Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Дорожные машины 2

Публикация:
   Машины для летнего содержания дорог

Читать далее:




Машины для летнего содержания дорог

Скашивание травы на обочинах, откосах насыпей и выемок, резервах и на всей полосе отвода является необходимым мероприятием. Оно необходимо не только в декоративных целях, но и для предотвращения засорения примыкающих к дороге сельскохозяйственных угодий. Для этих целей широко используют легкие косилки, монтируемые на колесных тракторах.

На рис. 9.1 показан схематический чертеж такой косилки, предназначенной для окашивания трав, сорняков и другой растительности на обочинах, откосах и кюветах автомобильных дорог. В комплекте косилки предусмотрен ротационный режущий аппарат для подрезки кустарников. Косилка имеет следующие основные узлы: рычажную раму 1, подрамник 2, монтируемый на тракторе, режущий аппарат со сменными рабочими органами и гидравлическое оборудование.

Рис. 9.1. Косилка на колесном тракторе:
1 — рычажная рама; 2 — подрамник; 3 — режущий аппарат с шириной захвата 1,0 м; 4 — рабочий орган для стрижки кустарника; 5, 6,7 — режущие аппараты с шириной аахвата соответственно 1,2; 1,5 и 2,1 м; 8 — рукав гидросистемы

В зависимости от назначения рабочие органы режущего аппарата бывают ротационные (с шириной захвата 1,0 и 0,8 м) и пальцевые (с шириной захвата 1,2; 1,5 и 2,1 м). Аппарате ротационным рабочим органом представляет собой режущий диск, укрепленный на вертикальном валу, который установлен в корпусе на подшипниках. Сверху диск защищен металлическим кожухом, укрепленным на корпусе. Для поддержки диска под ним установлена лыжа, которая крепится к кожуху и подпятнику на оси диска. Такая опора рабочего органа дает возможность копировать профиль обрабатываемого участка, а также поворачивать рабочий орган во всех направлениях на шарнирной подвеске.

Аппарат ротационного рабочего органа с шириной захвата 0,8 м применяют для стрижки кустарника; он отличается от описанного выше аппарата диаметром режущего диска, числом и формой ножей. Кожух и лыжу снимают, а аппарат устанавливают под углом 45° к плоскости движения трактора и жестко закрепляют.

Режущий пальцевый аппарат подвешивают к рычажной раме, состоящей из двух шарнирно-соединенных звеньев и звена противовеса. Это дает возможность устанавливать аппарат в различных положениях в зависимости от положения трактора относительно окашиваемого участка. Рычажная рама / крепится шарнир но на подрамнике 2, жестко установленном на лонжеронах трактора. Рычажная рама перемещается гидроцилиндрами, один из которых связывает первое и второе звенья, а второй связывает второе звено с подрамником и поворачивает всю раму относительно трактора. При помощи третьего гидроцилиндра поворачивают пальцевый аппарат в зависимости От установки трактора. Создаваемый рамой и режущим аппаратом момент уравновешивается противовесом, так как он изменяется от вылета рычажной рамы. Момент изменяют поворотом первого звена рамы с помощью неподвижно укрепленного на нем шкива, который поворачивает рычаг.

Гидросистема косилки состоит из привода рабочего органа и гидроцилиндров управления рычажной рамы. Привод насоса гидросистемы осуществляется от заднего вала отбора мощности трактора через промежуточный редуктор. Рабочий орган включается с помощью вала отбора мощности. Для привода гидроцилиндров рамы использована гидросистема трактора.

Для бурения ям под посадку деревьев, кустарника, установку столбов, надолбов и указательных знаков применяют бурильно-крановые машины, которые монтируют на автомобиле ГАЗ-66 со всеми ведущими колесами, колесном тракторе «Беларусь» и гусеничном тракторе класса 3 тс. Бурильно-крановые машины бурят ямы диаметром 350, 500 и 800 мм глубиной 2 и 3 м с одновременной установкой в них столбов, для чего машины оборудуются крановым устройством. Вращение бура, его подача, установка выносных опор (аутригеров) и управление бульдозерным оборудованием осуществляется гидравликой. Время бурения одной ямы составляет 0,7—1 мин. Техническая характеристика буриль> но-крановых машин приведена в табл. 9.1.

Для расчистки боковых кюветов широко применяют автогрейдеры легкого и среднего типов, оборудованные удлинителями и откосниками.

Для качественного восстановления первоначального профиля кюветов и очистки их,от заиления и растительности автогрейдер среднего типа ДЗ-31 оборудуют кюветовосстановителем ДЭ-9 (рис. 9.2). Его рабочий орган роторного топа имеет несущую трубу, внутри которой проходит ленточный транспортер, сбрасывающий грунт в отвал. Сварной ротор, состоит из пяти ковшей, форма которых соответствует профилк) отрываемого кювета, и свободно насажен на трубу, вокруг которой он».вращается на роликовых опорах. Труба смонтирована на раме, Шарнирно прикрепленной с помощью четырех параллелограммных тяг <5 к кронштейну, закрепленному, на раме автогрейдера. Из этой же раме установлены противовес, бак для масла и два гидро; цилиндра для подъема рабочего органа в транспортное положение. Привод ротора и транспортера — гидравлический. Производительность кюветовосстановителя – от 120 до 400.м/ч, в зависимости от состояния кюветов. Кювет имеет глубину до 700 мм, ширину по дну 400 мм и заложение откосов 1 : 1,5.

Рис. 9.2. КюветовосстановиТель ДЭ-9:
1 — автогрейдер ДЗ-31; 2 — кронштейн крепления навесного оборудования; 3 — па-раллелограммные тяги; 4 — ковшовый ротор рабочего органа; 5 — ленточный трано«’ портер; ь — труба

Весьма трудоемкой работой является одермовка откосов дорожных насыпей и выемок. Для механизации работ по укреплению откосов создана специальная машина ДЭ-16 (рис. 9i3), ссуществляющая гидропосев семян многолетних трав. В качестве базы для машины используется полйвочно-моечная машина К-ДМ-130 или шасси автомобиля ЗИЛ-130. Шасси оборудуется цистерной объемом 4000 л с лопастной мешалкой и горловинами; гидрдметателем с различными насадками; фекальным насосом, смонтированным под цистерной; трансмиссией, состоящей из, коробки отбора мощности, карданных передач и редуктора, осуществляющего привод насоса|. Машина имеет трубопроводные коммуникации, рабочий мостик для оператора и ящики для хранения еемян и других исходных материалов. Гидропосев производят с помощью гидрометателя смесью из семян многолетних трав, минеральных удобрений, мульчирующего и пленкообразующего материалов и воды. Мульча приготовляется в цистерне и состоит из воды (3200 кг), торфяной крошки (1,5 м3), комплекса минеральных удобрений (75 кг), пленкообразующей битумной эмульсии (800 л) и семян трав (17 кг). Производительность машины достигаёт 800 м2/ч; полив мульчи осуществляется за 2 раза; Дальность вылета струи — до 40 м.

Для механизации трудоемких работ по отводу грунтовых вод, йрторые в весеннее время наносят значительный ущерб проезжей части, также создана специальная машина ЭД-201 для устройства и восстановления водоотводных дренажных прорезей. Машина представляет собой навесноё оборудование на тракторе МТЗ-50/52 и имеет роторно-фреэерный рабочий орган. Производительность машины в среднем 10 ГАЗ-вад прорезей в час при ширине канавки 200 мм, глубине до 600 мм и длине 2,5 м.

Рис. 9.4. Подметально-уборочная машина КО-304А на шасси

При летней эксплуатации автомобильных дорог твердые покрытия загрязняются. Пыль затрудняет движение автомобилей вследствие ухудшения видимости, грязь при влажной погоде уменьшает сцепление шин, что вызывает снижение скорости движения транспорта. Поэтому ликвидация пыли и грязи на дорожном покрытии является обязательным мероприятием при содержании автомобильных дорог. С этой целью широко применяют поли-вомоечные машины для поливки водой дорог, улиц, парков, обеспыливания микроклимата и мойки проезжей части и подметально-уборочные машины для смета и вывозки мусора. Обычно для этих машин в качестве базы используются автомобильные шасси.

В состав поливомоечной машины входит цистерна для воды, центробежный насос, напорный трубопровод с насадками, а также устройство для наполнения цистерны водой из водоема или водопроводного (пожарного) стояка.

Подметально-уборочные машины, более сложные по. своей конструкции, разделяются на щеточные и вакуумные. Обычная щеточная машина (рис. 9.4) используется для подметания проезжей части и лотков улиц и вывозки собранного мусора. В качестве подметального устройства в них используют цилиндрическую и круглую лотковую щетки. Цилиндрическая щетка подметает проезжую часть дороги и перемещает мусор в зону лотковой щетки; она расположена под углом 60° к продольной оси машины. Лотковая щетка подметает лоток и забрасывает мусор в заборное устройство. Для обеспыливания машина имеет систему водяного орошения (перед щетками).

Вакуумные уборочные машины монтируют на шасси грузовых автомобилей или автоприцепах. Назначение этих машин — уборка пыли и мусора, а также удаление воды с улиц, взлетно-посадочных полос аэродромов и автомобильных дорог. Машины могут быть также оборудованы подметально-уборочным устройством.

Вакуумная машина (рис. 9.5) смонтирована на прицепе. На двигателе машины установлен удлинитель кривошипного вала, имеющий корпус, шарикоподшипники и диск со шлицевой муфтой. Корпус удлинителя прикреплен к картеру двигателя, а диск к маховику. На валу удлинителя укреплена эластичная муфта со звездочкой, с помощью которой вращение передается вентилятору и фекальному насосу. На прицепе смонтирован циклон с цистерной, всасывающее сопло, гидроцилиндр, трубопроводы водяного насоса, сливные клапаны, обратный клапан, обратный клапан всасывающей магистрали и механизм подъема всасывающего оборудования. Монтируется это оборудование с помощью промежуточных балок, удлинителя и кронштейнов для установки топливного бака. Рама двигателя установлена на трех шарнирных опорах.

На кронштейне двигателя установлен гидронасос, получающий вращение от приводного ремня крыльчатки. Всасывающее устройство соединено через патрубок и гибкий рукав с циклоном 6. Между нагнетательным патрубком и диффузором установлена задвижка, которая закрывает выход воздуха из вентилятора при пуске двигателя, а при длительной остановке предохраняет рабочую полость вентилятора от попадания посторонних предметов и атмосферных осадков. Всасывающее устройство поддерживается во время работы на трех роликах.

Машина может работать по вакуумной схеме, когда уборка обрабатываемой поверхности происходит за счет разрежения и больших скоростей воздушного потока‘в сопле, или .по.гидравлц—ческой схеме за счет перекачки воды насосом 18 из сопла в Цистерну. По вакуумной схеме машина может также работать по уборке воды и мусора. Разрежение воздуха производится с помощью вентилятора высокого давления. Воздушная струя, проходя через сопло, захватывает частицы воды или пыли и уносит их в циклон. Скорость движения воздуха в циклоне резко надает, при этом пыль, мусор и:вода осаждаются в цистерне 5, а очищенный воздух через трубу ^выбрасывается вентилятором в атмосферу.

При содержании автомобильных дорог одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и правильной организаций! движения является разметка (маркировка) на проезжей части разграничительных линий, линий безопасности, нанесение: надписей, символов и знаков и окраска обстановки пути как на автомобильных дорогах, так и на городских проездах, площадях и аэродромах. Для выполнения этих работ служат марки ров -щи к и, До последнего времени наиболее широкое распространение имели машины с пневматическим распылением жидких красочных составов, монтируемые как на автомобильных и тракторных шасси, обеспечивающих значительный запас краски, так и на различных самоходных малогабаритных пневмоколесных тележках.

Маркировщик ДЭ-3 смонтирован на самоходном сельскохозяйственном тракторном шасси Т-16М и предназначен для нанесения жидкими красками сплошных и прерывистых линий на усовершенствованные покрытия дорог, улиц и аэродромов, а также для покраски обстановки пути и различных дорожных сооружений. Основными агрегатами маркировщика являются рабочий орган, состоящий из краскораспылителя и ограничительных дисков, компрессор; ресивер, резервуар для краски, бзк для растворителя и механизм: перемены шага пунктира. Маркировщик оборудован трубопроводными коммуникациями, контрольно-измерительной аппаратурой и механизмами управления, Он имеет систему промывки коммуникаций, краскораспылитель и резервуары для краски. В качестве дополнительного оборудования придается пистолет-краскораспылитель для различных покрасочных работ.

Машина ДЭ-3 проста в обслуживании, использует общестроительную окрасочную аппаратуру массового применения и обеспечивает автоматическое нанесение краски.

МаркировщикДЭ-18смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Он работает по такому же принципу пневмораспыливания красочных составов, как и машина ДЭ-3, но имеет более мощный компрессор и может одновременно наносить до трех линий большей ширины, что необходимо для аэродромов.

Техническая характеристика маркировщиков приведена в табл. 9.2.

За последнее время появились машины для нанесения линий термопластичными материалами, состоящими из термопластичного вяжущего (основанного на синтетических или природных смолах) пигмента, светлых наполнителей и рефлектирующих присадок. Большинство этих машин выполняет маркировку, основываясь на гравитационном и пневматическом принципах. При гравитационном способе термопластичная масса, разогретая в машине до температуры 150—220° С, вытекает на покрытие под действием собственного веса. Формирование контуров линий и их толщина осуществляются за счет высокой консистенции материала и формы регулируемого выходного щелевого отверстия.

Таблица 9.2
Техническая характеристика маркировщиков для нанесения жидких красочных составов

При пневматическом способе разогретый материал поступает к выходному отверстию под давлением до 12 кгс/см2, дробится направленным потоком сжатого воздуха и через щелевое отверстие вытекает и формируется на покрытии в маркировочный знак.

В качестве базовых машин для маркировщиков термопластичным материалом используются автомобильные шасси, а в конструкциях, предназначенных для выполнения работ небольшого объема, самоходные пневмоколесные тележки.

Типичным представителем ряда таких малогабаритных машин является маркировщик Н-10 Хофман (ФРГ), который может быть оснащен оборудованием для нанесения маркировочных линий гравитационным и пневматическим способами. Оборудование смонтировано на трехколесной тележке, сзади которой установлен бензиновый двигатель с воздушным охлаждением, снабженный регулятором частоты вращения. От двигателя крутящий момент передается на привод ведущего колеса.

Основными элементами этого маркировщика являются компрессор, резервуар для термопластичного материала, рабочий орган, система обогрева резервуара и рабочего органа, система рефлекторизации наносимых линий. Резервуар для термопластичного материала установлен в передней части рамы и заключен в коробчатый кожух. Внутри кожуха циркулирует теплоноситель (минеральное масло), обеспечивающий разогрев материала в резервуаре до 250 °С.

Нагрев теплоносителя осуществляется с помощью газобаллонной установки, состоящей из баллона для сжиженного газа, редуктора давления, горелок и арматурных элементов. В оборудовании для нанесения термопласта самотеком щелевой рабочий орган прикреплен к днищу кожуха резервуара.

К рабочему органу прикреплен пистолет для внесения под давлением в маркировочный знак рефлектирующего материала. Материал к пистолету поступает из бункера, установленного перед резервуаром для термопласта. Работа пистолета синхронизирована с работой пневмо-
цилиндра, открывающего или закрывающего заслонку бункера рабочего органа. Команда на срабатывание пневмоцилиндра осуществляется пневмоклапаном. Компрессор приводится от двигателя. Резервуар для термопласта оборудован заправочными горловинами (для материала и теплоносителя) с быстросъемными крышками. Внутри горловин смонтированы фильтры. Резервуар оборудован ручной мешалкой для перемешивания материала или его смешивания с рефлектирующими сферами.

Рабочий орган машины с нанесением термопласта пневматическим способом состоит из пистолета-распылителя, ограничительных дисков, формирующих боковые контуры маркировочной линии, и механизма подъема, состоящего из пневмоцилиндра и рычагов. Пистолет находится в кожухе, внутри которого циркулирует теплоноситель. Располагаясь между двумя ограничительными дисками, пистолет не только наносит маркировочный знак, но и формирует его поперечный контур за счет мгновенного прекращения подачи материала в канал истечения, который перекрывается запорной иглой. Команда на исполнительный механизм краскораспределителя осуществляется с помощью пневмокрана, открывающего или прекращающего доступ сжатого воздуха в цилиндр запорной иглы.

В схеме управления работа краскораспределителя сблокирована с работой пневмоцилиндра. При нанесении маркировочной линии пневмоцилиндр прижимает ограничительные диски к покрытию, причем момент начала контакта дисков с покрытием совпадает с началом истечения материала из насадки пистолета. При прекращении маркировки или в момент пропуска при нанесении прерывистой линии диски поднимаются над покрытием. Отсутствие зазора в точке контакта диска с покрытием обеспечивает получение четкого бокового контура наносимой линии.

Управляет машиной идущий за ней оператор с помощью рукоятки, на которой закреплены рычаги управления работой двигателя. Для ориентации машины по разметочной линии она оснащается стержневым визиром. Время затвердевания материала в зависимости от его толщины, температуры и погодных условий — от 10 до 120 с.

Помимо термопластичных материалов, за рубежом получают распространение пластичные клейкие пленки различной ширины, покрытые с наружной стороны серебристыми рефлектирующими сферами, а с внутренней — клейким веществом. Для механизации их наклейки применяют самоходные пневмотележки с разматывающим устройством, валиками для прижатия пленки к покрытию и механизмом для отделения от клеющей поверхности пленки нейтральной полосы вощеной бумаги.

—-

К специальным автомобилям для летнего содержания городских дорог относятся поливочно-моечные , подметально-уборочные машины, а также машины для механизированной очистки колодцев и сетевой ливневой канализации.

Поливочно-моечные машины. Их применяют при мойке и поливке дорог с асфальто- и цементобетонными покрытиями и прилотковых участков, а также для сметания пыли, грязи и мусора; они могут быть использованы для поливки зеленых насаждений, тушения пожаров и подвоза воды. Эти машины снабжают съемным снегоочистительным и подметальным оборудованием, что расширяет их универсальность и позволяет использовать в разное время года. Выпускают их на автомобильном шасси или в виде прицепов и полуприцепов к автомобилям и тракторам. По назначению они делятся на моечные, поливочные и собственно поливочно-моечные. Основные элементы рабочего оборудования всех поливочно-моечных машин — цистерна с водой, насос для подачи воды к направляющим аппаратам-насадкам (соплам), система всасывающих и нагнетательных трубопроводов с арматурой.

Широко применяют поливочно-моечную машину ПМ-130Б на шасси ЗИЛ-130. На таком шасси (ЗИЛ-130) выпускают машину АКПМ-3, предназначенную в основном для работы на аэродромах, а также КДМ-130А для использования на автомобильных дорогах и городских улицах. Для мойки городских дорог применяют также машину РС-66 на шасси автомобиля ГАЗ-66, оснащенную поливочно-моечным оборудованием. Разрабатывается новый вариант поливочно-моечной машины КО-001 на базе шасси КамАЗ.

Поливочно-моечная машина ПМ-130Б (рис. 2.1) предназначена для мойки асфальтобетонных дорог и их прилотковых участков в летнее время; может быть использована также для поливки зеленых насаждений и тушения небольших пожаров. Машина имеет две модификации: основное исполнение — ПМ-130Б, на автомобильном шасси ЗИЛ-130 и исполнение с прицепной цистерной ПМ-130П, на шасси прицепа ИАПЗ-754В. Шасси автомобиля ЗИЛ-130 как базу машин ПМ-130Б и ПМ-130П, совершенствуют— усиливают передние и задние рессоры, устанавливают дополнительно фару. Рабочее оборудование машины ПМ-130Б включает цистерну, сетчатый фильтр, центральный клапан, водяной насос, систему трубопроводов с двумя поворотными насадками. Кроме того, для использования в зимний период машина оснащается плужно-щеточным снегоочистительным оборудованием. Гидросистема машины состоит из гидронасоса НШ-10Е, гидробака вместимостью 14 л с фильтром, гидрораспределителя типа Р75-22, гидроцилиндра привода центрального клапана и гидролинии. В состав дополнительного оборудования входят всасывающие рукава, пожарная колонка и пожарные стволы.

Работает машина по следующей схеме: вода из цистерны проходит через водяной фильтр и центральный клапан и поступает на вход центробежного насоса, который направляет ее под давлением через трехходовые краны по напорному трубопроводу к насадкам. Напорный трубопровод имеет два боковых выхода к вентилю и гайкам для присоединения пожарных шлангов. Установка насадков (сопел) для мойки и поливки дорожных покрытий допускает две степени свободы при их повороте (рис. 2.2).

Рис. 2.1. Поливочно-моечная машина ПМ-130Б (без подметально-уборочного оборудования)
1 — базовое шасси; 2— цистерна; 3 — раздаточная коробка; 4 — насадок

Отбор мощности для привода рабочих органов и механизмов машины (со щеточным оборудованием) осуществляется от двигателя базового шасси через коробку перемены передач автомобиля и раздаточную коробку РК.-12Б (рис. 2.3), которая прикреплена к коробке перемены передач с правой стороны по ходу машины. Крутящий момент от раздаточной коробки передается на шестеренный насос гидропривода машины, водяной насос и на привод щетки. Щетка расположена под машиной (между задними и передними колесами) под углом в 28° к поперечной оси машины.

Рис. 2.2. Схема установки насадков:
а — при мойке; 6 — при поливке

Рис. 2.3. Кинематическая схема машины ПМ-130Б (с подметально-уборочным оборудованием):
1 —двигатель ЗИЛ-130; 2—коробка передач ЗИЛ-130; 3—насос шестеренный правого вращения; 4—карданный вал; 5—водяной насос 4А-6; 6 — раздаточная коробка; 7—конический редуктор привода щетки; 8 — щетка; 9 — цепная передача; 10 — ручной тормоз

Цистерна — сварная конструкция из листового проката овальной формы, внутри которой расположены фильтр, контрольная труба, отстойник и центральный клапан. Для предотвращения раскачки воды при движении машины в центре имеются два волнореза. Контрольная труба ограничивает наполнение цистерны (5000 л). Для увеличения ее полезной вместимости (до 6000 л) контрольную трубу наращивают за счет так называемого надставка. С помощью центрального клапана управляют подачей воды, поступающей на вход водяного насоса. Центральный клапан имеет цилиндрическую обечайку, в которой расположены два отверстия для задержания некоторого количества воды, необходимого для заливки водяного насоса при заборе воды из водоемов. Водяной насос 4К-6ПМ — центробежный, одноступенчатый, консольного типа. Вход воды в рабочее колесо — осевой.

Насос крепится к правому лонжерону машины двумя стремянками и кронштейном.

Поливочно-моечная машина оборудована двумя поворотными насадками, состоящими из поворотного устройства и насадков щелевого типа. Для мойки лотков применяют специальный насадок, устанавливаемый взамен правого переднего. Рабочее давление воды 0,35—0,45 МПа.

Для тушения пожара поливочно-моечной машиной ПМ-130Б пожарный рукав со стволом присоединяют к поперечной трубе.

Краны и вентили для подачи воды на все другие потребители в этом случае закрывают.

Гидросистема машины (без плужно-щеточного оборудования) предназначена для управления центральным клапаном. Управление осуществляется гидроцилиндром из кабины машины с помощью гидрораспределителя. При оснащении машины плужно-щеточным оборудованием используют дополнительно гидроцилиндры подъема плуга и щетки.

Машина ПМ-130П оборудуется дополнительной цистерной, устанавливаемой на прицепе. Вместимость цистерны-прицепа — 5000 л. Прицепная цистерна имеет пробковый кран и отстойник. Забор воды в прицепную цистерну аналогичен ее забору в основную.

Комбинированную дорожную машину КДМ-130А изготовляют на шасси автомобиля ЗИЛ-130-66 в двух вариантах: летнем (поливочно-моечная машина ПМ-130А) и зимнем (пескоразбрасыватель ПС-130А с комплектом снегоочистительного оборудования). Постоянным навесным оборудованием для обоих вариантов служит щетка. Основные элементы привода и рабочего оборудования машины ПМ-130А аналогичны машине ПМ-130Б (с плужно-щеточным оборудованием).

Для обеспечения тягового баланса необходимо выявить силы сопротивления, возникающие при движении специальных автомобилей. Расчетными являются рабочий (тяговый) и транспортный режимы работы поливочно-моечных машин без плужно-щеточного оборудования.

Рис. 2.4. Классификация подметально-уборочных машин

По типу рабочих органов подметально-уборочные машины делятся на бесщеточные (вакуумные, пневматические), щеточные и комбинированные (щеточно-вакуумные, щеточно-пневматические). Наиболее распространены при летней уборке улиц и дорог щеточные подметально-уборочные машины, которые монтируют на автомобильных и специальных шасси, а также на прицепах. По методу обеспыливания щеточные подметально-уборочные машины (конические и транспортные щетки) делятся на машины с мокрым (с помощью воды) и сухим обеспыливанием (за счет отсасывания пыли воздушной струей). Конические щетки используют для подметания прилотковой зоны, а транспорт — для транспортирования смета в бункер. Однако применяют эти щетки на машинах довольно редко. В качестве материала для ворса щеток используют металлическую (стальную) проволоку, синтетическое моноволокно и пиассаву.

Подметально-уборочная машина КО-304 предназначена для механизированного подметания проезжей части улиц, дорог, площадей с асфальто- и цементобетонным покрытием, транспортирования смета в бункер машины и его выгрузки в специальных местах. Эта машина щеточного типа с пневматическим транспортером и увлажнением дорожного покрытия оборудована на шасси автомобиля ГАЗ-БЗ-02. Основные элементы рабочего оборудования — центральная цилиндрическая щетка, расположенная между передними и задними колесами под углом 60° к продольной оси машины, цилиндрическая лотковая щетка, подборщик, бункер-циклон, система увлажнения.

Рис. 2.5. Схемы систем транспортирования смета:
а — прямое забрасывание смета в бункер; б — механическая двухступенчатая подача смета; в — то же. трехступенчатая; г, д—пневматическое транспортирование смета: 1 — щетка; 2—бункер для смета: 3 смет; 4 – конвейер; 5 — шнек; 6 — вентилятор; 7 — всасывающий рукав

Рис. 2.6. Типы щеток:
а — цилиндрическая; б — коническая; в — ленточная; 1 — сплошная навивка ворса; 2—ворс — метелкой; 3 — ворс — пучком

Машина подметает проезжую часть дороги с помощью центральной щетки. Смет с проезжей части подается в зону лотковой щетки, перед которой установлен цельносварной с кожухом лотковой щетки подборщик. Потоком воздуха, создаваемым вентилятором высокого давления типа ВВД-9у, смет из подборщика направляется по всасывающему рукаву в бункер-циклон и, ударившись в отбойный лист, оседает на дно бункера. Обеспыливание в процессе работы обеспечивается подачей воды в область расположения центральной и лотковой щеток и в сопло подборщика, где происходит ее распыление форсунками. Вода подается вихревым насосом типа 1В-0,9М.

По системе транспортирования смета в бункер (рис. 2.5) они подразделяются на машины с прямым забрасыванием смета в мусоросборник, с механической двух- и трехступенчатой подачей смета, с пневматическим транспортированием смета.

Применяемые на щеточных подметально-уборочных машинах щетки подразделяются на цилиндрические, конические и ленточные или транспортерные (рис. 2.6). Цилиндрические щетки могут быть со сплошным расположением ворса, метельчатыми или пучковыми. Их используют для подметания дорожного покрытия и подачи смета на транспортирующие устройства или непосредственно в бункер.

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от коробки перемены передач через коробку отбора мощности, карданный вал и клиноременную передачу. Ведущий шкив клиноремен-ной передачи привода вентилятора соединен с обгонной роликовой муфтой, которая отключает вентилятор от трансмиссии при внезапном торможении. Привод лотковой щетки — от гидромотора через цилиндрический редуктор, центральной — непосредственно от гидромотора. Гидропривод машины используют для привода рабочих органов, подъема и опускания в рабочее положение щеток, запирания задней крышки бункера, перемещение бункера в наклонное положение при его разгрузке.

Гидросистема состоит из шестеренного насоса, аксиально-поршневых гидромоторов, гидрораспределителя, фильтра, дросселей, гидроцилиндров, соединительных гидролиний. Система увлажнения включает в себя водяной насос, водяной бак вместимостью 760 л, фильтр-отстойник, форсунки, всасывающие и напорные трубопроводы, а также краны управления потоком воды. Вода поступает во всасывающий трубопровод водяного насоса и подается насосом под давлением 0,25— 0,3 МПа к форсункам центральной и лотковой щеткам и в сопло подборщика.

Бункер-циклон — цельносварной, внутри имеет отбойный лист и металлическую сетку для отделения от воздушного потока смета (рис. 2.7). При разгрузке бункер поворачивается назад телескопическим гидроцилиндром. Для наблюдения за уровнем смета с правой стороны бункера сделана смотровая дверка.

Цилиндрическая лотковая щетка укреплена на машине с помощью двух штанг с шаровыми наконечниками, которые образуют параллелограммный механизм, обеспечивающий при движении машины копирование щеткой формы бордюра и дороги у лотка. Привод щетки, сидящей на валу цилиндрического редуктора, осуществляется от гидромотора. Ворс щетки капроновый, закреплен на ее трубе проволокой методом навивки и прижимается к дорожному покрытию перестановкой зажима нижнего конца троса подвески щетки в регулировочном кронштейне на кожухе. Центральная цилиндрическая щетка с одной стороны закреплена на валу гидромотора, с другой — опирается на сферический подшипник; крутящий момент от вала гидромотора передается на вал щетки через шариковую муфту, установленную на валу гидромотора. Ворс щетки прижимается к дорожному покрытию натяжением пружин, на которых вывешена центральная щетка. Просадка ворса лотковой и центральной щеток в рабочем положении должна быть в диапазоне 5—20 мм.

Базовое шасси автомобиля ГАЗ-53-02 тоже дооборудовано приборами, обеспечивающими работу спецоборудования: кнопкой включения звукового сигнала, фарой освещения лотковой щетки и ножным переключением света для работы водителя справа.

Вакуумная подметально-уборочная машина ВПМ-53А смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ-53А, по назначению и схеме аналогична машине КО-304 и во многом с ней унифицирована. Основное отличие заключается в наличии механического привода центральной и лотковой щеток, дополнительных раздаточного и конического редукторов привода этих щеток, двух цепных и трех карданных передач. Гидравлическая схема ВПМ-53А тоже аналогична схеме машины КО-304, отсутствуют лишь гидромоторы привода щеток и дроссели, управляющие частотой их вращения.

Рис. 2.7. Схема воздушной системы:
1— бункер-циклон; 2 — сетка; 3—колено; 4— всасывающий рукав; 5 — смет; 6 — отбойный лист; 7 — вентилятор

Дальнейшей модернизацией машины К0-304 стала подме-тально-уборочная машина КО-304А, отличающаяся от базового варианта расположением и конструкцией рабочих органов, а также наличием механического ходоуменьшителя (рис. 2.8).

На машине КО-304А центральная щетка расположена ближе к задним колесам за подборщиком под углом 75° к продольной оси машины. Торцовая лотковая щетка конического типа установлена с правой стороны перед подборщиком смета. Подборщик закреплен перед центральной щеткой у правого края. Назначение и принцип действия рабочих органов аналогичен машине КО-304.

В трансмиссии машины КО-304А взамен промежуточного подшипника карданного вала базового шасси смонтирован ходоуменьшитель, привод которого осуществляется от вторичного вала коробки перемены передач автомобиля через карданный вал. Выходной вал ходоуменьшителя соединен карданным валом с ведущим валом-шестерней главной передачи заднего моста автомобиля.

Рис. 2.8. Подметально-уборочная машина R0-304A:
а — конструкция; 6 — кинематическая схема; 1 — вентилятор; 2 — лотковая щетка; 3 — рукав подборщика; 4 — подборщик; -5 — центральная (главная) щетка; 6 — бак для воды; 7 — бункер-циклон; 8—шасси ГАЗ-53-02 ; 9— карданный вал; 10 — гидромотор 210.20; 11 — ходоуменьшитель; 12— карданный вал привода вентилятора; 13 — промежуточный карданный вал; 14 — коробка отбора мощности; 15—гидронасос НШ-32; 16 — ведущий шкив вентилятора с обгонной муфтой.

Гидравлическая система машины КО-304А по назначению аналогична маш*ине КО-304, отличаясь от последней исполнением отдельных элементов.

Подметально-уборочная машина ПУ-53 (рис. 2.9) работает с увлажнением подметаемой полосы и с механическим транспортированием смета в контейнер. Специальное оборудование состоит из подметального устройства, конвейера со шнековыми питателями, контейнеров для смета и его распределителя, системы увлажнения, механизмов привода рабочих органов и управления ими.

Подметальное устройство состоит из главной цилиндрической щетки, находящейся за задними колесами машины, и двух торцовых (конических) лотковых щеток, расположенных между передними и задними колесами по обе стороны машины, которые позволяют убирать улицы с двусторонним и односторонним движением транспорта (при движении уборочной машины в направлении движения транспорта). Лотковая щетка захватывает мусор с прилотковой зоны у бордюрного камня и подает его в центр в зону действия главной щетки. Впереди главной щетки расположен с двумя шнековыми питателями конвейер для транспортирования смета. Главная щетка направляет смет на шнековые питатели, которые подают его на цепной наклонный конвейер скребкового типа, установленный перед щеткой, посередине машины. Под верхним концом конвейера расположен контейнер, в который через распределитель поступает смет (распределитель позволяет равномерно загружать контейнеры), который загружают путем перемещения установленных на машине заполненных сметой контейнеров в наклонное положение или заменой их на порожние. Разгрузка и замена контейнеров механизирована и производится с помощью гидроцилиндров. Лоткорые щетки установлены на раме базового шасси посредством рычажной параллелограммной системы. Привод лотковых щеток — гидравлический.

Рис. 2.9. Подметально-уборочная машина ПУ-53:
1 — кузов; 2—распределитель смета; 3—цепь со скребками; 4— бак для воды; 5—крышка кузова; 6— цилиндрическая щетка; 7— короб шнеков; 8 — конический редуктор; 9 — червячный редуктор с гидромотором; 10— лотковая щетка; 11 — контейнер для смета; 12 — увлажнитель; 13—базовое шасси

Рис. 2.10. Кинематическая схема машины ПУ-53М:
1 — двигатель; 2 — коробка передач базового шасси; 3 — коробка отбора мощности; 4 — шестеренный насос НШ-32Л; 5—предохранительная муфта; 6—раздаточный редуктор; 7— гидромотор МНШ-46; 8— червячный редуктор; 9— лотковая щетка; 10—водяной насос; 11 — конический редуктор; 12— шнеки; 13—цепная передача; 14 — цилиндрическая щетка; 15 — конвейер; 16—натяжной механизм

Рабочие органы машины закрыты кузовом с откидными боковыми дверями с обеих сторон и откидной задней частью. Открывание откидных боковых дверей кинематически связано с механизмом выгрузки контейнеров. Откидная часть кузова обеспечивает доступ к низу конвейера, главной щетке и механизму подъема конвейера. Поднимается и опускается откидная часть кузова гидроцилиндром и фиксируется гидрозамком.

Все управление специальным оборудованием расположено в кабине водителя. Крутящий момент от двигателя базового шасси передается через коробку отбора мощности, предохранительную муфту, раздаточный и конический редукторы на приводной вал конвейера и вал шнекового питателя, а также на привод главной щетки (рис. 2.10). Второй (верхний) вал коробки отбора мощности служит для привода масляного шестеренного насоса. Гидропривод машины (рис. 2.11) состоит из: шестеренного насоса; гидроцилпндров подъема и опускания лотковых и главной щеток, нижней части конвейера, откидной части кузова, перемещения контейнеров для смета; гидромоторов привода лотковых щеток; гидрораспределителя; гидробака; фильтров; гидролиний. На машине установлены два контейнера, унифицированные (itb местам установок в гнезда) с контейнерами, применяемыми для сбора и вывоза бытового мусора мусоровозом М-30.

Рис. 2.11. Гидросхема машины:
1 — гидрораспределитель; 2 — насос НШ-32Л; 3—фильтр; 4—вентиль; 5 — гидробак; 6—гидрозамок; 7 — гидроцилиндр; 8 — гидродвигатель МНШ-46

Система увлажнения включает два сообщающихся водяных бака, в которые встроены гидробаки гидропривода, водяной насос вихревого типа, трубопроводы, фильтр отстойник и форсунки, установленные перед лотковыми щетками и увлажняющие зону их действия.

Машины для механизированной очистки колодцев и сетей ливневой канализации. Это — нлососы, предназначенные для механизированной очистки колодцев от ила и транспортирования его к месту выгрузки, и машины для очистки ливневых и общесплавных сетей канализации от осадка и для устранения засоров. Такие машины поступают в эксплуатацию двух типов — вакуумного и гидродинамического. Специальное оборудование этих машин смонтировано на автомобильном шасси. Очищают сети ливневой канализа-“ции от осадков и устраняют в них засоры гидродинамическим способом.

Рис. 2.13. Илососная машина ИЛ-980А:
1 — цистерна; 2—пневмосистема; 3—рейка регулировки числа оборотов двигателя; 4 — гидропривод; 5 — вакуум-насос; 6— базовое шасси; 7— установка замков крышки

Илососная машина ИЛ-9 80А на шасси автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 2.13) представляет собой машину вакуумного типа и используется при механизированной очистке колодцев ливневой канализации от ила и для транспортирования его к месту выгрузки.

Рабочее оборудование машины состоит из цистерны, внутри которой находится механизм выгрузки ила; вакуум-насоса; гидропривода; пневмосистемы и дополнительного оборудования.

Цистерна внутри разделена перегородкой на два отсека: передний для чистой воды, необходимой для мытья илового отсека и охлаждения вакуум-насоса, и задний, разделенный выталкивающим поршнем, в свою очередь, на два отделения — для ила и иловой воды.

В верхней части заднего отсека имеется зазор (между поршнем и внутренней поверхностью цистерны), через который иловая вода может перетекать из отделения для ила в отделение для иловой воды. Ил из колодцев ливневой канализации забирается за счет разрежения, создаваемого в цистерне вакуум-насосом (рекомендуемое разрежение 0,05 МПа). При наполнении илового отсека содержащаяся в нем вода осветляется и перетекает через зазоры в отделение для иловой воды. По мере наполнения этого отделения иловая вода периодически удаляется через сливную трубу и затвор, установленный под цистерной. Как только задний отсек цистерны заполнится, воду из отделения для иловой воды сливают обратно в колодец и из него вытаскивают и устанавливают на машине всасывающую трубу. Илосос транспортирует ил к месту разгрузки и выгружает его с помощью выталкивающего поршня, имеющего привод от гидроцилиндров. При выдвижении одновременно открывается связанная с ним механическими тягами задняя крышка.

Спецоборудование илососа состоит из: сварной цистерны, крышки с замками, стрелы, вакуум-нагнетательной системы, выталкивающего поршня, пневмоцилиндров, тяг, опоры стрелы, приемного лючка, гидроцилиндров подъема стрелы.

Вакуум-нагнетательная система машины (рис. 2.14) служит для создания вакуума или избыточного давления в отсеках цистерны во время работы. Основные элементы ее: ротационный вакуум-насос, четырехходовой кран, предохранительные клапаны, водоотде-лительный бачок, трубопроводы с арматурой. В отделении для иловой воды установлен клапан выпуска иловой воды, который перекрывает всасывающую трубу при наполнении отделения водой. В водо-отделительном бачке установлен поплавковый клапан, который исключает возможность попадания иловой воды в вакуум-насос. В напорной линии вакуум-насоса установлены два предохранительных и один редукционный клапаны. Предохранительный и редукционный клапаны отсека чистой воды настроены на избыточное давление 0,07 МПа, предохранительный клапан илового отсека — на 0,05 МПа. Задняя крышка цистерны запирается (отпирается) с помощью замков, имеющих привод от гидроцилиндров. На машине имеется пнев-мосистема для управления с помощью пневмоцилиндров клапаном всасывающей трубы, фиксатором поворотного устройства стрелы и четырехходовым краном. Привод вакуум-насоса и гидронасоса осуществляется от коробки отбора мощности (рис. 2.15), имеющей два выходных вала.

Крутящий момент передается вакуум-насосу через карданный вал, цепную передачу и муфту. Гидронасос закреплен на коробке отбора мощности.

За кабиной водителя установлена рейка для регулировки частоты вращения двигателя автомобиля, позволяющая, кроме того, регулировать и частоту вращения двигателя вакуум-насоса. Частота вращения ротора вакуум-насоса при создании ра-зрежения в цистерне не должна превышать 241/с, а при создании давления в цистерне — 12,51/с.

Гидропривод илососа используют для выгрузки ила из цистерны, подъема и опускания стрелы, закрытия задней крышки цистерны. Он состоит из гидронасоса; гидробака; двух реверсивных золотников; золотников с электромагнитным управлением и управляемым от кулачка; гидроцилиндров разгрузочного устройства подъема и опускания стрелы, запирания (отпирания) замков крышки цистерны; фильтра; предохранительного клапана непрямого действия; гидролинии.

Пневмосистема илососа состоит из пневмоцилиндров управления клапаном всасывающей трубы, фиксатора стрелы, управления четырехходовым краном; четырех электроуправляемых пнев-моклапанов; регулятора давления, настроенного на давление 0,15 МПа; трехходовых клапана и крана; системы трубопроводов.

Воздух в систему управления механизмами подается из ресиверов поворотом рукоятки трехходового крана. Уровень ила на машине контролируется с помощью электрической дистанционной системы.

Машина К0-502 для очистки канализационных сетей на шасси автомобиля ЗИЛ-130 предназначена для гидродинамической очистки ливневых и других сетей канализации от осадка и для устранения в них засоров (рис. 2.16). Машина очищает, трубы диаметром 150—600 мм и работает при температура окружающего воздуха не ниже +5 °С.

Рис. 2.14. Вакуум-нагнетательная система машины ИЛ-980А:
1 — цистерна; 2 — всасывающая труба; 3 — клапан всасывающей трубы; 4 — выталкивающий поршень; 5 — поплавковый клапан; 6 — клапан выпуска иловой воды; 7 — предохранительный клапан отсека рабочей зоны; 8 — редукционный клапан; 9 — водомерное стекло; 10 — глушитель; 11 — четырехходовой кран; 12 — трехходовой кран; 13—моновакуумметр; 14 — водоотде-лительный бачок; 15 — предохранительный клапан илового отсека; 16 — вакуум-насос РВН-6И; 17 — фильтр; 18 — противовзрывной клапан

Рис. 2.15. Кинематическая схема машины ИЛ-980А:
1 — двигатель шасси ЗИЛ-130; 2—коробка перемены передач ЗИЛ-130; 3 — коробка отбора мощности; 4 — гидронасос; 5 — карманный вал; 6—цепная передача; 7 — муфта; 8—ва-куум-насос; 9 — датчик тахометра

Основное специальное оборудование машины (см. рис: 2.16): цистерна, водяной насос, барабан с рукавом высокого давления, обмывочная камера. Работает машина следующим образом: чистая вода подается насосом из цистерны в напорный рукав высокого давления (до 10 МПа), на конце которого находится размывочная головка с соплами (рис. 2.17). Выходя из сопел вода создает реактивную силу, которая перемещает размывочную головку вперед вместе с рукавом и одновременно обеспечивает размыв осадка в трубе. Скорость движения размывочной головки вперед зависит от диаметра прочищаемого трубопровода, вида самой головки, загрязненности трубы и от подачи воды. При движении размывочной головки вперед напорный рукав высокого давления сматывается с барабана, а в конце прохода переключается гидропривод, барабан начинает вращаться в обратную сторону и наматывает напорный рукав высокого давления, который тянет за собой размывочную головку. Выходящие из сопел со скоростью 90—100 м/с струи воды окончательно очищают внутренние поверхности сети от загрязнения. Чтобы рукав не засорился илом, а также чтобы не произошел его обрыв при вытаскивании из трубы, наиболее загрязненные трубы очищают в несколько проходов (по 10—15 м).

На раме, прикрепленной шестью стремянками к лонжеронам шасси, на трех опорах устанавливается сварная эллиптической формы цистерна для воды вместимостью 4700 л. Внутри цистерны есть волнорезы для предотвращения колебания воды при движении машины. Полезная вместимость цистерн ограничивается высотой переливной трубы. На заднем днище установлено водомерное стекло (см. рис. 2.16) в виде стеклянной трубки с двумя крышками.

Рис. 2.16. Машина К0-502 для очистки канализационных сетей:
1 — цистерна; 2 — облицовка; 3—водомерное стекло; 4 — барабан; 5 —обмывочная камера; 6 — рама; 7 — трансмиссия; 8 — опора; 9 — базовое шасси; 10 — пульт управления; 11 — насос высокого давления ГА-347

Заполняют цистерну водой из водопроводной сети через кран и фильтр, расположенные в ее передней части. Рукав высокого давления длиной 100 м намотан на барабан с гидравлическим приводом (от гидромотора).

Сзади машины установлена обмывочная камера (для обмыва рукава высокого давления при извлечении его из колодца), в нее подают воду водяным насосом под давлением 0,5—1 МПа, которое можно регулировать вентилем. Обмывочная камера состоит из наружного и внутреннего цилиндров, двух колец, соединяющих эти цилиндры, кронштейна и штуцера.

Рабочим процессом управляют с пульта управления, расположенного сзади машины на раме.

Крутящий момент от двигателя передается через коробку передач, карданную передачу и раздаточную коробку на вал гидронасоса (посредством клиноремен-ной передачи), а от раздаточной коробки через карданную передачу — заднему мосту шасси.

Водяная система машины состоит из цистерны с переливной трубой, водяного насоса, вентилей, трубопроводов, заправочной системы, рукавов высокого давления с набором размывочных головок, обмывочной камеры. Гидропривод машины включает гидронасос, гидромотор привода барабана намотки (размотки) рукава высокого давления, дроссель с предохранительным клапаном, золотник, фильтр, гидролинии. Предохранительный клапан настроен на давление 12,5 МПа.

Для удобства обслуживания машины КО-502 переставлен глушитель с левой стороны машины на правую (для снижения загазованности зоны работы оператора); выхлопная труба выведена выше кабины машины; стояночный тормоз переставлен с коробки передач на нижний вал раздаточной коробки; рычаг управления раздаточной коробки выведен в кабину; переставлен также тормозной кран подачи воздуха к прицепу машины (он установлен на правом лонжероне машины) и используется для продувки трубопроводов водяной системы; сдублировано управление частотой вращения двигателя с выводом рычага на пульт.

Илососные машины работают, находясь на месте, поэтому тяговый баланс этих машин на рабочем режиме не рассматривается.

При расчете энергетического баланса машин для механической очистки колодцев и сетей ливневой канализации вы-яьляют их мощность.

Рис. 2.17. Схема размывочной головки для гидродинамической очистки ливневых сетей

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Машины для летнего содержания дорог"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства