают дополнительных нагрузок, так как редуктор может наклоняться на шарнирных опорах А и Б, а его опора Б — поворачиваться на необходимый угол вокруг опоры А.

Каждая из опор лебедки (рис. 52, б—д) выполнена в виде двух шаровых втулок 3, опирающихся на сферические шайбы 2. Сквозь шайбы и втулки пропущен анкерный болт, соединяющий опору с металлоконструкцией крана.

Конструкцией опор, кроме того, предусмотрена подвижность лебедки за счет зазоров между проушинами и шаровыми втулками. Наибольшая подвижность необходима опоре редуктора у электродвигателя, поэтому в этих опорах предусмотрены и большие зазоры (рис. 52, виг).

Рис. 52. Конструкция опор лебедок:
а — схема расположения опор, б — конструкция опоры А, В и Г лебедки Л-500; в — конструкция опоры Б лебедки Л-500; г — конструкция опоры Б лебедки Л-450; д — конструкция опор А, В и Г лебедки Л-450; 1 — металлоконструкция крана, 2 — сферические шайбы, 3 — шаровые втулки, 4 — проушина редуктора или опоры барабана, 5 —- гайка и контргайка, 6 — анкерный болт, 7 — распорная втулка, А и Б — опоры редуктора, В и Г — опоры барабана

На кранах, выпущенных до II квартала 1965 г., конструкция опор была иная. В них не было предусмотрено зазоров, а подвижность опор обеспечивалась отпусканием гаек анкерных болтов на половину оборота прсле затяжки.

Подвижность опор «плавание» необходимо для предотвращения поломки выходного вала редуктора при небольшой несоосности его с выносной осью барабана, когда опора Б стремится колебаться в направлении стрелок, указанных на рисунке рядом с этой опорой.

Рис. 53. Кинематические схемы унифицированных лебедок: а — лебедки Л-150; 5 — тележеяной лебедки

Подвижность выносной оси барабана относительно корпуса опоры обеспечивается за счет использования сферического двухрядного подшипника и увеличенного отверстия под ось во внутренней крышке подшипника опоры.

Лебедки Л-150 и тележечные имеют Г-образную компановку (рис. 53), все остальные — П-образную, т. е. электродвигатель и барабан расположены сводной стороны относительно редуктора (рис. 54).

Стреловая лебедка Л-150.1, применяемая на кране КБ-16, состоит из фланцевого электродвигателя типа АОС, червячного редуктора, тормоза ТКТ-200/100 и барабана с выносной опорой. Принцип закрепления опор сохранен прежний. Подвижная опора под электродвигателем снабжена резиновым амортизатором, позволяющим ей перемещаться и покачиваться.

Грузовые унифицированные лебедки наряду с нормальными скоростями подъема и опускания груза позволяют получать и медленные скорости для плавной посадки груза, что очень важно при монтаже зданий из крупных элементов.

Посадочная скорость на грузовых лебедках Л-450 (рис. 54, б) получается за счет использования схемы автоматического подтормаживания лебедки с помощью тормоза, оборудованного электрогидротолкателем. Такая схема позволяет уменьшить скорость опускания груза в 3—3,5 раза без конструктивного усложнения лебедки.

Эта же схема использовалась для уменьшения скорости подъема и опускания стрелы на стреловых лебедках Л-450.2. Однако из-за неполадок с гидротолкателями от них пришлось отказаться. С 1966 г. вместо гидротолкателя ТЭГ-25 лебедки комплектуются электромагнитами МО-200Б, а для уменьшения скорости перемещения стрелы изменено передаточное отношение редуктора (см. рис. 54 — цифры в скобках) за счет изменения количества зубьев первой ступени передач. Кроме того, была изменена конфигурация и размеры барабана. Обе части барабана стали цилиндрическими, а диаметр уменьшился.
Для обеспечения плавной посадки груза лебедки Л-500 и грузовые Л-600 (рис. 54, а) снабжены вихревым тормозным генератором ТМ-4 на быстроходном вале редуктора, который позволяет уменьшить скорость опускания и подъема груза в 4—5 раз. Это позволяет повысить плавность не только опускания, но и подъема груза в первоначальный момент.

Редуктор лебедки Л-450 (рис. 55) имеет неразъемный корпус 12 с двумя ступенями цилиндрических передач. Корпус накрыт сверху плоской крышкой. У основания корпуса отлиты две лапы для крепления к металлоконструкции крана.

Быстроходный вал редуктора одним концом соединяется с валом электродвигателя, на другом его конце закреплен тормозной шкив. В лебедках, выпущенных До 1966 г., валы соединялись с помощью телескопической шпоночной муфты. В настоящее время используется зубчатая муфта, которая надежнее в работе и удобнее при сборке редуктора.

Одна из крышек подшипников валов редуктора выполнена закладной с креплением разжимным кольцом. Остальные — фланцевые с болтовым креплением к корпусу.

В наклонное резьбовое отверстие одного из торцов корпуса вставляется масломерный щуп, головка которого является одновременно сапуном.

Рис. 54. Кинематические схемы унифицированных лебедок:
а — лебедок Л-500 и Л-600 (цифры в круглых скобках относятся к Л-600.5, в квадратных — Л-600.4); б — лебедки Л-450 (цифры в скобках относятся к лебедкам выпуска после 1966 г.)

Крышки подшипников быстроходного вала имеют резиновые манжетные уплотнения. Крышка тихоходного вала выполнена с лабиринтным уплотнением. Осевой зазор регулируется путем изменения толщины про кладок под фланцами крышек подшипников.

Тормоз закреплен к корпусу редуктора на двух шпильках.

Рис. 55. Горизонтальный разрез редуктора лебедки Л-450:
1 — масломерный щуп; 2, 3, 6 —регулировочные прокладки; 4 —тормозной шкив; 5, 9 — манжетные уплотнения; 7 — быстроходный вал-шестерня; 8 — обойма зубчатой муфты; /0—вал электродвигателя; 11 — крышка; 12—кортгус

В лебедках Л-500 и Л-600 применены электродвигатели с двумя выступающими концами вала. Одним концом двигатель через зубчатую муфту соединен с быстроходным валом редуктора, второй используется для тормозного шкива. Тормоз закреплен на раме, подвешенной к лапам электродвигателя.

Рис. 56. Горизонтальный разрез редуктора лебедки Л-500 и Л-600:
1 — масломерный щуп; 2 — регулировочное кольцо; 3 — вал быстроходный; 4 — манжетное уплотнение; 5, 9, 11 — крышки подшипников; 6 — шарикоподшипник; 7—шпильки; 8—-зубчатая втулка; 10 — фланец тихоходного вала

К корпусу редуктора со стороны противоположной Двигателю, закреплен на фланце статор тормозного генератора. Ротор генератора насажен на выступающий конец быстроходного вала.

Редуктор (рис. 56) имеет разъемный корпус из стального литья, в котором расположены две пары цилиндрических шестерен. Крышки подшипников валов выполнены закладными. Для предотвращения осевого защемления подшипников, между их наружными обоймами и крышками оставлены зазоры — 0,4 мм, Зазоры регулируются закладными шайбами.

Крышка выходного вала редуктора, обращенная к барабану лебедки, и крышка 9 быстроходного вала со стороны электродвигателя имеют лабиринтные уплотнения. Крышка же, обращенная к тормозному генератору, снабжена резиновым манжетным уплотнением.

Корпус редуктора имеет снизу лапы для крепления к крану. В одной из стенок корпуса выполнено резьбовое отверстие, куда вставлен масломерный щуп.

В крышке редуктора предусмотрены такелажные проушины и люк для заливки масла и осмотра зубчатого зацепления. Ручка крышки является одновременно сапуном.

На лебедках, выпущенных до III квартала 1968 г., быстроходный вал опирался на подшипник, находящийся внутри корпуса, через ступицу зубчатой втулки. В настоящее время конструкция изменена. Вместо подшипника 6 № 215 ставится, вал опирается на его внутреннюю обойму непосредственно, а длина ступицы зубчатой втулки 8 укорочена.

Кроме того, если раньше наружная обойма подшипника зажималась половинками корпуса редуктора, то в новой конструкции вместо верхней половинки использован бугель с креплением к нижнему гнезду четырьмя шпильками. Такая конструкция обеспечила более надежную работу лебедки.

К консольной части тихоходного вала редуктора приварен фланец с ребрами. Торец барабана, имеющий также фланец, соединен с фланцем вала болтами. Второй торец барабана соединен с фланцем оси, опирающейся на сферический шарикоподшипник выносной опоры.

Для предохранения каната от соскакивания на барабане предусмотрены реборды. Рабочая поверхность барабана имеет винтовую нарезку для равномерной намотки каната. Для крепления каната к барабану в его теле выполнен прилив, в котором имеется клиновое отверстие.

Между крышкой и корпусом редуктора не предусмотрено прокладок. При сборке поверхность разъема должна быть смазана шеллачным лаком или суриком.

Тормоз лебедки двухколодочный короткоходовой. Замыкание колодок осуществляется пружиной, а растор-маживание — либо гидроэлектротолкателем ТГМ-50, либо электромагнитом МО-300.Б.

Весь тормоз защищен от попадания осадков металлическим кожухом, устанавливаемым на специальные штыри рамы тормоза.


Читать далее:

Категория: - Cтроительные башенные краны серии КБ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Требования противопожарной безопасности при работе с краном
Основные положения проекта организации работ на строительстве
Правила работы кранов в зоне высоковольтных линий электропередач
Техника безопасности при ремонтных работах
Основные правила безопасности при работе на электроустановках
Правила по технике безопасности для слесарей-монтажников
Правила по технике безопасности для машиниста башенного крана
Виды и причины аварий и травматизма при работе с кранами
Управление краном
Установка крана на строительной площадке


Остались вопросы по теме:
"Лебедки кранов КБ"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы